ОБЖ ,педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Способы развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности………………………………………………..5

1.1. Эмоционально-волевое развитие человека и эмоционально-волевая саморегуляция учащихся ……….………………………………………………..5

Глава 2. Методы и технологии развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ………………………………………………………………………………26

2.1. Методы и примы развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности учащихся средствами учебной деятельности по ОБЖ……………………………………………………………26

2.2. Технологии развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ…………………………………………….33

2.3. Пример урока по ОБЖ с развитием эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности «Особенности развития самоконтроля старшеклассников на уроке ОБЖ»……………………………………………..42

Глава 3. Практические выводы по развитию эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ……………………………………………………………48

3.1. Краткие выводы по методам обучения и развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ……………………………………………………………48

Заключение……………………………………………………………………….52

Список использованной литературы……………………………………………54

  

Введение:

 

Жизнь в современном динамично развивающемся обществе предъявляет особые требования к личности человека, особенно к его эмоционально-волевой сфере. Увеличивающиеся эмоциональные нагрузки требуют от человека проявления волевых качеств. Они необходимы и для самоопределения, так как оно предполагает умение ставить перспективные цели, планировать этапы их достижения, характер волевых усилий для определения объективных и субъективных трудностей при реализации плана.

В этой связи развитие эмоционально-волевых качеств личности школьника — проблема, приобретающая все большую актуальность в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы поведения ребёнка в учебно-воспитательном процессе .

Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. В основной школе увеличивается трудность учебных задач, объем преподаваемого материала, количество предметов, ослабляется роль внешнего контроля. Большое значение приобретает наличие целевой перспективы, развернутого планирования, осуществление самоконтроля и саморегуляции. В связи с интенсификацией деятельности повышаются требования к развитию способности адекватной самооценки результатов учебного труда.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Объект — Эмоционально-волевая сфера человека

Предмет – Способы развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ

Цель – Рассмотреть способы развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ

Задачи:

1. Представить эмоционально-волевое развитие человека и описать эмоционально-волевую саморегуляцию учащихся

2. Дать характеристику методам и приемам развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности учащихся средствами учебной деятельности по ОБЖ

3. Представить технологии развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ

4. Представить пример урока по ОБЖ с развитием эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности «Особенности развития самоконтроля старшеклассников на уроке ОБЖ»

5. Сделать краткие выводы по методам обучения и развития эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности средствами учебной деятельности по ОБЖ

Методы: ретроспективный анализ учебной и научной литературы, сравнение, анализ-синтез, дедукция-индукция.

Теоретическая и практическая значимость работы: работы представляет собой законченное исследование, материалы могут быть использованы при подготовке по предмету «ОБЖ». Практические методы и выводы позволяют расширить методологическую базу учителя ОБЖ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Весьма распространенным среди современных учащихся способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств .

В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

В настоящее время, развитие страны требует от педагогов подготовки физически здоровых школьников, адаптированных к условиям современной жизни. Многие виды деятельности способствуют оздоровлению организма и воспитанию морально-волевых качеств, но современная погоня за спортивными или учебными достижениями негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Необходимо найти новую технологию обучения безопасной жизнедеятельности, которая максимально решала бы проблемы воспитания, образования, учила жить в гармонии с природой, выживать в современном мире..

Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время и педагогика в целом, и каждый учитель в отдельности все чаще задаются вопросами: чему учить и как учить? Какое образование нужнее: техническое или гуманитарное? Каким предметам нужно отдавать предпочтение в школьном курсе? И это всего лишь маленькая часть проблем сегодняшней школы. Другого рода проблемы — это проблемы воспитания. Зачастую учитель превращается в урокодателя, забывая при этом, что урок, помимо обучающей, носит и воспитывающую функцию. Такое отношение к учебному процессу губительно действует и на саму педагогическую идею воспитания и обучения гармоничного человека будущего, а также сужает рамки получаемых знаний, препятствует образованию атмосферы сотворчества в школе.

Цель работы достигнута. Задачи решены.

Объект и предмет рассмотрены.

Работа представляет собой законченное исследование, материалы работы могут быть использованы при подготовке по предмету «ОБЖ», а также для более глубокого научного изучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально-волевого компонента безопасности жизнедеятельности

1.1. Эмоционально-волевое развитие человека

Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра (англ. emotionally volitional sphere) — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции .

Идею связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л. С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека» .

Эту идею развивает Е. О. Смирнова. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям» .

Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции на этом этапе связаны так же с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над формированными психическими новообразованиями.

Интересный подход в понимании природы волевого усилия в регуляции деятельности развивает в настоящее время В. К. Калин.

Он выделяет особую внутреннюю активность человека, проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных условиях — как развёрнутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком.

В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций .

В. Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты. Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь.

Эмоции играют в жизни человека значительную роль. Под действием эмоций учащается и замедляется сердцебиение и дыхание, меняется давление, работа желез и секреций. Слишком сильные негативные переживания приводят к болезням, и, наоборот, отмечены случаи улучшениясамочувствияидажевыздоровленияподдействиемположительных эмоций .

Эмоции выполняют ряд важных функций:

• сигнальная: эмоциональные изменения сигнализируют о необходимости выполнения определенных действий в ответ на влияние внешних факторов (например, избегание опасности, продолжение рода и т.п.);

• отражательно-оценочная: организм производит ускоренный «экспресс-анализ» полученной информации и выдает результат в виде эмоций (радость, печаль,гнев);

• регуляторная: в результате эмоциональной реакции личность направляет и корректирует свое поведение;

• энергетическая: эмоции несут в себе большое количество психической энергии, направив которую в нужное русло можно достигнуть больших успехов. Эмоционально значимая деятельность имеет большие результаты, чем нейтральная;

• коммуникативная: мы получаем более полную информацию о собеседнике.

Выделяют два уровня проявления эмоций:

• Экcnрессия – внешнее проявление эмоций: через мимику, жесты, голос, движения, речь и т.д.

• Импрессия – внутреннее проявление эмоций: учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр. Благодаря внешним проявлениям мы можем понять состояние нашего собеседника, но у проявления эмоций есть не только информативная функция.

Проявляясь, эмоции ослабляются и дают выход энергии, что спасает человека от перенапряжения. Сдерживать и не давать выход эмоциям довольно вредно, так как эта энергия все равно найдет выход, например, в качестве заболевания. Эмоциям не обязательно давать прямой выход, можно найти альтернативный путь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы