Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему «Сплочение детского коллектива»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Педагогическое понятие коллектива. 6

1.2. Педагогический аспект развития учащихся
младших классов. 9

1.3. Особенности формирования коллектива
школьников. 13

1.4. Коллективные творческие дела и их
роль в формировании детского коллектива. 16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНИКОВ.. 20

2.1. Методики исследования. 20

2.2. Результаты экспериментальной работы
по сплочению коллектива школьников в процессе коллективных творческих дел. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   39  

Введение:

 

Актуальность исследования
состоит в том, что на сегодняшний день будущее нашего общества зависит от того,
какими личностями вырастут наши дети.

Для воспитания детей нужны
все виды совместной деятельности, которые улучшают необходимые социальные привычки
и формируются в постоянном коллективе.

 Ключевыми способами объединения детской группы
являются увлечение и включение их в совместную деятельность.

 Совместные мероприятия воспринимаются детьми, жаждущими
новых впечатлений. Они привлекают их, возбуждают повышенное настроение и энергию,
а также объединяют.

Влияние коллектива на человека
зависит от того, насколько цели и задачи команды понятны членам команды и воспринимаются
ими как свои собственные. Органическое единство личного и социального рождается
в коллективной общественно-полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм — это чувство
солидарности с группой, осознание того, что ты являешься ее частью, готовность действовать
на благо группы и общества.

Воспитание коллективизма в
школьном сообществе достигается различными способами и средствами: организация сотрудничества
и взаимопомощи в учебе, работе, общественной деятельности; совместное участие в
культурных и спортивных мероприятиях; постановка перед учащимися перспектив (целей
деятельности) и совместное участие в их реализации; активизация деятельности детских
и молодежных общественных объединений.

Теоретическая
актуальность: проблеме исследования были посвящены работы многих авторов,
например Л.И. Суравегина изучала сплочение коллектива школьников посредством
внеурочных занятий, объектом ее исследования были младшие школьники, предметом
– сплочение коллектива на внеурочных занятиях, работа была осуществлена в 4
классе, в г. Ростов-на-Дону, Школа № 21. Л.И. Суравегина смогла подтвердить
гипотезу о том, что внеурочная деятельность эффективно влияет на формирование
коллектива.

В.М. Степанова проводила
исследование о сплочении коллектива посредством реализации проектов на уроках
технологии учащихся 3 класса, в Школе № 124 г. Москвы, она смогла доказать свою
гипотезу о том, что совместная работа над проектом способствует сплочению
детского коллектива. Объектом ее исследования были младшие школьники, предметом
– проектная деятельность и ее роль  в
формировании коллектива.

Изучали вопросы сплочения
коллектива А.С. Макаренко, Уманский, Лутошкин, Петровский. А С. Макаренко в
своих исследованиях говорил о том, что превратить
коллектив в такую
социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются
содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин выделяют следующие
системообразующие признаки сплочения коллектива: Организационное единство. Направленность
групповой деятельности
.
Подготовленность к групповой деятельности. Психологическое единство коллектива.

А.
В. Петровский в своих исследованиях пишет. что сплочение коллектива происходит
через:
объединение
детей; появление лидеров и аутсайдеров; появление конфликтов. Конфликты,
возникающие в этот период, в основном, связаны с несовпадением ценностных
ориентаций и способов поведения, как отдельных членов коллектива, так и
объединяющих их групп. В этот период класс уже способен решать возникающие в
нем конфликты самостоятельно.

Это связанно
с действенностью общественного мнения, с осознанием большинством себя членами
единого коллектива, с желанием сделать его лучше, с потребностью каждого
ощущать в нем свою защищенность; разрешение конфликтов и объединение в
сплоченный коллектив.

Цель: изучить особенности
формирования детской сплоченности посредством коллективного творческого дела.

 Для достижения этой цели были определены следующие
задачи:

 1) Изучить и проанализировать педагогические, методические
рекомендации по теме исследования;

 2) Изучить условия, способствующие формированию
сплоченности детского коллектива;

 3) Определить уровень развития детского коллектива;

 4) Изучить формирование детского коллектива и дать
педагогические рекомендации для дальнейшего развития.

 Объект исследования – детский коллектив.

 Предметом исследования являются особенности формирования
детского коллектива.

Структура исследования: введение, две главы, заключение,
список литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

КТД оказывает огромное влияние
на личность каждого ребенка в коллективе, который является основной командой. В
процессе КТД дети приобретают навыки общения, учатся работать в команде, делятся
успехами и ответственностью с другими, много узнают друг о друге, наконец, становятся
друзьями. В процессе общей работы, взаимодействия детей разных возрастов, дети старшего
возраста помогают младшим детям учиться у старших. КТД становятся мощной силой,
обеспечивающей широкий спектр внешкольных занятий детей. Позитивное эмоциональное
настроение, гарантированный успех,

КТД — это верный способ соединения
и создания школьного сообщества на долгое время, создания и расширения пространства,
способствующего развитию личности.

 Таким образом, организация коллективной творческой
деятельности способствует формированию межличностных отношений у школьников.

Эта технология помогает объединить
детский коллектив, способствует личностному росту учащихся, снижает уровень конфликтности
учащихся.

Цель исследования была достигнута
путем решения следующих задач:

 1) Изучены и проанализированы педагогические, методические
рекомендации по теме исследования;

 2) Изучены условия, способствующие формированию
сплоченности детского коллектива;

 3) Определен уровень развития детского коллектива;

 4) Изучено формирование
детского коллектива и даны педагогические рекомендации для дальнейшего развития.
 

Фрагмент текста работы:

 

С. И. Ожегов в «Словаре русского
языка» дает следующую интерпретацию относительно слова «команда — группа лиц, объединенных
общей работой и общими интересами». Эта интерпретация не может быть принята как
определение команды. Это кажется слишком общим и не совсем точным. А. С. Макаренко
писал: «… Только социальная сплоченность, построенная по социальному принципу,
может быть названа командой». Коллектив как педагогический феномен в научно-методической
литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное
объединение людей или высокую степень развития группы. [2, c. 51]

 Слово «коллектив» часто используется в повседневном,
ненаучном смысле, и тогда может обозначать любую реальную группу людей. Если какую-либо
детскую ассоциацию назвать командой, напрасно ожидать такого воспитательного влияния
на личность, которую имеет настоящая детская команда. Потому что учителя должны
четко отличать настоящие детские команды от других групп детей. Ведь команда — это
один из видов реальных контактных групп.

Команда формируется из группы
людей, объединившихся для совместной целенаправленной социально-полезной деятельности
своих членов и их взаимоотношений. В современной литературе используется два значения
понятия «команда».

Первое: под командой понимается
любая организованная группа людей (например, предприятие); во-вторых, под коллективом
подразумевается только высокоорганизованная группа. Важное значение, которое приобрело
понятие «коллектив» в педагогической литературе, представляет коллектив объединения
учащихся (студентов), имеющий ряд важных аспектов.

 1. Общего назначения. Цель есть в любой группе:
у нее есть и пассажиры, застрявшие на трамвае, и преступники, создавшие воровскую
банду. Дело в том, на какую цель она направлена. Назначение группы совпадает с социальными
целями общества и государства, не противоречит доминирующей идеологии, Конституции
и законам государства.

 2. Общая совместная деятельность по достижению
этой цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в группы, чтобы
работать быстрее для достижения определенной цели. Для этого каждый член команды
должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация
мероприятий.

Члены команды отличаются высокой
личной ответственностью за результаты совместной деятельности.

 3. Отношения ответственной зависимости. Между членами
команды устанавливаются конкретные отношения, отражающие не только единство цели
и деятельности (рабочая консолидация), но и единство взаимосвязанного опыта развития
и ценностных суждений (моральное единство).

 4. Всегда избирается руководящий орган. Команда
устанавливает демократические отношения. Контрольные группы формируются путем прямых
и свободных выборов наиболее авторитетных членов команды. [6, c. 64]

Некоторые из этих характеристик
могут быть присущи другим видам групповых ассоциаций (ассоциаций, кооперативов,
корпораций и т.д.).

 Но особенно четко они проявляются только при коллективной
организации. Помимо этих характеристик у команды есть и другие очень важные особенности.
Это те характеристики, которые отражают внутри коллективную атмосферу, педагогический
климат, отношения между членами команды.

Одна из таких характеристик
— сплоченность, характеризующая понимание, защиту и «чувство товарищества», вовлеченность
в команду.

В хорошо объединенных группах проявляют взаимопомощь и
взаимоиндуктивность, доброту и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, конкуренцию.

 

Содержание:

 

Введение. 3

1    Теоретический aспект
проблемы исследовaния формировaния ученического коллективa. 6

1.1    Рaзрaботкa теории
коллективa в работах отечественных педaгогов. 6

1.2 Понятие
«коллектив», его признaки и структурa. 10

2    Прaктическое применение
методов сплочения коллектива. 16

2.1    Цель коллективa. 16

2.2    Включение школьников в
совместную деятельность. 19

2.3    Экспериментaльнaя чaсть. 21

Заключение. 26

Список
используемой литерaтуры.. 28

Приложение  30  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования, проводимой в курсовой работе, объясняется тем, что эта
проблема не нова, она обсуждалась учеными и педагогами прошлых лет, отмечая
способы воздействия на человека через коллектив и коллектива через человека и
сейчас эти проблемы остаются популярными.

Вопрос
об отношениях между коллективом и индивидом является одним из важнейших. В
условиях усиления демократизации образования, повышения значимости прав
человека и свобод человека он приобретает особое значение. На протяжении многих
десятилетий вопрос формирования личности школьника путем воздействия на
коллектив в педагогической литературе отечественных учителей практически не
рассматривался. Считалось, что человек должен безоговорочно подчиняться команде.
Сейчас другое время, и нужно выбрать новое решение, отвечающее духу времени,
опираясь на философские концептуальные основы личности и опыт мировой
педагогической мысли.

Проблема
включения ребенка в систему коллективного взаимодействия — сложный,
неоднозначный, часто противоречивый процесс. Прежде всего следует отметить, что
он является личностью. Школьники отличаются друг от друга не только внешностью,
но и характеристиками, уровнем интеллектуального развития, степенью общительности,
способностями и т. д. Поэтому они по-разному сливаются в систему коллективных
отношений, вызывают у детей разные реакции, оказывают разное, иногда полярное
влияние на команду.

Роль
личности в системе коллективных отношений во многом зависит от опыта
индивидуальной, общественной жизни. Правильный опыт определяет характер суждений,
линию поведения, систему ценностных ориентаций; могут соответствовать или не
соответствовать мнениям, ценностям и традициям поведения, выработанным в
группе. Там, где существует такая гармония, человек легко сливается с системой коллективных
отношений. Если у ученика другой опыт, ему сложнее установить отношения со
сверстниками. Особенно сложным является его положение, когда личный опыт
противоречит ценностям команды. Столкновение противоположных взглядов на жизнь
неизбежно приводит к разным, непредсказуемым результатам.

Видным
представителем русской педагогики, разработавшим теорию коллектива, был А.С.
Макаренко, он разработал методику коллективного обучения.

Значительный
вклад в изучение проблемы воспитания в коллективе внес не только А.С.
Макаренко, а также А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и другие
отечественные учителя.

Объект исследования
— учебно-воспитательный процесс в основной школе.

Предмет исследования
— ученический коллектив.

Гипотеза исследования:      если в коллективе организована целенаправленная,
совместная, руководимая деятельность, то коллектив учащихся будет более
сплоченным.

Цель исследования
— выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению детского коллектива.

Задачи исследования:                                                  

1.  Изучить
психолого-педагогическую литературу.

2.  Выявить
сущность, основные признаки классного ученического коллектива, развитие коллектива.

3.  Раскрыть
пути формирования воспитательного коллектива в школе.

4.  Разработать
научно-методическое обеспечение по формированию воспитательного коллектива в
школе.

Методы исследования:

 
Анализ отечественной педагогической литературы
по данной теме.

 
Анкетирование школьников.

 
Наблюдение за учебно-воспитательным
процессом.

Анкетирование
было проведено среди шестиклассников средней общеобразовательной школы.

Теоретическая
и практическая значимость исследования заключается в разработке
психолого-педагогических основ для формирования сплоченности детей разного
возраста и апробации рекомендаций, сделанных для укрепления сплоченности детей
в коллективе.

Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коллектив является неотъемлемой формой организации
образования.

Коллектив — это группа людей, которые влияют друг на
друга и связаны сообществом социально определенных целей, интересов,
потребностей, норм и правил поведения, которые осуществляются совместно деятельностью,
достигая таким образом, более высокий уровень, чем простая группа.

Школьная команда играет особую роль в социализации
личности. Она включает в себя единый общешкольный коллектив, классные
коллективы, кружки, спортивные секции, временные коллективные занятий. Ученик
может быть членом образовательных, профсоюзных, общественных,
художественно-творческих объединений, клубов, спортивных и других организаций,
которые по своим характеристикам можно рассматривать как коллективные.

Положение индивида в системе коллективных отношений в
наибольшей степени зависит от его индивидуального социального опыта. Именно
опыт определяет характер его рассуждений, систему ориентации ценностей и линию
поведения. Оно может соответствовать или не соответствовать идеям, ценностям и
традициям поведения, сформированным в коллективе. В местах, где это
соответствие очевидно, включение личности в систему существующих отношений
значительно облегчается. В тех же случаях, когда у ученика другой опыт, ему
сложнее установить отношения со сверстниками. Его позиция особенно сложна,
когда индивидуальный социальный опыт перечеркивает ценности, установленные в
этой команде.

Вопрос об отношениях коллективa и личности — один из
центральных, и в условиях демокрaтизaции воспитaния, соблюдения прaв и свобод
человекa он приобретaет необычайную вaжность.

Процесс включения ученикa в систему коллективных
отношений непростой, спорный и нередко противоречивый. Прежде всего, необходимо
зафиксировать, что он глубоко индивидуaлен. Школьники, будущие члены
коллективa, отличaются друг от другa по многим параметрам: состоянием здоровья,
внешностью, чертaми хaрaктерa, степенью общительности, знaниями, умениями,
многими другими чертaми и кaчествaми. Поэтому они по-рaзному входят в систему
коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают
обратное влияние на коллектив.

Как показало изучение респондентов, слаженность
команды после серии образовательных мероприятий недостаточно высока: не все
дети хотят учиться с одноклассниками, но охотно участвуют в подготовке и
проведении различных мероприятий, 70% респондентов имеют много друзей среди
одноклассников.

Цели и задачи исследования были достигнуты. Гипотеза
исследования была подтверждена экспериментально — сплочение коллектива
школьников зависит от эффективной работы руководителя класса.

Вот почему необходимо
постоянно развивать коллективизм среди учащихся, начиная с дошкольного
образования.
 

Фрагмент текста работы:

 

Формирование
детской команды — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с
первой минуты встречи с ребятами. Труды К.Н. Травина А.И. Лутошкина Т.Н.
Малковской, Л.К. Кленевской и других показали, что детская команда, при
подходящих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве, достигает
очень высокого уровня развития за очень короткое время, которое происходит
поэтапно, и каждый этап имеет свое уникальное качество.

 

1.1Рaзрaботкa теории
коллективa в работах отечественных педaгогов

 

С
самого начала создания советской школы одной из важнейших задач было создание
дружной команды на занятиях. В работе «Основные принципы единой школы труда»
сообщалось, что «в образовании наиболее важной задачей является создание
школьной группы, объединенной радостным и крепким партнерством …».
Необходимость развития студенческого коллективизма в условиях целенаправленной
воспитательной работы была проанализирована А.В. Луначарским, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и другими известными учителями.

А.В.
Луначарский считал, что должно быть разностороннее развитие личности, которая
знает, как жить в гармонии с другими людьми и с самим собой, которая социально
связана с другими симпатиями и мыслями. ««Мы хотим», — сказал он, — «обучить
человека, который будет коллективистом нашего времени, который будет жить
гораздо более общественной жизнью, чем личные интересы». Он также писал, что
только на основе коллектива можно заметить развитие личностных характеристик
человека. Воспитывая индивидуальность, основанную на идеях коллективизма,
необходимо гарантировать единство общественной и личностной ориентации, считает
А. В. Луначарский. [4]

Н.K.
Крупская основательно обосновала преимущества коллективного воспитания детей. В
своих статьях она рассмотрела теоретические основы и продемонстрировала
конкретные способы формирования и объединения детской команды. А также Н.К.
Крупская рассматривала коллектив как среду для развития ребенка и придавала
большое значение организационному единству детей в процессе коллективной
совместной деятельности. Наиболее теоретически исследованными в ее работах были
проблемы, имеющие большое практическое значение; К ним относятся такие, как:
активная позиция ребенка в создании и урегулировании коллективных отношений;
самоуправление в детской команде; связь детской команды с широким социальным
окружением и т. д. Теория коллективного воспитания стала практически использоваться
в опыте первых коммунных школ. Одну из таких школ в составе первой
экспериментальной станции народного образования возглавил С.Т. Шацкий. Он
практически продемонстрировал потенциал организации школьной команды и стал
свидетелем пользы команды начальной школы как эффективного способа организации
учащихся, который открывает широкие перспективы для всестороннего развития
личности ребенка.

Значительный вклад в
создание коллективной теории и практики внес А.С. Макаренко — он доказал, что
«из идеи пары: учитель + ученик не может быть выведен никакой метод, но из
общей идеи организации школы и коллектива». Он был первым, кто полностью
обосновал концепцию образовательной команды, организованной в рамках
гуманистических идей. Педагогические принципы, которые он установил в качестве
основы для организации детского коллектива школьного возраста, обеспечивали
упорядоченную систему обязательств и прав, определяющих социальное положение и
иерархию детей в коллективе. Система перспективных линий, принцип гласности,
отношения ответственной зависимости, принцип параллельных действий направлены
на то, чтобы дать ребенку чувство безопасности, уверенности в себе и
сформировать постоянную потребность двигаться вперед и приспосабливаться к
победе. [8]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы