Курсовая с практикой на тему Специфика жанра интервью в печатных и электронных СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Интервью в практике работы журналиста. 5
1.1. Интервью как речевой жанр. 5
1.2. Методы, используемые в работе журналиста над интервью.. 11
Глава 2. Особенности жанра интервью в печатных и
электронных СМИ.. 15
2.1. Жанр интервью в печатных СМИ.. 15
2.2. Жанр интервью в глобальной сети Интернет. 18
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Актуальность обращения к теме настоящей
работы обусловлена объективным интересом к функционированию публицистических
жанров. Одним из самых ярких считается интервью, поскольку в нем представлена
четко выраженная коммуникативная организация речи. В отечественной публицистике
интерес к жанру наблюдается с середины 80-х годов прошлого века, когда
появилась возможность публиковать в прессе материалы, по способу подачи и стилю
общения журналиста с собеседником разительно отличающиеся от привычного
официоза.
В этот
период, а затем в следующее десятилетие многие отечественные СМИ стали
использовать западную модель, предоставляя право читателю самому делать выводы
на основе фактов. Такой способ информационной политики тогда казался во многом
перспективным. Но уже ближе к 2000 году стало очевидным, что далеко не все
способны сориентироваться в информационных потоках. Более того,
неструктурированные потоки информации, под напором которых ежедневно находится
современный человек, способны оказать негативное воздействие на психику.
В свою
очередь, это может вызвать «синдром информационной усталости». Данный термин
еще в 1996 году ввел Дэвис Льюис: он использовал понятие в докладе «Умирая от
информации». Похожие выводы были сделаны в книге Р. Вурмана «Информационная
тревога». Во многом поэтому в журналистских текстах должна быть представлена
взвешенная позиция, помогающая разобраться в сути происходящего, что
оптимально, по нашему мнению, достигается средствами интервью.
В
создании качественного материала, выполненного в жанре интервью, принимают
участие обе стороны – и журналист, и его собеседник. Ведь современный этап
развития социума, характеризующегося множественностью точек зрения,
предполагает отказ журналиста от мысли о том, что он является носителем истины.
Следовательно, оба субъекта взаимодействия являются равноправными партнерами,
от личностных и профессиональных качеств которых будет зависеть, станет ли
интервью интересным. Однако при этом нельзя сбрасывать со счета, что журналист
должен направлять ход интервью в нужное русло, чтобы оно находилось в рамках
обсуждаемой темы. Для этого ему необходимо уметь использовать определенные
психологические методы и приемы.
Цель исследования – изучить
специфику жанра интервью в печатных и электронных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1.
Определить сущность понятия интервью как речевого жанра;
2.
изучить методы, используемые в работе журналиста над интервью;
3.
проанализировать особенности жанра интервью печатных СМИ
4.
проанализировать особенности жанра интервью в глобальной сети Интернет
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Интервью
– самый распространенный метод получения информации, который применяется
журналистами во всех странах мира. В журналистской практике интервью
рассматривается как один из традиционных методов сбора информации. Однако
разговор с компетентным собеседником может быть самоценным и как текст, жанр.
На
сегодняшний день большинство исследователей признают «бинарность» понятия
интервью: интервью как уникального метода получения информации и интервью –
публицистического жанра, характеризуемого диалоговой формой изложения материала
Анализ
интервью любого вида неотделим от проблемы изучения диалога. Диалог всегда
признавался одним из основных типов текста, при этом первичность диалогической
коммуникации признается даже исследователями монолога.
Существует
мнение, что журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют
диалогическое начало, независимо от того, имеют ли они диалогическую форму
изложения. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю,
или аргументирует для него нечто как для партнера по разговору. Поэтому в
журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на них,
приводятся доводы, выдвигаются контрдоводы, что создает иллюзию обмена
мнениями, происходящего между партнерами по «живому» общению. Однако в
наибольшей степени диалогическую структуру общения и познания отражает именно
речевая форма интервью.
В
теории журналистики существуют различные классификации интервью. Проблема
классификации интервью в значительной степени обусловлена тем, что большинством
авторов интервью рассматривается и как метод получения информации, и как жанр
журналистики, отсюда и возникают различные типологии
М.
М. Лукина разграничивает такие понятия, как виды интервью и формы организации
интервью. В зависимости от целей она выделяет информационное интервью,
интервью-расследование, интервьюпортрет, креативное интервью. Говоря о формах
организации интервью, данный автор называет прессконференцию, выход к прессе,
брифинги, «круглый стол», интервью с использованием служб Интернета.
По
мнению З. С. Смелковой, на газетной полосе происходит некая контаминация
признаков названных разновидностей. При этом в логической схеме интервью на
первый план выдвигается один из двух смысловых центров: либо
социально-психологический портрет личности, либо анализ актуального события,
явления, проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица.
Таким
образом, жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному
признаку, а по всей их совокупности. И хотя существуют определенные расхождения
в терминологии, большинство авторов выделяют такие основные группы интервью,
как информационные, аналитические, портретные и коллективные.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Интервью
в практике работы журналиста 1.1. Интервью как
речевой жанр На
современном этапе развития медийного пространства одной из самых активных форм
коммуникации становится публичная речь, а наиболее востребованным типом
публичного диалога – жанр интервью. Многие печатные издания выделяют отдельную
рубрику, посвящая ее исключительно этому жанру: на газетных полосах можно
увидеть и короткие, и развернутые, многостраничные интервью. Специальные
рубрики есть в «Российской газете», в «Новых известиях», «Ведомости»,
«Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др. В том случае, когда
мнение событие в осмыслении некоего лица представляет особую значимость, то в
ряде изданий публикуют интервью из номера в номер.
Интервью
предоставляет возможность читателям ознакомиться с мнением по поводу того или
иного события как руководителей государств, так и экспертов в конкретной
области – экономистов, политиков, экологов, медиков, педагогов, спортсменов,
художников и проч. На основе полученной информации люди оценивают ситуацию в
целом, корректируют планы на ближайшую и отдаленную перспективу, нередко
пересматривают свою систему ценностей и проч. Становится очевидным, что интерес
к жанру интервью обусловлен его распространенностью в СМИ.
Несмотря на обилие
материалов по данной теме, на сегодняшний день не существует более или менее
стройного определения интервью. Это обусловлено не только характером научной
концепции, в рамках которой работает конкретный автор, но и объектом
исследования. Для подтверждения высказанной мысли обратимся к
словарно-справочной литературе, учебным пособиям, публикациям в реферируемых
изданиях. Согласно энциклопедическому словарю «Большая российская
энциклопедия», под интервью понимается «жанр журналистики, представляющий
беседу представителя СМИ на определенную тему с компетентным в ней лицом»