Курсовая с практикой на тему Способы и пути обогащения словарного запаса младшего школьника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 7
1.1 Обогащение словарного запаса как составляющей части
речевого развития младшего школьника – постоянный предмет изучения ученых –
филологов и педагогов. 7
1.2 Основные задачи современной школы по речевому развитию
младшего школьника в соответствии с ФГОС НОО.. 11
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ
РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 15
2. 1 Лексическая работа как основная составляющая урока
русского языка. 15
2.2 Использование универсального комплексного словаря для
работы в школе и дома как средство пополнения словарного запаса. 20
2.3 Речевые уроки как способ формирования коммуникативных
умений. 20
2.4 Словарные диктанты с продолжением – возможная форма
работы над словом. 26
2.5 Словесные головоломки – загадки, построенные на материале
слов. 27
2. 6 Кроссворды как средство обогащения словарного запаса. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
Введение:
Всю свою жизнь человек общается с теми, кто его окружает. Общение –
одна
из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно
творят друг друга…» [1].
Речь человека –
это важнейший и незаменимый компонент общения, поэтому каждый человек должен
стремиться к тому, чтобы уметь говорить правильно и понятно, поддерживать
взаимоотношения с окружающими, добиться успеха в своей деятельности, а значит,
от того, как говорит человек, каким словарным запасом обладает и как его
использует, во многом зависит комфортное ощущение человека себя в социуме.
Слово как
составляющая часть речи может стать сильным орудием, инструментом, средством
воздействия, если оно сказано правильно, умело, вовремя. О мощном воздействии
слова наиболее ярко, на наш взгляд, говорят стихотворные строки В. Шефнера «Словом
можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» [2].
Проблема
Элочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», словарный
запас которой «легко и свободно» [3] насчитывал всего тридцать слов, волновала
не одно поколение. Имя сатирического персонажа романа стало нарицательным и по
сей день символически означает недалекого, невежественного человека с
ограниченным кругозором, которому нельзя уподобляться.
Поэтому речевое
развитие школьника по-прежнему остается предметом внимания ученых,
специалистов, педагогов. Пополнение словарного запаса ученика, аргументы в
пользу чтения книг, развитие речи и интеллекта во все времена считалось главной
и первостепенной задачей школы, учителей, родителей, однако в наше время она
становится не менее, а может быть, даже более актуальной, чем когда-либо. Если
еще 20-30 лет назад досуг ребенка заполнялся в первую очередь чтением, то
сейчас вседоступность виртуальных соблазнов, обилие гаджетов и всемогущество Интернета,
присваивающего пальму первенства, постепенно оттесняет чтение литературы на
второстепенные позиции. Именно поэтому проблема по обогащению словарного запаса
младшего школьника становится еще более важной, а миссия учителя и родителей еще более ответственной.
Таким образом,
актуальность вопроса диктуется самим временем, потребностями страны, в том
числе требованиями ФГОС нового поколения [4], в основе которого лежит системно-деятельностный
подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного современного общества.
В соответствии со
Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе. В приоритете – становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. А такое возможно, только
если обучающийся будет всесторонне развит, грамотен, обладая навыками владения
правильной устной и письменной речи и т. д. Поэтому задача современной школы, а
значит и прежде всего учителя начальной школы (на наш взгляд, одновременно с
родителем) – сформировать развитую речевую культуру сообразно потребностям
современного общества.
Во все времена
самым верным способом расширения словарного запаса считалось чтение. В наше
время информационных технологий, отдавая должное величайшему техническому
прогрессу, мы не можем не отметить, что чтение книг для современного школьника становится
далеко не популярным и любимым занятием, поскольку живое общение зачастую
заменяется виртуальным, а эталоном для подражания становится вовсе не язык
художественной литературы, а речь блогеров, популярных ведущих и шоуменов, что
в корне неправильно, ведь устная речь не является полноценным источником
пополнения словарного запаса.
Каждый возрастной
период отличается своими особенностями в речевом развитии, но наиболее важными
ступенями в освоении речи по-прежнему являются дошкольный и младший школьный
возраст. Обучающиеся начальной школы в силу своего юного возраста очень
восприимчивы, пытливы, еще достаточно внимательны к учебе, книгам, чтению,
советам и наставлениям учителя и родителя, поэтому очень важно, на наш взгляд, не
упуская времени, пока еще младшие школьники не вступили в пубертатный период с
его подростковым максимализмом, приложить все усилия для речевого развития
детей именно сейчас.
Поэтому, несмотря
на то, что проблема обогащения словарного запаса не нова и становилась
предметом исследования многих ученых как на научно-теоретическом, так и на
практическом уровне, ее решение и новые подходы к ее решению остаются серьезной
задачей.
Если ранее развитие
речи ребенка рассматривалось в
основном как могучее средство общения, проявляющееся в процессе овладения языком,
при котором происходит овладение закономерностями словообразования,
грамматики, синтаксиса, то сейчас многие
ученые предлагают рассматривать речь и как социальное явление: средство познания
окружающего мира, усвоение опыта, накопленного человечеством, как средство общения и взаимодействия людей и планирования действий [5].
Чем богаче и шире словарный
запас человека, и особенно у младших школьников, тем сильнее осознает
и воспроизводит человеческое мышление
явления объективной реальности, так как словарь
обозначает предметы и явления окружающего мира и выражает связи и отношения между ними.
Считая чтение
художественной литературы по-прежнему самым первым и важным способом пополнения
словарного запаса, в этой работе мы рассмотрим точки зрения на проблему ученых
и педагогов, а также определим возможные способы и пути обогащения словарного
запаса младших школьников. Это и
станет целью нашего исследования,
которая предполагает рассмотрение основных задач:
– выявить содержание понятия
«словарный запас» и его возможный объем;
– определить особенности решения
вопроса речевого развития на современном этапе в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом;
– определить основные методы и приемы,
направленные на обогащение словарного запаса обучающихся начальной школы.
Объект
исследования: процесс обогащения словарного запаса
младших школьников.
Предмет
исследования: методические средства, формы организации учебного
процесса, этапы работы над лексическим значением слов на уроках русского языка
в младших классах. комплекс упражнений, направленных на
обогащение словарного запаса младших школьников. Решение поставленных задач
осуществлялось применением лингвистического (работа с толковыми,
орфографическими, словообразовательными словарями, синонимов, антонимов и др.)
и описательного методов исследования.
Практическая
значимость работы заключается в предоставлении разнообразного дидактического материала
для учебной деятельности, который может быть востребован учителями начальной
школы в образовательном процессе.
Структура
исследования: работа имеет следующую структуру:
введение, в котором обоснованы актуальность, цель, задачи работы, а также
объект и предмет исследования; 2 главы – теоретическая и практическая;
заключение, в котором делаются обобщающие выводы по всей работе; список использованной
литературы, приложения.
Заключение:
Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть разные точки зрения
ученых и педагогов на проблему пополнения словарного запаса младших школьников
в наше время и определить способы и пути обогащения их словарного запаса. Достигнутой
цели мы достигли путем решения следующих задач:
– выявили содержание понятия «словарный запас»;
– изучили особенности решения
вопроса на современном этапе в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом;
– определили основные способы,
направленные на обогащение словарного запаса обучающихся.
Из всего вышеприведенного можно
сделать вывод: речевое развитие школьника, и в частности
пополнение словарного запаса, по-прежнему остается предметом внимания ученых,
специалистов, педагогов и первостепенной задачей школы, учителей, родителей. В
наше время эта задача становится не менее, а может быть, даже более актуальной,
чем когда-либо.
Это вызвано в первую
очередь обеспокоенностью общества снижением у детей интереса к чтению книг и
все возрастающей ролью в их жизни гаджетов и Интернета. Художественная
литература перестает быть основным источником пополнения словарного багажа, а
эталоном речевой культуры становятся СМИ, в частности популярные блогеры и
шоумены, хотя общеизвестно, что устная речь не может быть полноценным
источником пополнения словарного запаса.
Именно поэтому в условиях новых технологий и
информатизации общества новый подход к
образовательной системе, разработанный ФГОС, призван сформировать новый тип
личности, человека, который сможет соответствовать новым требованиям и запросам
времени. Это значит, что обучение должно стать непрерывным процессом,
призванным обеспечить младшему школьнику целостное развитие и становление его
как личности.
Основными задачами начальной школы по-прежнему
являются развитие речи, активизация умственной деятельности, формирование способностей к межличностной коммуникации и других умений и навыков у младших школьников, а наиболее важным теперь становится развитие у
обучающихся универсальных способов действий, которые позволяют им стать
субъектами учебной деятельности.
В качестве приоритетных результатов освоения программы
начального общего образования приняты метапредметные (регулятивные,
коммуникативные и познавательные) и личностные результаты. Универсальные учебные действия – это
умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать
новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к
саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
В новых условиях
лексическая работа на уроках и во внеурочное время ( с привлечение родителей в
том числе) становится стержневой в образовательном процессе, а пополнение
словарного запаса должно стать сквозной темой не только на уроках русского
языка и литературы, но и на уроках математики, окружающего мира и т. д.,
поскольку основная задача школы – научить каждого ребенка говорить правильно и понятно, чтобы
поддерживать взаимоотношения с окружающими, добиться успеха в своей
деятельности и комфортно ощущать себя в социуме. Все это возможно только при
наличии у школьника богатого словарного запаса.
Таким образом, мы
определили главное: способов и путей пополнения словарного запаса чрезвычайно
много, как традиционных, так и интерактивных, важно, чтобы эти способы и пути
речевого развития определяли всю совокупность
межличностных отношений и взаимодействий, в которые вступают
младшие школьники в процессе учебно-познавательной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Обогащение словарного запаса как составляющей части речевого
развития младшего школьника – постоянный предмет изучения ученых – филологов и
педагогов
В системе начального образования
речевому развитию младших школьников, и прежде всего обогащению их словарного
запаса, всегда отводилось самое значительное место. И это не удивительно, поскольку
предмет «русский язык» призван был обучить грамотному – устному и письменному –
владению речью и, развивая абстрактное мышление, память и воображение,
способствовал интеллектуальному развитию ребёнка.
Вопросу речевого развития детей
уделяли внимание многие известные ученые, писатели, литературные критики и
педагоги: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев.
О важности вдумчивого и осмысленного
подхода к слову, о работе над самой природой слова, о связи слова с окружающим
миром писали еще К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Родной язык в их понимании –
это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных.
«Через родное слово отражается вся история духовной жизни народа» [6].
Огромный вклад в развитие вопроса
внесли также советские ученые А. В. Текучев, М. Т. Баранов, М. Р Львов, Т. А.
Ладыженская и др., которые, разрабатывая методику обучения русскому языку, в
своих трудах обосновали главное: язык – важнейшее средство человеческого
общения, формирующий у учащихся языковые и речевые умения и навыки.
Проблемами развития речи школьников
в начальной школе занимались такие ученые, как Л. П. Федоренко, В. П. Канакина, Л. А. Ефросинина, С. В. Иванов, Л. А.
Гдалевич, Н. И. Жинкин, О. И. Зимняя, Л. Н. Федоренко, Т. К. Донская, И. Б.
Игнатова, Т. В. Самосенкова, А. Д. Дейкина и др., которые были едины в
следующем: развитие речи должно носить систематический и многоплановый
характер.