Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Специфика самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психологическая характеристика самооценки у младших
школьников 17
1.3. Особенности развития самооценки у младших школьников с общим недоразвитием речи 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
2.1. Диагностика уровня развития самооценки у младших школьников с общим недоразвитием речи 36
2.2. Программа оптимизации самооценки детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Требования современного общества ориентируют современное образование на формирование личности способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблемы. Именно эти качества личности ценятся сегодня значительно выше, чем владение ею большим объёмом информации. Это означает, что приоритетной задачей школы является подготовка учащихся к реальному миру. Предполагается готовность учащихся в будущем открыто выражать и отстаивать свое социальное положение, критически оценивать свои собственные намерения, мысли и действия, взять на себя ответственность за результаты своих действий.
Самооценка связана с одной из главных потребностей человека – потребность в самоутверждении, стремление человека найти свое место в жизни, чтобы установить себя в качестве члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценка младших школьников – это важная составляющая его формирующейся личности. Её уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребёнка к учёбе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность к себе.
Младший школьный возраст является периодом насыщенного складывания самооценки. Это обосновано тем, что ребёнок включается в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, значимым расширением круга общения. Формирование у учащихся адекватной самооценки является важным фактором развития личности. У детей адекватная самооценка формируется под воздействием оценок со стороны окружающих. Сначала ближайших родственников и друзей, а потом в процессе своей деятельности и самостоятельной оценки ее результатов.
В самооценке «отражается то, что ребенок выяснит для себя от других, и его растущая собственная активность, направленная на понимание собственных действий и личных качеств».
Адекватная самооценка является важным механизмом регуляции поведения и играет большую роль в овладении учащимися учебной программой, в реализации их возможностей и способностей, в установлении доверительных отношений со сверстниками. Она способствует формированию у детей убежденности внутри себя и уверенности в собственных силах. Устойчивая самооценка является началом для развития личной полноценности и компетентности.
Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации способностей и возможностей ребёнка. Это приводит к появлению внутренних конфликтов, нарушению общения с одноклассниками и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребёнка.
Многие педагоги, психологи и методисты отражали проблему оценивания и оценки в своих трудах, такие как: Г.М. Андреева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.Л. Бороздина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.И. Липкина, И.В. Шаповаленко. В исследованиях И.Ю. Кулагиной, А.В. Захарова, А.А. Реана достаточно подробно описана проблема самооценки как структурного элемента самосознания.
Из года в год увеличивается число детей, имеющих различные патологии развития. На территории города Красноярска в дошкольных учреждениях, в настоящее время, существует порядка 170 логопедических групп, которые посещают более 3 тысяч воспитанников в возрасте от 4 до 8 лет. И, если на момент перехода в старшее звено детского сада, дошкольники, на достаточно высоком уровне, овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно обширный словарный запас, то дети с нарушениями речи имеют значительные затруднения.
В отличии дошкольного возраста, где самооценка у детей общая, в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Происходит оценка своих возможностей и недостатков. Именно в младшем школьном возрасте происходит осознание ребенком собственного речевого недоразвития, что в будущем может привести к формированию стеснительности, робости, неуверенности в себе, и, как следствие, неадекватной самооценки. При отсутствии необходимой помощи, общее или общим недоразвитие речи может сохраняться долгие годы, а неадекватная самооценка будет являться препятствием в обучении, выборе профессии и в личной жизни человека.
Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи, сравнивать свои возможности с возможностями сверстников.
Эта проблема является актуальной, так как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года, статья 42 ставит своей целью обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а так же, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека .
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности самооценка детей младшего школьного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: исследование самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с нарушением речи формируется неадекватная самооценка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самооценка – это оценка личностью самой себя, а конкретно своей деятельности, своих сил и возможностей, особенностей своего характера и своего поведения. От уровня самооценки зависят требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, а также отношения с окружающими людьми. Существует необходимость научить школьника ставить цели и контролировать свое поведение, управлять своими желаниями. В возрасте шести-одиннадцати лет самооценка еще неустойчива и поддается изменениям. Важно использовать эту главную особенность психологии ребёнка грамотно.
Педагог, организующий учебный и воспитательный процесс, должен учитывать не только интеллектуальные способности детей, но принимать и учитывать особенности психического развития младших школьников. Поэтому современному педагогу нужно быть компетентным в вопросах формирования самооценки, как движущего компонента воспитания учеников. На основе изучения психолого-педагогической литературы, основной мыслью является то, что сформировать у ребенка адекватную и устойчивую самооценку способен исключительно грамотный педагог, который хорошо разбирается в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Самым важным на пути формирования самооценки является то, что учитель должен быть объективен во всех своих суждениях. Т.е. обязан относится к своим ученикам одинаково, невзирая на их умственные, поведенческие и физические особенности.
Формируя самооценку, учитель должен привлекать детей к рефлексивной деятельности. Ученики должны сопоставлять желаемый и достигнутый результаты, а также давать оценку своим успехам и неудачам. Итак, важная роль самооценки заключается в организации управления поведением человека. От уровня самооценки зависит место человека в жизни. Самооценка регулирует отношения, желания, потребности и уровень притязаний. Уровень притязаний, это тот уровень, который определяется степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя. Уровень притязаний обусловлен большой разницей между реальными целями и желаемыми, если этот уровень неадекватен, то это ведет к тому, что у человека появляется искаженное представление о своих возможностях. В результате этого поведение индивида становится неадекватным, например, эмоциональная неустойчивость, острая реакция на критику, постоянные переживая и неудовлетворенность собой.
В результате экспериментального исследования было выявлено, что среди учащихся с ОНР III уровня преобладает неадекватный уровень развития самооценки. Испытуемые с неадекватным уровнем самооценки критичны к другим, более того, радуются, когда у кого-то не получается то, что получилось у них. Если же им довелось совершить ошибку, то в следующий раз они выбирают более легкую задачу, с которой они точно знают, что справятся. К этим ученикам редко обращаются за помощью, боясь стать жертвой насмешек. Либо наоборот, эти дети закрыты, молчаливы, необщительны. В строю класса часто встают последние. Обычно, успеваемость этих детей слабая и иногда средняя. Во фронтальной форме работы на уроке не участвуют, потому что, у них присутствует страх совершить ошибку, о которой узнают одноклассники.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе

Самосознание – очень сложный психический процесс, особая форма сознания, которая характеризуется тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания индивид представляется в двух лицах: он – познающий, и познаваемый [1].
Одной из главных сторон самосознания и признаком довольно высокого уровня его развития является формирование такого важного компонента, как самооценка.
Самооценкой можно назвать оценку человеком самого себя: своих способностей, возможностей, качеств и особенностей своей собственной деятельности. Самооценка формируется при условии двух составляющих ее факторов: рационального, как отражение знаний человека о самом себе, и эмоционального, как отражение того, как он может воспринимать и оценивать эти знания, в какой единый результат они формируются. Таким образом, самооценка является отражением особенного осознания человеком своих поступков и действий, мотивов и целей, умений видеть и оценивать свои возможности и способности.
Самооценка в отечественной психологии тщательно изучалась из-за проблемы развития и формирования самосознания. Эти исследования проводились на основе двух групп вопросов. В первую группу вопросов можно отнести работы таких психологов, педагогов как: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. С. Рубинштейн, М. Н. Скатки. Они проанализировали в теоретическом и методологическом плане вопрос становления самооценки в более широкой и общей проблеме развития личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы