Курсовая с практикой на тему Специфика современной телевизионной travel-журналистики (на примере программы канала «Пятница!» «Орел и решка»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Характеристика
современной трэвел-журналистики. 5
1.1. Понятие
трэвел-журналистики, ее функции и место в системе массовой коммуникации. 5
1.2. Жанрово-содержательные
особенности трэвел-журналистики. 9
1.3.
Современные тенденции развития трэвел-журналистики. 13
Глава 2. Анализ телевизионной
трэвел-журналистики на примере телепрограммы «Орел и Решка». 16
2.1. Общая характеристика
телепрограммы «Орел и Решка». 16
2.3. Специфика программы «Орел
и Решка» в сравнении с другими трэвел-проектами на российском телевидении. 22
Заключение. 28
Список источников и литературы 30
Введение:
Современный этап развития журналистики тесно связан с общими
тенденциями развития общества, одной из которых является глобализация, интерес
к национальным культурам, развитие туризма и т.д. В связи с этим одним из
наиболее активно развивающихся тематических направлений журналистики сегодня
является трэвел-журналистика или журналистика путешествий. Популярность
трэвел-журналистики проявляется в увеличении количества публикаций о
путешествиях в специализированных и общеинформационных печатных СМИ, а также в
том, что практически на каждом телевизионном канале присутствуют специальные
трэвел-программы. При этом трэвел-журналистика отличается не только
тематической направленностью, но имеет свои характерные особенности: жанровые,
стилистические, речевые и т.д. Это требует комплексного анализа специфики
данного направления журналистики, подтверждения ее особенностей на практических
примерах журналистского творчества в данном направлении. Это и определяет
актуальность темы данной курсовой работы: «Специфика современной телевизионной
travel-журналистики».
Несмотря на актуальность указанной темы, в научной
литературе практически отсутствует изучение специфики трэвел-журналистики на
примере отдельных телевизионных программ. Поэтому в данной курсовой работе
сделан акцент именно на этих вопросах. Для практического анализа в работе
выбрана программа «Орел и Решка» (телеканал «Пятница»). Выбор данной программы
для анализа обусловлен ее популярностью. Так, по данным экспертов в рейтинге
телепрограмм о туризме и путешествиях лидирует именно указанная программа[1]. Она выходит на телеканале
«Пятница», а также хорошо представлена на Ютуб-платформе, что дополнительно
создает ее популярность у населения. Несмотря на то, что тематика многих travel-программ
одинаковая, посвященная путешествиям и туризму, их концепция значительно отличается,
что делает актуальным выделение особенностей программы «Орел и Решка» по
сравнению с аналогичными телепроектами. Объектом исследования в курсовой работе является
трэвел-журналистика как популярное направление современной тележурналистики.
Предмет исследования – специфика телевизионных
трэвел-программ.
Целью исследования в данной курсовой работе стало изучение
характерных особенностей трэвел-журналистики на современном телевидении.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования
сформулированы следующим образом:
—
изучить понятие трэвел-журналистики, ее функции
и место в системе массовой коммуникации;
—
рассмотреть жанрово-содержательные особенности
трэвел-журналистики;
—
описать современные тенденции развития
трэвел-журналистики;
—
дать общую характеристику телепрограммы «Орел и
Решка»;
—
выделить специфику программы «Орел и Решка» в
сравнении с другими трэвел-проектами на российском телевидении
В ходе выполнения данной курсовой работы были использованы
общенаучные методы исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также
методы наблюдения и описания, сравнения и детализации.
Структура курсовой работы включает введение, две главы с
параграфами, заключение, список источников и литературы. [1] 15 Тревел шоу,
которые вдохновляют на путешествия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ritravel.pro/15-trevel-shou-kotorye-vdohnovljajut-na-puteshestvija/
Заключение:
Под трэвел-журналистикой целесообразно понимать одно из
перспективных направлений журналистики, предметом которого выступает информация
о культуре, истории, архитектуре, искусстве, индустрии, гастрономии и различных
туристических привлекательных местах в разных уголках мира. При этом
трэвел-журналистика на современном этапе выполняет
информационно-просветительскую и развлекательную функцию, а также
рекомендательно-рекламную функцию.
Наиболее характерными жанрами для трэвел-журналистики
выступают путевые очерки и зарисовки, трэвел-репортажи, а также обзоры и
рекомендации. Характерными специфическими чертами трэвел-журналистики является
особенное строение телепрограммы, характерная драматургия трэвел-текста, в
основе которой лежит личность автора (журналиста, героя программы), эмоциональность и яркость передачи окружающей
действительности и переживаний автора (журналиста, героя программы). В связи с
этим характерной чертой трэвел-материалов является персонификация. Поэтому в
циклах телепрограмм, посвященных путешествиям, важную роль играет образ
журналиста.
В процессе своего развития журналистика путешествий прошла
сложный путь от литературных очерков до разнообразия жанров и контента на
разных информационных носителях. На современном этапе развития данной отрасли
журналистики главными тенденциями являются: конвергенция; конгломерация;
мультимедийность, жанровое разнообразие; диджитализация; разнообразие
направлений трэвел-журналистики; тесная связь журналистики путешествий с
маркетингом территорий и пиар-технологиями.
Практическое исследование в данной работе было проведено на
примере популярной трэвел-программы «Орел и Решка». Анализ показал, что эта
программа значительно отличается от других трэвел-проектов на современном
телевидении. Среди главных отличительных характеристик нами выделены такие:
количество ведущих; постоянство ведущих; затраты на сьемки программы; главная
функция программы; места съемок программы; основные темы программы; наиболее
эмоционально напряженные моменты программы.
Особенностью программа
«Орел и Решка» является наличие двух ведущих, что определено концепцией
проекта. Так, в основе сюжета программы лежит сопоставление двух вариантов
путешествия в ту или иную страну (город) – дорогого и дешевого. Для этого один
из ведущих путешествует с золотой картой, а второй ведущий имеет на свои
расходы только 100 долларов. Поэтому главные места съемок этой программы – это
туристические привлекательные страны и города. Для программы «Орел и Решка»
характерна смена ведущих в разных сезонах, тогда как для большинства других
телевизионных программ данной тематики характерно постоянство ведущих. Бюджет
съемок программы «Орел и Решка» сравнительно высокий, что связано с затратами
на проживание и отдых ведущего, которому выпала золотая карта. Другие
трэвел-проекты на современном телевидении имеют меньшие затраты.
Фрагмент текста работы:
Понятие трэвел-журналистики, ее функции и место в системе массовой
коммуникации Термин «трэвел-журналистика» происходит от англ. «travel
journalism» и обозначает понятие журналистики
путешествий. В научной литературе встречается несколько определений
данного термина. Зачастую для его интерпретации используется предметный и
функциональный подход. Так, И.В. Показаньева отмечает, что трэвел-журналистика
представляет собой «особое направление журналистики, которое предоставляет
массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории,
географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие». Автор
подчеркивает, что «именно это направление журналистики влияет на национальную
самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста
в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую
детерминированный PR-агентствами и редакторами телепрограмм и телеканалов»[1].
Н.В. Кривцов делает акцент на предметном подходе и отмечает,
что «трэвел-журналистика представляет собой политематическое и многожанровое,
комплексное направление, которое опирается на специальный предмет рассмотрения,
описания, анализа, а именно, на информацию, связанную с путешествиями и
туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в этой
тематике»[2].
В зависимости от предмета трэвел-материалов различными будут
и главные задачи трэвел-журналистики. Так, если предметом описания становятся
культурные памятки, то главной функцией такой трэвел-программы является
культурное просвещение населения. Если программа или публикация посвящена
обзору магазинов в конкретной стране или городе, то ее главной задачей может
быть формирование рекомендаций или достижение рекламных, коммерческих
целей. [1]
Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного
медиапространства [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Мediascope. —
2013. — № 3. — Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1385. [2]
Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы [Текст]
// Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – Т.6. №3. – С. 348.