Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Специфика Трэвел-журналистики (на примере программы телеканала Пятница; «Поедим поедем» телеканала нтв; «следуй за мной» телеканала Первый)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Характеристика современной трэвел-журналистики 6
1.1. Понятие трэвел-журналистики и ее роль на современном этапе 6
1.2. Жанровые особенности трэвел-журналистики 9
1.3. Стилистические особенности трэвел-журналистики 13
Глава 2. Анализ специфики телевизионной трэвел-журналистики на примере телепрограмм «Орел и Решка», «Поедем, поедим!», «Следуй за мной» 17
2.1. Специфика телепрограммы «Орел и Решка» на канале Пятница 17
2.2. Особенности программы «Поедем, поедим!» на канале НТВ 21
2.3. Характеристика программы «Следуй за мной» на Первом канале 23
Заключение 25
Список источников и литературы 27

  

Введение:

 

Современный этап развития журналистики тесно связан с общими тенденциями развития общества, одной из которых является глобализация, интерес к национальным культурам, развитие туризма и т.д. В связи с этим одним из наиболее активно развивающихся тематических направлений журналистики сегодня является трэвел-журналистика или журналистика путешествий.
Популярность трэвел-журналистики проявляется в увеличении количества публикаций о путешествиях в специализированных и общеинформационных печатных СМИ, а также в том, что практически на каждом телевизионном канале присутствуют специальные трэвел-программы. При этом трэвел-журналистика отличается не только тематической направленностью, но имеет свои характерные особенности: жанровые, стилистические, речевые и т.д.
В научной литературе изучению трэвел-журналистики посвящен ряд исследований. Большинство из них касаются вопросов истории и тенденций развития российской трэвел-журналистики, ее характерным чертам. Так, Н.В. Кривцов исследует специфику трэвел-журналистики и проблемы ее развития . Ряд исследований в данной сфере выполнила И.Н. Показаньева . Также Специфике трэвел-журналистики посвящена также работа А.С. Василенко и И.И. Карпенко . Особенности трэвел-материалов в блогосфере описаны в исследовании М.А. Паниковской . А.В. Муха рассматривает содержательную и жанровую специфику трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ и т.д.
Такая популярность изучения трэвел-тематики в научных кругах является свидетельством актуальности данной темы. Вместе с тем, в научной литературе практически отсутствует изучение специфики трэвел-журналистики на примере отдельных телевизионных программ. Поэтому в данной курсовой работе сделан акцент именно на этих вопросах. Для практического анализа в работе выбраны программы «Орел и Решка» (канал Пятница), «Поедем, поедим!» (канал НТВ), «Следуй за мной» (Первый канал). Выбор таких программ для анализа обусловлен их популярностью. Так, по данным экспертов в ТОП-5 телешоу о туризме и путешествиях в 2018 году первые места заняли программы «Поедем, поедим!» на НТВ, «Орел и Решка» на канале Пятница . С 2016 года на Первом канале новой трэвел-программой стал проект «Следуй за мной», который основан на одноименном Instagram-проекте. Поэтому он также был включен в практическое исследование.
Целью исследования в данной курсовой работе стало изучение характерных особенностей трэвел-журналистики на современном телевидении.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования сформулированы следующим образом:
 изучить понятие трэвел-журналистики и ее роль на современном этапе;
 описать жанровые особенности трэвел-журналистики;
 охарактеризовать стилистические особенности трэвел-журналистики;
 изучить специфику телепрограммы «Орел и Решка» на канале Пятница;
 выделить особенности программы «Поедем, поедим!» на канале НТВ;
 дать характеристику программы «Следуй за мной» на Первом канале.
Объектом исследования в курсовой работе является трэвел-журналистика как популярное направление современной тележурналистики. Предмет исследования — специфика телевизионных трэвел-программ.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также методы наблюдения и описания, сравнения и детализации.
Структура курсовой работы включает введение, две главы с параграфами, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под трэвел-журналистикой целесообразно понимать одно из перспективных направлений журналистики, предметом которого выступает информация о культуре, истории, архитектуре, искусстве, индустрии, гастрономии и различных туристических привлекательных местах в разных уголках мира. При этом трэвел-журналистика на современном этапе выполняет информационно-просветительскую и развлекательную функцию, а также рекомендательно-рекламную функцию.
Наиболее характерными жанрами для трэвел-журналистики выступают путевые очерки и зарисовки, трэвел-репортажи, а также обзоры и рекомендации. Вместе с тем, на современном этапе развития данного направления журналистики наблюдается тенденция смешения жанров. Особенно ярко эта тенденция проявляется на телевидении.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что характерными специфическими чертами трэвел-журналистики является особенное строение телепрограммы, характерная драматургия трэвел-текста, в основе которой лежит личность автора (журналиста, героя программы), эмоциональность и яркость передачи окружающей действительности и переживаний автора (журналиста, героя программы). В связи с этим характерной чертой трэвел-материалов является персонификация. Поэтому в циклах телепрограмм, посвященных путешествиям, важную роль играет образ журналиста, его популярность, харизма и т.д. Также одним из средств достижения стилистических особенностей трэвел-журналистики является диалогичность о оценочность лексики журналиста, закадрового текста. Зачастую в основу повествования и описания в трэвел-материалах используется принцип противопоставления, также привлечению внимания зрителей и созданию эмоционального тона способствует тонкое использование юмора.
Практическое исследование в данной работе было проведено на примере популярных трэвел-программ «Орел и Решка», «Поедем, поедим!», «Следуй за мной». Каждая из этих программ имеет свои особенности сюжета.
Так, в основе сюжета программы «Орел и Решка» лежит сопоставление двух вариантов путешествия в ту или иную страну (город) – дорогого и дешевого. Для этого один из ведущих путешествует с золотой картой, а второй ведущий имеет на свои расходы только 100 долларов.
В основе программы «Поедим, поедем!» лежит знакомство не просто со страной, но самое главное, с ее национальной кухней. Поэтому программа содержит кадры приготовления национальных блюд, их дегустацию. В данной программе только один ведущий.
В программе «Следуй за мной» ведущих два, но они путешествуют вместе. При этом весь сюжет программы построен на поиске особенного кадра, который бы отражал самые необычные места той или иной страны, ее национальные особенности. На этом кадре ведущая Наташа в национальном костюме вовлекает другого ведущего за собой за руку.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1. Понятие трэвел-журналистики и ее роль на современном этапе

Термин «трэвел-журналистика» происходит от англ. «travel journalism» и обозначает понятие журналистики путешествий. В научной литературе встречается несколько определений данного термина. Зачастую для его интерпретации используется предметный и функциональный подход. Так, И.В. Показаньева отмечает, что трэвел-журналистика представляет собой «особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие». Автор подчеркивает, что «именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую детерминированный PR-агентствами и редакторами телепрограмм и телеканалов» .
Н.В. Кривцов делает акцент на предметном подходе и отмечает, что «трэвел-журналистика представляет собой политематическое и многожанровое, комплексное направление, которое опирается на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, а именно, на информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в этой тематике» .
В зависимости от предмета трэвел-материалов различными будут и главные задачи трэвел-журналистики. Так, если предметом описания становятся культурные памятки, то главной функцией такой трэвел-программы является культурное просвещение населения. Если программа или публикация посвящена обзору магазинов в конкретной стране или городе, то ее главной задачей может быть формирование рекомендаций или достижение рекламных, коммерческих целей.
Также следует отметить, что сегодня внутри «трэвел» уже выросло целое отдельное «гастрономическое» подразделение, посвященное напиткам и кухне разных стран и народов мира . Такое направление трэвел-журналистики может быть как информационно-развлекательным, так и рекламным.
В научной литературе подчеркивается особая познавательная роль трэвел-журналистики. Так, по мнению М.А. Утенковой и А.В. Лапко, «архетип путешествия является универсальным для человека, он является метафорой поиска истины и себя в изменчивом мире, саморазвития и самосовершенствования, постижения движения в пространстве и времени» .
И.В. Показаньева подчеркивает, что большинство материалов о путешествиях относятся к сфере досуга, освещающей темы отдыха, саморазвития. Однако автор также акцентирует внимание на роли таких материалов в создании представлений о мире в целом, о его странах и народах. Так, трэвел-журналист является в первую очередь журналистом, который информирует своего читателя, зрителя или слушателя о фактах, событиях и мнениях, в данном случае касающихся путешествия, посещаемой страны, ее народе, культуре и т. д. В центре внимания трэвел-журналиста как специалиста находится сфера путешествий в самом широком смысле, так же как сферы экономики, образования и здоровья являются фокусами внимания для других. Трэвел-журналист стремится привлечь внимание читателей, создавая интересный контент. Метод трэвел-журналиста всегда журналистский: обдуманный нейтральный поиск наилучшей доступной версии истины .
Также материалы трэвел-журналистики на сегодня выполняют консультационную или рекомендательную функцию для многих читателей или телезрителей. Так, в процессе подготовки к путешествию люди обычно знакомятся с местом, в которое собираются. Такая информация может быть получена из разных источников: специализированных справочников, журналов, интернет-ресурсов и т.д., которые посвящены туризму . При этом трэвел-журналистика предоставляет не только развлекательную информацию читателям и зрителям, но рекомендует им конкретные маршруты путешествий, места для посещений, дает рекомендации по выбору отеля, ресторана и т.д.
Конечно же, рекомендуя потребителю ту или иную модель поведения во время путешествия, трэвел-журналисты выполняют также рекламную функцию. При этом она может быть практически незаметной, когда рекомендации сводятся только к общим советам (выбирать отель в определенном районе города и т.д.). В других случаях рекламная функция может быть ярко выражена, если в трэвел-материале указываются названия конкретных отелей, ресторанов, других коммерческих мест для посещений.
П.А. Киселева отмечает, что трэвел-журналы могут иметь такое целевое назначение:
 рассказывать о чем-то новом, неизвестном, в различных областях: географии, истории, науке, культуре, искусстве; способствовать расширению кругозора;
 создавать и поддерживать кросс-культурные связи;
 формировать имидж страны;
 предоставлять справочную информацию о предприятиях сферы туристических услуг;
 рассказывать о тенденциях в туристском бизнесе;
 знакомить с наиболее перспективными проектами для инвестиций;
 формировать положительный образ активного отдыха;
 распространять результаты научно-теоретических и научно-практических исследований в области профильного образования в сфере туризма и сервиса .
Исходя из этого, в зависимости от целей коммуникативного воздействия автора статьи или телепрограммы все материалы трэвел-журналистики могут быть классифицированы на две группы:
 информационно-познавательные материалы;
 информационно-рекламные материалы.
Первая группа главной своей целью имеет информационное и культурное просвещение населения, реализует развлекательные задачи, а вторая группа материалов выполняет преимущественно консультативную и рекламную функции.
Таким образом, под трэвел-журналистикой целесообразно понимать одно из перспективных направлений журналистики, предметом которого выступает информация о культуре, истории, архитектуре, искусстве, индустрии, гастрономии и различных туристических привлекательных местах в разных уголках мира. При этом трэвел-журналистика на современном этапе выполняет информационно-просветительскую и развлекательную функцию, а также рекомендательно-рекламную функцию.

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы