Лингвистика. Английский язык Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Способы лексической реализации концепта «Religious Figure» в современном английском языке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Структура ФСП и методы его анализа 5
1.1. Понятие «священнослужитель» в философии, социологии, политике и религиоведении 5
1.2. Понятие «семантическое поле» 7
1.2.1. Методы анализа семантического поля: компонентный анализ 10
Выводы 13
Глава II. Функционально-семантическое поле, реализующее понятие «Религиозный деятель» в современном английском языке 14
2.1. Тезаурусное представление понятия «священнослужитель» 14
2.2. Общий объем ФСП «Church official» 16
2.2.1. Классификация семантических полей в составе гипонимических полей 16
2.3. Дифференциальные признаки компонентов семантического поля 18
Выводы 20
Заключение 21
Библиография 23

  

Введение:

 

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется особенностям религии, которая может влиять на поведение большого количества людей. Так, существует большое количество книг по религиоведению, психологии, социологии и философии о вере и предназначению человека в этом мире.
Что касается современной лингвистики, то существует большое количество исследований, посвященных различным концептам, которые могут быть как элементами индивидуально-авторских картин мира, так и элементами одной или нескольких национальных картин мира (В.А. Звегинцев, Е.А. Мишутинская, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.). Одним из таких концептов является концепт «religious figure». Анализируемый концепт представляет собой составляющий компонент категории «Религия». До девяностых годов XX века в нашей стране не было работ, включающих анализ единиц, обозначающих священнослужителей.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что понятие «religious figure» является разноплановым явлением, поскольку наименование определенных служителей зависит от вида религии. Кроме того, повышается интерес лингвистов к проблемам взаимодействия языка, мышления и культуры, а также наблюдается малая изученность объекта исследования, которыми являются лексические единицы, вербализующие концепт «religious figure».
Объект данного исследования – концепт «religious figure».
Предмет исследования – лексические единицы, составляющие концепт «religious figure».
Цель данной курсовой работы – определить основные способы лексической реализации концепта «religious figure» в современном английском языке.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
 рассмотреть определение понятие «священнослужитель» в философии, социологии, политике и религиоведении;
 раскрыть понятие «семантическое поле»;
 выделить методы анализа семантического поля;
 проанализировать тезаурусное представление понятия «священнослужитель»;
 определить общий объем ФСП «Church official»;
 рассмотреть особенности классификации семантических полей в составе гипонимических полей;
 выделить дифференциальные признаки компонентов семантического поля.
В работе использован комплексный метод исследования, включающий анализ специальной теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам, связанным с темой исследования, метод словарных дефиниций, метод сплошной выборки материала, компонентный анализ.
Материалом исследования служит корпус лексических единиц, которые используются для номинации религиозный деятель в английском языке, выявленных в ходе анализа дефиниций, представленных в толковых словарях. Основным источником материала являлись словари The Oxford Dictionary Online, The Cambridge Dictionary Online, The Macmillan Dictionary, https://www.thefreedictionary.com/, https://dic.academic.ru.
Теоретическая значимость данного исследования обусловлена комплексностью понятия религиозный деятель.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования практической части при анализе и изучении концептов.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной курсовой работы было определить основные способы лексической реализации концепта «religious figure» в современном английском языке. Для этого был поставлен ряд задач.
Так, рассмотрев определения понятия «священнослужитель» в философии, социологии, политике и религиоведении, мы пришли к выводу, что данное понятие является собирательным термином и обозначает любое лицо, совершающее богослужение.
Проанализировав определения понятия «семантическое поле» было отмечено, что для его анализа используются несколько методов. В рамках данного исследования был выбран компонентный анализ.
Анализ практического материала указывает на то, что концепт «Religious Figure» в современном английском языке реализуется посредством различных ФСП. Одним из составляющих данный концепт ФСП является ФСП «Church official», который включает несколько семантических полей, объединяющих лексические единицы, обозначающие различные виды священнослужителей. В частности были выделены следующие семантические поля: 1. наименования религиозных деятелей по рангу в церковной иерархии; 2. наименования религиозных деятелей по выполняемой функции; 3. общие наименования религиозных деятелей.
Статистический анализ позволил определить, что наиболее объемным является поле наименования религиозных деятелей по выполняемой функции, которое составляет 59% от отобранного материала. Лексические единицы, объединяющиеся в поле «Наименования религиозных деятелей по рангу в церковной иерархии» составляют 25% от отобранного материала. Что касается поля «общие наименования религиозных деятелей», то оно наиболее численно и составляет всего 16% от проанализированных единиц.
Кроме того, анализ практического материала позволил выделить 11 когнитивных признаков, которые формируют содержание исследуемого концепта в английской языковой картине мира: выполнение религиозных функций; оценка деятельности и образа жизни представителей церкви; облачение служителей культов; принадлежность к определенному религиозному направлению; место выполнения обязанностей, отличающееся названием институции; занимаемый статус в церковной иерархии; членство в религиозной общине; принятие обета безбрачия, бедности и покорности; манера поведения при чтении проповеди; избираемость на место; жизнь по канонам церкви.

 

Фрагмент текста работы:

 

Задачей данного параграфа является рассмотрение различных подходов к определению понятия «священнослужитель» и других смежных понятий, характеризующих данную сферу деятельности человека с точки зрения различных наук.
Так, с точки зрения религиоведения священнослужителем в православии и католицизме является «служитель культа, имеющий духовный сан (епископ, священник, дьякон) и отправляющий богослужения и требы (кроме дьякона); лицо, имеющее одну из степеней священства» [14]. Данный термин имеет узкое определение, поскольку исключает ряд лиц. В частности, исследователи отмечают, что необходимо разграничивать понятия священнослужитель и церковнослужитель, поскольку священнослужитель является «лицом, имеющим благодать непосредственно участвовать в совершении Таинств (диакона), совершать Таинства (пресвитера) или поставлять других людей для совершения Таинств (епископа)» [14]. Соответственно, они подразделяются на три иерархические степени (по восходящей): диаконы, священники (пресвитеры) и епископы (архиереи) [7].
Что касается церковнослужителей, то в православии к ним относятся: иподиакона, чтеца и свещеносца. В католицизме до Второго Ватиканского собора к ним относили: аколита, экзорциста, чтеца и остиария. После Второго Ватиканского собора оставлены лишь чтецы и аколиты [7].
Схожее определение находим в толковом словаре Д.Н. Ушакова: священнослужитель – служитель религиозного культа, имеющий одну из т.н. степеней священства (см. священство в 1 знач.). В отличие от т.н. церковнослужителя» [17].
С точки зрения социологии термин «священнослужитель» является собирательным и используется для обозначения «общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям» [7]. В данном случае этот термин трактуется шире по сравнению с религиоведением.
В словаре Т.Ф. Ефремовой данный термин представлен в широко и узком смысле: «1. Служитель религиозного культа у христиан, имеющий степень священства. 2. Любое лицо, совершающее богослужение» [16].
В социологии и политике отмечается важная роль священнослужителей в развитии современного общества. Так, ученые указывают, что в настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социльно-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека. «За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедническая, миссионерская, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность» [7]. Соответственно, с точки зрения социологии священнослужители – большая группа людей, объединенных общим родом занятий, определенным видом трудовой деятельности.
Таким образом, понятие «священнослужитель» в различных науках имеет схожее определение и выступает собирательным термином для обозначения лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. В то же время, исследователи отмечают значительные вариации наименования этих лиц и их обязанностей в зависимости от религии. В рамках данного исследования придерживаемся широкого понимания этого термина и определяем его как любое лицо, совершающее богослужение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы