Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Способы обогащения словарного запаса в процессе обучения русскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса обогащения словарного запаса учащимися общеобразовательной школы 6
1.1. Изучение словарного запаса учащихся ООШ: история вопроса 6
1.2. Основные понятия по изучению путей обогащения словарного запаса учащихся 9
Выводы по 1 главе 13
Глава 2. Методы и приемы обогащения словарного запаса учащихся в процессе обучения русскому языку 15
2.1. Планируемые результаты обогащения словарного запаса во ФГОС ООО и УМК 15
2.2. Традиционные и нетрадиционные методы обогащения словарного запаса 19
2.3. Обобщение опыта работы педагогов по обогащению словарного запаса учащихся 28
Выводы по 2 главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 34

  

Введение:

 

Русский язык — это один из богатейших языков мира. Он постоянно пополняется все новыми словами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. По словам Н. А. Добролюбова «Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.
Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». [1] Необходимость в совершенном овладении языков поддерживают не только литературные критики про-шлого столетия, но и государство в настоящее время.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет свои требования к предметным резуль-татам изучения предметной области «Филология» по русскому языку «…обогащение активного и потенциального словарного запаса, расшире-ние объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения» [20].
В таком случае, задача преподавателя русского языка в основной общеобразовательной школе — формирование развитой речевой культуры у учащихся, в соответствии с развитием и потребностями современного мира. Несмотря на постоянное увеличение лексического состава языка, фактически людьми, а в частности школьниками, используется лишь малая его часть.
На основе вышеизложенного, можно подвести итог: пополнение пас-сивного и активного словарного запаса учащихся – это одна из главных проблем обучения русскому языку. Она играет очень важную роль в ре-шении общей задачи языковой подготовки обучающихся, что обусловило актуальность выбранной темы.
Объект изучения — словарный запас.
Предмет — методы и приемы обогащения словарного запаса.
Цель: выяснить основные способы обогащения словарного запаса обучающихся в процессе обучения русскому языку.
Данная цель обусловила выбор следующих задач.
1. Выяснить историю изучения словарного запаса учащихся.
2. Определить основные понятия по изучению путей обогащения словарного запаса учащихся.
3. Определить особенности методов обогащения словарного запа-са во ФГОС ООО и УМК
4. Выяснить традиционные и нетрадиционные методы и приемы обогащения словарного запаса.
5. Обобщить опыт работы педагогов по обогащению словарного запаса учащихся
Практическое значение работы: материалы исследования могут быть использованы преподавателями и студентами в ВУЗе на теории и ме-тодики обучения русскому языку, а также учителями русского языка в школе.
Решение поставленных задач осуществлялось применением следую-щих основных методов исследования.
1. Анализ научно-методической литературы по выбранному во-просу.
2. Наблюдение за процессом обучения.
3. Изучение результатов деятельности учащихся с помощью анке-тирования, тестирования, устного опроса.
4. Обобщение и систематизация полученного материала.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения , двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении указаны общие параметры исследования: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, практическое значение работы и методы ис-следования.
В 1 главе представлены теоретические основы изучения вопроса обо-гащения словарного запаса учащимися общеобразовательной школы.
Во 2 главе проанализированы традиционные и нетрадиционные ме-тоды и приемы обогащения словарного запаса, а также особенности их применения во ФГОС и УМК.
В заключении представлены общие выводы по исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь человека – один из важнейших показателей уровня его культу-ры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логич-но и объективно, и основным средством для этого служит изучение языка.
«Речевые навыки школьника – это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом, – умение построить одно-сложный и развернутый ответ на вопрос, устно или письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно), написать сочинение (на литературную и нелитературную тему, так называемое со-чинение «на свободную» тему, сочинения-миниатюры и т.п.), вести пере-писку, составлять планы, конспекты, рефераты».
Под влиянием различных языковых условий речь учащегося разви-вается, но школа обязана сделать этот процесс целенаправленным, чётким и организованным. Очень важно, чтобы работе по развитию речи уделя-лось внимание не только на отдельных, специальных занятиях (действую-щая программа отводит на это не менее 11% учебного времени), но и на занятиях по морфологии, лексике, пунктуации. Содержание, объем и уро-вень сложности уроков по развитию речи определяются этапом обучения того или иного класса, а также его индивидуальными психолого-педагогическими характеристиками.
Обогащение речи школьников. Как отмечает большинство методи-стов, это направление подразделяется на работу со словарным запасом ученика и работу с грамматическим строем.
Задача преподавателя русского языка заключается в обучении детей правилам отбора слов, которые должны учитывать, во-первых, тему вы-сказывания, во-вторых, ситуацию, адресата и цель высказывания, в-третьих, семантические особенности и сочетательные возможности исполь-зуемых слов, в-четвертых, форму высказывания.
Первое и второе правило связаны в основном с отбором содержания высказывания, третье и четвертое – определяют отбор языковых средств, в том числе лексических».
Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся дол-жен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет со-бою определенную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса обогащения словарного запаса учащимися общеобразовательной школы
1.1. Изучение словарного запаса учащихся ООШ: история вопро-са
Несмотря на достаточную изученность темы в классических и совре-менных трудах по методике преподавания русского языка, проблемы, свя-занные с практическим использованием методических рекомендаций, остаются. Ситуация усугубляется растущим невниманием учащихся к про-изведениям русской и тем более древнерусской литературы. Новые требо-вания, предъявляемые к организации современного урока.
Изучение художественного произведения представляет собой слож-ную, кропотливую, но увлекательную работу, требующую от читателя, ис-следователя не только глубоких знаний, но и талант интерпретатора. В её основе лежит комплексный анализ текста, предполагающий рассмотрение сложно организованной структуры во взаимодействии всех компонентов. Как отмечал
В школе изучение любого художественного произведения, а особен-но классического, должно предваряться серьёзной лексической и словар-но-семантической работой, причём рассредоточенной во времени и жела-тельно охватывающей значительную часть школьного курса русского языка.
Предварительная пропедевтическая работа над лексическим значе-нием незнакомых слов приведёт школьников к 1) «узнаванию» текста, 2) привлечению внимания к тексту, 3) пониманию текста, 4) осознанной рабо-те над идейно-тематическим содержанием художественного текста, а может быть, и к 5) увлечению творчеством данного писателя (поэта). [14]
Наибольшие трудности возникают с пониманием устаревшей, диа-лектной и заимствованной лексики, которая становится частью пассивного словарного запаса школьников. Поэтому работу над некоторыми словами, которые встретятся учащимся при изучении произведений, целесообразно начинать с пятого-шестого классов во время изучения программных тем по русскому языку: «Устаревшие слова (архаизмы и историзмы)» (вклю-чить в качестве примеров слова из «Слова о полку Игореве.»); «Диалект-ные слова» (примеры из рассказов М. А. Шолохова); «Заимствованные слова» (украинизмы в произведениях Н. В. Гоголя, заимствованная лекси-ка в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т. п.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы