Курсовая с практикой на тему специфика занятий по плаванию с детьми 9-10 лет с зпр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития детей с ЗПР 4
1.1. Характеристика учащихся с задержкой психического развития 4
1.2. Особенности физического воспитания детей с задержкой психического развития 26
Глава 2. Методические аспекты обучения плаванию детей с ЗПР 33
2.1. Цель, задачи, принципы занятий плаванием для детей с ЗПР 33
2.2. Реализация обучения плаванию детей с ЗПР 35
Заключение 39
Список использованной работы 40
Введение:
Многие исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечали сложность и разнообразие дефекта, затрону-тость различных сторон психической деятельности.
Исследования психики детей с задержкой психического развития не новы в российской психологии. Эта проблема привлекла внимание иссле-дователей еще в прошлом веке.
Ряд исследователей (А.М. Прихожан, Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин и др.) считают, что состояние эмоциональной сферы и поведения детей с ум-ственной отсталостью соответствует предшествующей возрастной стадии развития. В условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей. Это приводит к возник-новению и развитию чувства неполноценности, которое он пытается ком-пенсировать в других сферах. В результате возникают трудности с соци-ально-трудовой адаптацией во «взрослой» жизни и межличностным взаи-модействием. Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимо-действии у человека с наличием у него эмоциональных проблем.
Объект исследования: дети 9-10 лет с ЗПР.
Предмет исследования: специфика занятий по плаванию с детьми 9-10 лет с ЗПР.
Цель исследования: изучить специфика занятий по плаванию с детьми 9-10 лет с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику учащихся с задержкой психического раз-вития
2. Проанализировать особенности физического воспитания детей с задержкой психического развития
3. Изучить цель, задачи, принципы занятий плаванием для детей с ЗПР
4. Рассмотреть реализацию обучения плаванию детей с ЗПР.
Заключение:
Всем детям с задержкой психического развития свойственно отстава-ние в речевом развитии. Недоразвитие речи носит системный характер и проявляется как правило, в задержке формирования, а в сложных случаях – в отсутствии фразовой речи. Словарный запас бедный, грамматический строй речи не сформированный, наблюдаются дефекты звукопроизноше-ния, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и пись-мом, нарушения фонематического слух, затруднения в построении связ-ных высказываний. Недостатки семантической стороны проявляются в трудностях понимания значения слов, логико-грамматических конструк-ций, скрытого смысла текста. У детей с задержкой психического развития замедляется период детского «словотворчества», затягивается процесс ис-пользования в речи «неологизмов». Дети с задержкой психического разви-тия плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, по-этому в их речи встречается много неправильных грамматических кон-струкций.
Цель занятий плаванием заключается в укреплении индивидуально-го здоровья, устранении или коррекции физического развития и физиче-ской подготовленности обучающихся, реабилитации двигательных функ-ций организма и совершенствовании функциональных возможностей ор-ганизма.
«Концепция модернизации российского образования» включает в се-бя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к соб-ственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.
Мы рассмотрели дополнительную общеобразовательную общераз-вивающую программу «Плавание для младших школьников». Данная программа направлена не только на сохранение и укрепление здоровья учащихся, но и нарешениевоспитательных задач, которые помогают ребя-там стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивы-ми, посредством плавания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития детей с ЗПР
1.1. Характеристика учащихся с задержкой психического разви-тия
В отечественной педагогике и психологии комплексное изучение де-тей с задержкой психического развития как особенности и аномалии дет-ского развития началось в 60-е годы двадцатого века. На сегодняшний день изучение и исследование таких детей развернуто еще в большей сте-пени, чем раньше.
Так, последние результаты говорят о наличии разнообразных нару-шений в психической и личностной сфере детей с задержкой развития. Та-кие нарушения индивидуального характера имеют свои отличительные особенности их компенсации. Однако существуют единые критерии для определения понятия задержки психического развития.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что по-нятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психи-ческого развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках раз-вития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально- во-левой сферы и прочее [1, c. 79].
Дети с задержкой психического развития могут характеризоваться рядом признаков, по которым возможно определение данного состояния от таких нарушений, как педагогическая запущенность или олигофрения. Данное утверждение находит свое подтверждение в работах специалистов, которые отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталы-ми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относи-тельно высокая обучаемость. Однако представляется важным отметить, что, несмотря, на все перечисленные нами характеристики, без специаль-ной коррекционной работы, такие дети стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики — незрелости сложных форм поведения, информированности целенаправленной дея-тельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работо-способности.
Далее нам бы хотелось перейти к вопросу классификации вариантов задержки психического развития для наиболее полной характеристики данного нарушения. В литературе нами были встречено несколько под-ходов и концепций к выделению типов и вариантов задержки психического развития личности ребенка. Так, в соответствии с подходом К.С. Лебедин-ской, которая разработана на основе этиопатогенетического подхода, вы-делены следующие варианты задержки психического развития.
1. Церебрально-органический генез. Данный вариант задержки психического развития характеризуется незрелостью и поврежденностью ряда психических функций личности. В соответствии с подходом Юрковой И.А., таким детям свойственен органический инфантилизм, который ха-рактеризуется отсутствием живости и яркости в проявлении и пережива-нии эмоций, отличается бедностью воображаемых образов, творческим подходом к игре, наличием монотонности и однообразием в игре и учеб-ной деятельности. Все это, как отмечает автор, сопровождается двигатель-ной расторможенностью. С точки зрения другого автора, а именно Кова-лева В.В., при данном варианте развития задержки психического развития выявляется наличие эмоциональной незрелости в сочетании с повышенной интеллектуальной недостаточностью, повышенным уровнем утомляемости и низкой работоспособностью.
2. Конституциональный психический и психофизический инфан-тилизм. В соответствии с данным вариантом развития в первую очередь выделяются черты эмоциональной и личностной незрелости, которые со-четаются с инфантильностью психики в целом. Такая инфантильность пси-хики соответствует и инфантильному телосложению такого ребенка, «дет-скостью» мимики, преобладающими эмоциональными реакциями в пове-дении. В данном варианте задержки психического развития дети могут проявлять нестандартный и творческий подход к игровой деятельности, которая для них является более привлекательной, чем деятельность учеб-ная. Такие дети не любят и не хотят заниматься, учиться, что в свою оче-редь выливается в формирование трудностей, связанных с социальной адаптацией личности в обществе. Специалисты отмечают отличительные особенности детей данного варианта задержки психического развития:
• Инфантильное телосложение;
• Яркость и выразительность эмоций;
• Непосредственность поведения;
• Наивность;
• Преобладающий тип мотивации – эмоциональный,
• Предпочтение игровой деятельности;
• Изобретательность;
• Активность.
Среди специалистов в данной области принято считать, что трудно-сти в межличностных взаимодействиях ребенка, трудности в обучении, в целом характеризующееся как школьная дезадаптация, может быть связа-на, прежде всего, с несформированностью учебной мотивации и слабостью волевых установок. Как отмечают Мельникова А.Ф. и Сухарева Г.Е., мож-но говорить о конституциональной природе незрелости эмоционально-волевой сферы, о че свидетельствуют сохранность интеллекта, общая гар-моничность облика, а также данные наследственности [6, c. 59].
3. Соматогенное происхождение задержки психического разви-тия ребенка. Данный вариант возникает у детей с хроническими соматиче-скими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы. Таких детей в первую очередь отмечает физическая и психическая астения, которая при-водит снижению уровня работоспособности, что впоследствии приводит к формированию таких черт личности как робость, боязливость. Такой ребенок, вследствие своего физического и психического развития растет в ограниченных условиях, что способствует сужению круга общения, суже-нию восприятия окружающего мира. На фоне всего этого может развивать-ся вторичная инфантилизация, которая способствует формированию таких особенностей личности, как эмоциональная и личностная незрелость, сни-жение работоспособности, повышение утомляемости. Все это не позволяет ребенку достичь нормы в психическом и физическом развитии.
4. Психогенный генез. Данный вариант отличается тем, что при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникать стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ре-бенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности ребенка. В условиях безнадзорности у ребенка могут наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу, что характеризуется:
• Наличие у ребенка импульсивных реакций;
• Неспособность тормозить свои эмоции;
• Неустойчивое эмоциональное состояние в целом;
• Неспособность к проявлению волевых усилий;
• Отсутствие стремления к трудовой деятельности.
При условии психологической травмы может произойти невротиче-ское развитие личности ребенка, что в свою очередь проявляется в:
• Агрессивности;
• Негативизме;
• Проявлениях истерии;
• Робости;
• Боязливости всего окружающего;
• Наличием страхов.
Задержка психического развития у детей является сложным наруше-нием, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической, физической деятельности.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи, мышления, а также присутствием расстройств в эмо-ционально волевой сфере. При этом степень незрелости может быть раз-личной.
Г.Е. Cухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделяет формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития, которые следует отделить от понятия «олигофрения»: интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями со-циальной среды; интеллектуальные расстройства при длительных астени-ческих состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; нару-шения интеллектуальной деятельности при различных формах инфанти-лизма; вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с сенсорными нарушениями (с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма). М.С. Пeвзнер в группе детей с задержкой психического развития описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллекту-ального нарушения при цереброастенических состояниях. T.A. Власова и М.С. Певзнер (1967) выделели среди детей задержкой психического разви-тия две наиболее многочисленные группы: дети с нарушением темпом фи-зического и умственного развития; дети с функциональными расстройства-ми психической деятельности.
Классификация с выделением нескольких групп задержки темпа пси-хического развития на основании соотношения «эндогенных и экзогенных факторов», предложена М.В. Kоркиной, Н.Д Лакосиной, А.В. Личко: ди-зонтогенные формы, обусловленные задержанным или искаженным пси-хическим развитием; формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних стадиях онтогенеза; интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте; интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением сенсорной системы.
Психологическая классификация детей с задержкой психологическо-го развития выделяет три формы задержкой психического развития в за-висимости от их основания:
1) эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);
2) низкий психический тонус (длительная астения);
3) нарушения познавательной деятельности, связанные со слабо-стью памяти, внимания, подвижности психических процессов.
Две первые формы задержки психического развития — наиболее лег-кие и преодолимые, а третья форма граничит с легкой степенью умствен-ной отсталости.