Курсовая с практикой на тему Спортивные упражнения как средство физического воспитания детей подготовительной группы в ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
I.Теоретические
аспекты организации спортивных упражнений как средство физического воспитания
дошкольников. 7
1.1
Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2.
Спортивные упражнения средство двигательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста. 14
II.
Экспериментальное исследование эффективности организации спортивных упражнений
как средства физического воспитания дошкольников. 18
2.1
Организация исследования и обоснование выбора методик. 18
2.2
Разработка и реализация комплекса мероприятий в процессе физического воспитания
детей старшего дошкольного возраста с использованием спортивных упражнений. 22
2.3. Анализ эффективности проведенной
опытно-экспериментальной работы.. 25
Заключение. 29
Список
использованной литературы.. 31
Приложения
Введение:
Актуальность
исследования. Физическое
воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование
форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений и
связанных с ними знаний, а также воспитание физических качеств (А.В.
Кенеман, Д.В. Хухлаева). На развитие теории и практики физического воспитания
детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические
работы Н.А. Межилова, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, А.И. Быковой. С
рождением ребенка забота о его здоровье становится основной. Родители (или лица
их заменяющие), создают ребенку соответствующие условия: развивающую
предметно-пространственную среду, способствуют двигательной активности,
питание, уход и т.д. Деятельность взрослых направлена на укрепление здоровья
ребенка, что составляет
содержание физического воспитания, которое при определенных условиях
обеспечивает малышу физическое развитие. Физическое развитие и здоровье —
неотделимы друг от друга. Ребенок подрастает, но забота о его здоровье
остается, и здесь подключаются воспитатели и педагоги дошкольной
образовательной организации. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников
в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми признано лишь 14%
детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья. Именно дошкольный возраст, по данным современных
исследований, является наиболее важным периодом для формирования движений:
строение, функции и взаимодействие различных органов и систем достигают в этот
период функциональной готовности, что выражается в интенсивном развитии
опорно-двигательного аппарата, заметном приросте мускулатуры, особенно крупных
мышц туловища. Интенсивно идет процесс адаптационных возможностей
сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим и нервным напряжениям. Благодаря
усилиям взрослых в процессе физического воспитания, необходимо формирование
осознанного отношения ребенка к здоровью, здоровому образу жизни, двигательной
активности. Процесс развития детей активнее проходит в игровой деятельности.
Существенное воздействие на развитие оказывают спортивные упражнения. Спортивные
упражнения способствуют развитию сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной и
других важнейших систем организма детей. Спортивные упражнения – одно из действенных средств
разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный
спутник счастливого детства. По утверждению
отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А.
Покровского, К.Д. Ушинского и др., Спортивные упражнения являются наиболее эффективным средством физического
воспитания.
Таким образом,
обнаруживаются противоречия между:
объективной потребностью общества в развитии дошкольника, обладающего высоким
уровнем развития физических качеств и недостаточной разработанностью вопроса
использования спортивных упражнений для развития этого качества. В то же время целый ряд проблем, связанных с
физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного
разрешения. К ним мы относим, в частности, недостаточное отведения времени спортивным
упражнениям.
Это
послужило выбором темы исследования:
«Спортивные упражнения как средство физического воспитания детей
подготовительной группы в ДОУ».
Объект исследования: процесс
физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация и проведение спортивных
упражнений как средства физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: поиск эффективных путей
Заключение:
В общей
системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста
занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате
целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка,
происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются
движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для
всестороннего гармоничного развития личности.
Физическое
воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в
дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть
физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники
становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
Пребывание
детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского
организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным
воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Организация
подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную
активность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять
напряжение.
Изучив теоретический аспект проблемы, подтвердив наличие актуальности, разработали и реализовали
программу, которую отобразили в комплексе мероприятий. Для этого провели
опытно-экспериментальную работу по развитию физических качеств у детей старшего
дошкольного возраста посредством подвижных игр на прогулке. В первую очередь
выявили уровень развития физических качеств (на констатирующем этапе): дети слабо
контролировали способ выполнения упражнений,
не обращали внимание на качество движений, интерес к физическим
упражнениям был низкий.
Спортивные упражнения – это наиболее доступный
и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи.
Особое
значение спортивных упражнений заключается в том, что они широкодоступны людям
самого разного возраста. Спортивные упражнения характеризуются как
многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания.
Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и
совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых
качеств. Но для того, чтобы эффект от
спортивных упражнений был положительный, необходимо при ее выборе учитывать
физиологические особенности детей; во многом успех упражнений зависит от
подготовки педагога, объяснения правил.
По итогам работы можно сделать вывод: использование подвижных игр на прогулке положительно влияет
на физическое развитие детей дошкольного
возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со
стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Выдвинутая гипотеза нашла свое научное подтверждение, задачи выполнены,
цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
I.Теоретические
аспекты организации спортивных упражнений как средство физического воспитания
дошкольников
1.1 Психофизиологические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста Старший дошкольный
возраст это дети от 5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст относится к
психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него
характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого ребенка.
Потребность двигательной активности детей 5-7 лет настолько велика, что
врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной
расточительности» [1;25].
За один год ребенок может вырасти на 7-10 см, средний рост ребёнка 5 лет –
106-107 см, масса тела 17-18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет
200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см,
масса тела 21,5 кг. [1]
Для детей шестого года
жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц;
формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и
развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная
подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата [12;90].
Установлено, что сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, которые
определяют содержание физической подготовки, в возрастном аспекте развиваются
гетерохронно. Эти данные легли в основу определения направленности
педагогических тренировочных воздействий для каждого этапа подготовки юных
спортсменов. Изучение растущего организма как целостной динамической системы
позволило определить и общие нормы нагрузок, их интенсивность в разные
возрастные периоды.
Строение и формирование
органов его тела непрерывно совершенствуются от рождения до возмужалости. Кости
у детей гибки, более эластичны, а поэтому менее ломки, чем у взрослых. Костная
система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно
прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным
воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к
подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с
функциональными и возрастными возможностями ребенка [12;89].
Процесс окостенения идет постепенно и к концу дошкольного периода еще не
завершается. Поэтому недопустимы одностороннее и непосильное для детей
физическое напряжение, длительное статическое положение. Они могут задержать
рост и развитие костного аппарата, привести к образованию различных деформаций
позвоночника. В определенной
последовательности идет развитие мышц. Сначала развиваются крупные мышцы, чья
роль чрезвычайно велика в формировании осанки, позднее – более мелкие. К 6–7
годам важно развить мускулатуру мелких мышц кисти руки. Значительно
увеличивается становая сила – сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам
до 32–34 кг по сравнению с 15–17 кг в 3–4 года [12;98].
Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования
правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный
корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является
результатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так
и положительным воздействием физических упражнений [39;93].
По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания. У ребенка нарастают
глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении
двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются
морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц,
работоспособность, совершенствование организма. К 5-7 годам у ребенка
существенно улучшается координация движений. Именно в этот период происходит
процесс освоения навыков рисования, изготовления игрушек из бумаги и картона.
Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение
точных движений пальцами и кистью.
Старший дошкольный возраст
является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте
происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования
психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных
новообразований. Старший дошкольный возраст это очень
важный и особенный период в становлении личности ребенка. В этом возрасте
отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем
организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной,
опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются
пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени
приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период
от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую
ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и
физические нагрузки. Старший дошкольный возраст является существенным этапом в
развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Ребенок
формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера,
особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется
собственное мировоззрение.
В период от 3 до 6 лет
наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных
областях коры. Самым важным моментом структурного созревания коры больших
полушарий к 5-6 годам является усложнение системы связей по горизонтали как
между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями
коры. Это
происходит за счет роста в длину и разветвления базальных дендритов и развития
боковых терминалей апикальных дендритов. Одновременно значительные изменения
претерпевают и межполушарные связи: к 6–7 годам формируется мозолистое тело,
соединяющее оба полушария. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все
предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга как основы целенаправленного
поведения и познавательных процессов.
Старший
дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности
– формируется устойчивая структура мотивов. Зарождаются новые социальные
потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять
важные для других, потребность в признании сверстников, у старших дошкольников
активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время
– стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется
потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими
нормами и т.д.), возникает новый тип мотивации – основа произвольного
поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей,
моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже
может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в
данный момент, а так как «надо».