Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Специфика языковых средств выражения психологизма в художественном тексте «Кроткая» Ф.М. Достоевского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Психологизм как смыслообразующая доминанта художественного текста Ф.М. Достоевского «Кроткая» 5
1.1. Психолингвистическая репрезентация лексических и выразительных средств 5
1.2. Стратегия психологизации в аспекте экспрессивного пространства текста 6
Глава 2. Своеобразие психологизма в художественном тексте Ф.М. Достоевского «Кроткая» 11
2.1. Лексические особенности произведения 11
2.2. Грамматическая и структурная специфика выражения психологизма в художественном тексте «Кроткая» 14
Заключение 18
Список литературы 20

  

Введение:

 

Тема данной работы — специфика языковых средств выражения психологизма в художественном тексте «Кроткая» Ф.М. Достоевского.
Бесспорно, Достоевский умел показать особенности психического состояния в пограничных ситуациях. Достоевский небывало остро поставил коренные моральные, социально-эстетические, психологические проблемы всечеловеческого и вневременного масштаба: о смысле жизни и цели существования личности, о счастье и о цене, которую необходимо платить за него, о душевных скитаниях человека. На постижение тайны человеческого бытия Ф. М. Достоевский потратил всю жизнь. Герои его произведений — это люди, одержимые идеей, сделавшейся для них страстью,- идеей нигилизма и альтруизма, строительства земного рая и наполеоновской мировой мечты, любви- наваждения и быстрого обогащения. И когда эта единственная мысль достигает крайних пределов, наступает внутренний надрыв в человеке, ведущий к преступлению.
Ф. М. Достоевский сделал очень многих своих героев преступниками — и в уголовном, и в философском смысле слова. Преступник становится интересен Достоевскому тогда, когда в его своевольном преступлении обнаруживается историко-философская или нравственная основа, когда его преступление становится признаком исканий, заблуждений, болезни или кризиса поколений. Все центральные персонажи романов Достоевского преступают или пытаются преступить через объективный, обязательный для всех закон — онтологический, социальный или нравственный.
Но еще с большей силой писателя интересовал человек, кающийся в своем злодеянии, пытающийся через страдание заслужить прощение перед Богом и людьми. В своих произведениях он стремится найти ответ на один вопрос: какое наказание страшней — суд по закону или суд собственной совести? В отечественной литературе не было писателя, в творчестве которого мотив преступления и наказания, а также идея возрождения человека через его полное моральное разрушение играли столь значительную роль.
Актуальность темы обусловлена важностью понимания тех средств, которые Достоевский сумел передать пик психологизма личности в момент особенного отчаяния, горя или иных ярких и острых чувств. Данная тема в литературоведких трудах рассматривается мало.
Цель данной работы – определить специфику языковых средств выражения психологизма в художественном тексте «Кроткая» Ф.М. Достоевского.
Объект исследования – текст повести «Кроткая» Ф.М. Достоевского.
Предмет исследования – средства выражения психологизма в художественном тексте.
Задачи работы:
— изучить психолингвистическую репрезентацию лексических и выразительных средств,
— рассмотреть традиции психологизма в русской литературе,
— изучить своеобразие психологизма в художественном тексте Ф.М. Достоевского «Кроткая».

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Героиня «фантастического рассказа», как и другие персонажи Достоевского, изображается как личность, затерянная в мире зла и обреченная на существование в замкнутом, сужающемся пространстве, знаками которого поочередно становятся комната (выходить из квартиры она не имела права), угол в ней за ширмами с железной кроватью, наконец, гроб (образ гроба, повторяясь, обрамляет повествование о Кроткой). Обобщающий образ Кроткой связан и с библейскими аллюзиями. Итак, заглавие отсылает к инвариантным мотивам творчества Достоевского в целом и обобщает их.
Обобщенный характер носит и сама номинация — Кроткая: субстантивированное прилагательное кроткая, заменяя имя собственное, вьщеляет сущностный качественный признак, который не предполагает индивидуализации. Столь же обобщенными представляются и другие наименования, входящие в номинационный ряд героини в тексте: барышня — эта шестнадцатилетняя — невеста — женщина — эта прелесть — небо — больное существо — десятилетняя девочка — зверь — невинность — преступница — барыня — слепая — мертвая. Это или имена, определяющие общественное положение лица, или оценочные существительные, или субстантивированные прилагательные.
Номинационный ряд героини в тексте внутренне противоречив: он включает контрастные по семантике наименования, совмещает разные оценочные характеристики героини и отражает различные точки зрения на нее. В рамках номинационного ряда противопоставляются, во-первых, слова с семами ‘детскость’, ‘невинность’, ‘кротость’ и слова преступница, зверь, в которых реализуются семы ‘жестокость’, ‘насилие’, ‘преступление’; во-вторых, в оппозицию вступают оценочная метафора небо, указывающая на абсолютную высоту нравственных начал и причастность к вечности, и субстантиваты мертвая, слепая, обозначающие бренность и неполноту видения мира.
Противопоставления эти отражают динамику характеристик Кроткой в тексте повести. Рассказчик — Закладчик хочет стать для героини «загадкой» и последовательно использует в общении с ней разные литературные маски (Мефистофеля, Сильвио и др.), однако не меньшей загадкой и для него, и для читателя становится сама Кроткая. Более того, слово-заглавие, ее обозначающее, служит в тексте предметом развернутой семантизации: «кротость» толкуется рассказчиком, но сущность этого понятия определяется и автором произведения, так как не только заглавие в свернутом виде передает содержание текста, но и текст в целом раскрывает смысл заглавия.

 

Фрагмент текста работы:

 

Психологизм как смыслообразующая доминанта художественного текста Ф.М. Достоевского «Кроткая»
1.1. Психолингвистическая репрезентация лексических и выразительных средств

Фантастический рассказ «Кроткая» был задуман Ф.М. Достоевским в 1869 году. «Автор действительно занят был этой повестью большую часть месяца» [12] — а именно три недели с конца октября по 19 ноября 1876 года. «Представьте себе мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько часов перед тем выбросившаяся из окошка. Он в смятении и еще не успел собрать своих мыслей. Он ходит по своим комнатам и старается осмыслить случившееся, «собрать свои мысли в точку». Притом это закоренелый ипохондрик, из тех, что говорят сами с собою. Вот он и говорит сам с собой, рассказывает дело, уясняет себе его» [12] — вот, собственно, о чем рассказывает повесть. Самоубийство Лизы Герцен — дочери А.И. Герцена в 1767 году — оказало сильное впечатление на писателя и, возможно, даже явилось одной из причин написания данного произведения.
По сюжету, двоих людей объединяют весьма неприятные, если не сказать грустные обстоятельства. Девушка приходит в лавку с целью заложить старинные предметы, так как нуждается в деньгах, мужчина покупает эти предметы, так как он ростовщик. Она симпатична, скромна и кротка, а это, собственно, и привлекает героя, который влюбляется в это милое создание и намерен жениться на ней. Со своей стороны, хоть и не выказывая особого энтузиазма, девушка не против, она решает, что стерпится — слюбится. Здесь и берет начало борьба — моральная и бытовая, которая происходит внутри обоих супругов. Каждый пытается что-то в себе изменить, сломить, подстроиться под нынешнюю жизнь. И у ростовщика это почти получается, чего нельзя сказать о Кроткой, которая претерпевает неистовые страдания, толкающие ее сначала на преступление против мужа, а затем и против самой себя.
В своем произведении Ф. М. Достоевский не упоминает ни имени девушки, ни ее мужа, тем самым показывая, что нужно сосредоточиться на чувствах героев.
У Ф.М. Достоевского главная героиня, не выдерживая суровой действительности, унижения и несправедливости, непонимания со стороны самого близкого человека кончает жизнь самоубийством. Но погибает она очень тихо, как бы естественно, почти без усилия, хотя смерть не бывает и не может быть таковой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы