Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Способности и их развитие в учебной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты способностей и их развития в учебной деятельности 5
1.1. Понятие способностей 5
1.2. Развитие способностей у школьников 15
Глава 2. Практические аспекты способностей и их развитие в учебной деятельности 21
2.1. Результаты эмпирического исследования 21
2.2. Практические рекомендации по улучшению умственного развития школьника 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Основой и средством психического и личностного развития человека является образование. В настоящее время перспективной формой образо-вания является развивающее образование. Школа стремится как к познава-тельному обогащению учащихся, так и к развитию их личности в целом. Учитывая это, в обучении необходимо использовать особый педагогиче-ский подход, основанный на знании законов, регулирующих развитие психических процессов.
Основная роль в реализации особого педагогического подхода при-надлежит начальной школе, поскольку именно в этот период ученики ак-тивно осваивают знания и умение учиться. Память на протяжении всей жизни человека является одной из основных психических функций, и именно в младшем школьном возрасте происходит основное развитие мышления и памяти.
В частности, создаются благоприятные условия для овладения тех-нического сознательного запоминания, формируется произвольная мнемо-ническая деятельность. Это обусловливает необходимость изучения спосо-бов развития мнемонических способностей учащихся, основанных на овладении различными операционными механизмами.
«Был проведен ряд исследований в этом направлении, где изучались функциональные и операционные основы способностей, их диагностика и развитие (В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина, 1990); проведена диагно-стика способностей младших школьников в образовательной деятельности (Т.В. Зотова, 1991). [3]
В школьной практике существует мнение учителей, что развитие мнемонических способностей у детей происходит самостоятельно, в про-цессе выполнения учебных заданий, и этот процесс не требует особого внимания.
И все же, не освоив необходимый уровень способностей в начальной школе, ученикам старших классов трудно работать с большими объемами информации, что замедляет темп и снижает эффективность их познаватель-ной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение условий повышения эффективности способностей школьников является ак-туальной задачей психологии образования.
Таким образом, актуальность проблемы целенаправленного разви-тия способностей учащихся в процессе их учебной деятельности очевидна.
Объект исследования: способности учащихся.
Предмет исследования: развитие способностей учащихся.
Цель исследования: выявить особенности развития способностей школьников.
Гипотеза исследования: использование сильных сторон в учебной де-ятельности учащихся поможет повысить продуктивность запоминания учебного материала. В соответствии с целью и гипотезой в нашем исследо-вании, поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению способностей учащих-ся.
2. Провести теоретический анализ способностей, изучить их структу-ру и механизмы развития.
3. Изучить влияние способностей на успеваемость учащихся.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психическое развитие — это развитие, характеризуемое различными типами мышления: творческим, когнитивным, теоретическим и т.д. Стиль мышления: аналитический склад ума, образное мышление Качества ума: сообразительность, гибкость, независимость, критичность, умение дей-ствовать в уме.
Когнитивные процессы: внимание, воображение, память, восприя-тие. Мыслительные операции: выделение, сравнение, анализ, синтез, систе-матизация.
Когнитивные навыки: умение ставить вопрос, выделять и формули-ровать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы, применять знания. Навыки обучения: планируйте, ставьте цели, читайте и пишите в нужном темпе, делайте заметки.
Внеклассные знания и умения, предметные знания, умения и навыки, интегрированная система общеобразовательных и специальных знаний.
В школьной практике важно диагностировать интеллектуальные способности учащихся. Поэтому специально для этих целей был разрабо-тан тест ШТУР, который позволяет эффективно исследовать уровень ум-ственного развития учащихся среднего школьного возраста.
Таким образом, интеллектуальные способности представляют боль-шой интерес для различных дисциплин: педагогики, психологии, психоди-агностики и т.д. Важность этих способностей неоспорима.
Диагностика интеллекта занимает особое место в повышении каче-ства обучения студентов. Именно интеллектуальные способности становят-ся показателем успешности педагогической образовательной деятельности.
Следует отметить, что интеллектуальная сфера развивается не по ча-стям, а в целом: невозможно, например, развить только изобретатель-ность, не развивая гибкость ума. Поэтому в педагогике существует система методов проблемного обучения, система интерактивных методов, диагно-стических методик.
В процессе изучения соотношения школьной успеваемости и ум-ственных способностей можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась на статистическом уровне.
Была изучена теория процесса психического развития школьника и выявлены наиболее эффективные диагностические пути, предложенные в данной работе. Рассмотрев эту технику и ряд заданий, были выбраны наиболее эффективные способы улучшения психического развития. Но, по нашему мнению, тема очень «широкая» и все еще требует дополнительно-го изучения.
Во время работы над этим материалом, уровень интеллектуального развития был исследован и соотнесен со школьной успеваемостью уча-щихся, психологической и педагогической литературой.
Таким образом, в результате нашего исследования была установле-на закономерность соотношения успеваемости в школе и умственных спо-собностей, а также подтверждение этого факта нашими собственными ис-следованиями.
Наша работа может быть использована психологом для более де-тального изучения при изучении этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Теоретические аспекты способностей и их развития в учебной деятельности
1.1. Понятие способностей
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии являет-ся проблема индивидуальных различий. Сложно назвать хотя бы одно свойство, качество, черту человека, которое бы не входило в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. С одинаковыми образова-тельными программами и методами обучения мы видим все индивидуаль-ные особенности. И это прекрасно. Вот почему люди так интересны, пото-му что они разные.
Центральным моментом в индивидуальных характеристиках чело-века являются его способности, именно его способности определяют фор-мирование человека и определяют степень яркости его личности.
Способности — это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
«Человеческие способности, которые отличают человека от других живых существ, составляют его природу, но сама человеческая природа является продуктом истории», — говорит С.Л. Рубинштейн. Природа чело-века формируется и изменяется в процессе исторического развития в ре-зультате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались так, что, изменяя природу, человек узнавал ее, художе-ственные, музыкальные и т.д. Формировался вместе с развитием различ-ных видов искусства». [4]
Понятие «способность» включает в себя три основных особенности:
Во-первых, под способностями мы понимаем индивидуальные пси-хологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображе-ния, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и т.д.
Во-вторых, способности обычно не называют индивидуальными ха-рактеристиками, а только теми, которые связаны с успехом любого вида деятельности или многих видов деятельности. Существует огромное раз-нообразие видов деятельности и взаимоотношений, каждое из которых требует определенных способностей для его реализации на достаточно вы-соком уровне. Такие свойства, как нрав, вялость и безразличие, которые, несомненно, являются индивидуальными характеристиками людей, обыч-но не называют способностями, потому, что они не рассматриваются как условия успеха любой деятельности. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы