Курсовая с практикой на тему Специфика жанра русской колыбельной песни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ 6
1.1 Подходы к изучению колыбельных песен и их жанровой классификации 6
1.2. Варианты классификаций колыбельных песен 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2.ПОЭТИКА КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН 16
2.1. Стилистические и структурные особенности колыбельных песен 16
2.2. Образы, приемы, композиция колыбельной песни 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Актуальность темы исследования. Жанр колыбельной песни как исторически сложившийся жанр представляет собой уникальное явление в мировой художественной культуре. Его можно считать древнейшим музыкальным жанром. С течением времени изменяются музыкальные стили, жанры, ритм жизни, но человек остается человеком: хлеб питает тело человека, а колыбельная – душу.
Колыбельная знакомит маленького человека с окружающим миром, через классические образы (божественные, родственные, животные, предметы окружающего быта), младенец познает устройство и уклад жизни, значимых персонажей и образы. Невероятно важной является и педагогическая функция колыбельных песен.
Среди аспектов изучения колыбельной песни выделяют аксиологический потенциал колыбельных песен как произведений фольклора, рассматривают следующие функции колыбельной песни: функция усыпления, воспитательная, эстетическая, оздоровительная, оберегающая, обучающая и коммуникативная функции, в каждой из которых отражается ее ценность.
Колыбельные песни изучались в фольклористическом, литературоведческом аспектах: (В.П. Аникин, О.И. Капица, С.Ф.Капица), музыкальном (Л.В. Демина, И.С. Карабулатова), колыбельная песня признается лирикой материнства и одним из инструментов педагогического воздействия (В.П. Аникин, А.Н. Мартынова, М.Н. Мельников).
В настоящее время отмечается повышение интереса в литературоведении и языкознании к структуре, содержанию и другим характеристикам колыбельных песен. Популяризация произведений фольклорного жанра с помощью кино, телевидения и интернета, включение фольклорных песен в репертуар популярных исполнителей позволило сохраниться как древним текстам, так и новым, появляющимся в практике ухода за детьми, в детской литературе, в массовой культуре.
Классическими примерами авторских колыбельных песен являются «Казачья колыбельная М.Ю. Лермонтова, «Колыбельная себе» Ф. Сологуба, «Колыбельная песня» К. Бальмонта, «Огни погасли в доме…» А. Плещеева, «Сыну, которого нет». В. Инбер.
Широкое распространение получило изучение постфольклора, который в отличие от традиционного классического фольклора, включает в себя устные и письменные жанры современного городского фольклора и сравнительно новое образование – интернет-фольклор, способы и формы бытования которого принципиально отличаются как от городского, так и от патриархального сельского фольклора.
Ценностный потенциал фольклорных текстов, существование научного интереса к определению особенностей текстов колыбельных песен актуализирует тему исследования.
Целью данной курсовой работы является выявление специфических черт жанра русской колыбельной песни
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• проанализировать теоретические основы изучения колыбельных песен и их жанровой классификации;
• рассмотреть актуальные позиции исследователей касательно классификации тематического содержания колыбельных песен;
• исследовать стилистические и структурные особенности колыбельных песен;
• выявить основные поэтические образы колыбельной песни;
• изучить образы, приемы, композицию колыбельной песни.
Объектом исследования является русская колыбельная песня. В качестве предмета исследования выступает специфика жанра русской колыбельной песни.
Для написания работы использовались различные методы исследования такие, как сравнительный, исторический, метод дедукции и индукции и другие.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов для углубленного изучения указанного жанра.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами её написания и включает в себя введение, два раздела, заключение и перечень использованных источников.
Заключение:
Колыбельная песня — особый способ аккумуляции и транслирования знаний человека о мире. Колыбельные песни -это жанр фольклора. Колыбельные песни всегда привлекали внимания ученых, но всерьез их начали изучать недавно. Поэтому в исследованиях колыбельных всегда возникают спорные вопросы.
Колыбельных песен много, и, не смотря на все их различия, они имеют ряд общих универсальных характеристик, в числе которых и ритмическое спокойствие при исполнении колыбельной, и приглушенные интонации, и обилие повторов, и ритмичность, и монотонность, и напевность, и фрагментарность, наряду со свободным от логики сюжетным развитием и т. д. Естественно, что по своему характеру все колыбельные разнятся, но они всегда повествуют ребенку о мире языком метафор, сказок и мифов.
Вне зависимости от характера и сюжета, колыбельная песня имеет базовую направленность на убаюкивание ребенка, его стабилизацию и успокаивание. По своему функционалу русская колыбельная песня богата и разнообразна.
Колыбельные песни поются с давних времён, они передаются из поколения в поколение и существуют у всех народов. Поэтому в них можно обнаружить наличие многих общих черт в функциональных, структурных и семантических аспектах, главным из которых мы выделяем формульный мотив «укачивания». Преобладающим размером русских колыбельных песен при этом является четырёхстопный хорей, который может быть сопоставлен с ритмом движений раскачивающейся колыбели.
Лексические особенности русской колыбельной состоят лишь в эмоционально-окрашенной лексике, образованной при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Предложения простые, по стилю высказывания повествовательные, побудительные
Колыбельные отражают национальную специфику языка. В колыбельных передаются жизненный опыт исполнителей, уклад жизни народа, быт и культура народа. Русские колыбельные знакомят ребенка с семейными традициями: члены семьи, их деятельность, национальные блюда, одежда.
Привлечение традиционных персонажей в русские колыбельные песни обусловлено содержательной стороной жанра. Дети с раннего детства знают про котиков, бук, голубок и прочих персонажей детского фольклора. Но этим привлеченные образы не исчерпываются. Так немаловажную роль в русских народных колыбельных песнях играют христианские персонажи. Они, как правило, используются в качестве своеобразных вербально-образных оберегов, поскольку их призывают для исполнения того, чтобы ребенок находился под их защитой, и чтобы они о нем заботились. Такие персонажи успокаивают младенца, помогают ему уснуть, защищают его во сне. Очень часто христианские персонажи позиционируются, как причина его появления. В сюжетах Божественного происхождения младенца, появления его с «того» света высшие покровители поручают, передают его людям. Как правило, в русских колыбельных песнях используются образы Бога, Богородицы, Ангелов, иногда святых.
Ни для кого не секрет, что человек – продукт мифологического сознания, поэтому не удивительно, что в колыбельных часто используются глубинные поэтические образы, восходящие к седой древности. В русских колыбельных песнях встречаются такие персонажи, как Сон, Дрема, Угомон, являющиеся добрыми духами сна, которые, согласно древним поверьям, забираясь в колыбель ребенка, часто засыпали вместе с ним, оберегая его сон. При этом Сон и Дрема – особые персонажи колыбельной песни, чья персонификация достаточно часто актуализируется.
Кроме добрых персонажей в русских колыбельных песнях бытуют и их противоположности – агрессивные персонажи, но их достаточно мало, например, Бука и Бабай. Это – «пугательные» образы, применимые, исключительно, в возрастных рамках адресата – ребенок младенческого возраста. По мере взросления, демонологический потенциал этих образов для ребенка полностью утрачивается.
Будучи жанром фольклора, русская колыбельная песня соприкасается с другими жанрами фольклора: она по структуре близка жанру заговора и имеет магическую природу, а по форме бытования и манере исполнения она сравнима с жанром причитаний, также имеющих заклинательный характер.
Русская колыбельная песня – песня народная, в ней изначально заложен этический аспект, поскольку она является одним из первых средств воспитания. При помощи колыбельной в детях закладываются аксиологические основы, имеются в виду ценностные ориентации на доброту, гуманность, милосердие, любовь к своей стране.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ
1.1 Подходы к изучению колыбельных песен и их жанровой классификации
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Слово «жанр» происходит от греческого «генос» и латинского «генус» (род); с французского языка оно означает – род, вид, манеру, вкус, обычай.
«Жанр – вид музыкального произведения, которому присущи определенные черты содержания, который связан с определенным жизненным назначением и типом исполнения» [1] Одно из толкований жанра связано с двумя различными по своему возникновению и бытованию музыкальными категориями. Они порождены непосредственно народным творчеством. Это так называемые «первичные жанры» музыкального искусства. Лирика – запечатление мира чувств, переживаний, настроений. Лирическая музыка – музыка отображающая эти переживания, чувства, настроения.
К жанру лирической песни безусловно относится колыбельная. Колыбельная широко распространенная в быту различных народов, она привлекла внимание композиторов. Из энциклопедического музыкального словаря авторов Б.С. Штейнпресса и И.М. Ямпольского узнаем, что колыбельная песня – это песня, которой убаюкивают ребенка, относится к жанру народного музыкально — поэтического творчества, а также профессиональной вокальной лирики.
Главное значение колыбельных песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают ребенка, действуют на него усыпляюще.