Методика обучения и воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Специфика процесса обучения и воспитания в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.. 5

1.1. Понятие «воспитание», его цели и задачи. 5

1.2. Психолого-педагогическая характеристика
младшего школьного   возраста  8

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.. 15

2.1. Особенности обучения детей младшего школьного
возраста. 15

2.2. Современные средства обучения, их виды и
значение. 18

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 24

3.1. Методика использования современных средств
обучения в начальной школе  24

3.2. Рекомендации по организации воспитательной
работы с младшими школьниками. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Приоритетной задачей Российской
Федерации является воспитание нового поколения, обладающего знанием и навыками,
отвечающими требованиям сегодняшнего времени, разделяющими классические
нравственные ценности, готовыми к мирному созиданию и защите Отечества. Основным
инструментом в решении данной проблемы можно назвать организацию воспитательной
работы с учащимися. Закон «Об образовании в РФ» рассматривает процесс
воспитания в качестве «деятельности, направленной на формирование личности, формирование
условий для самоопределения и социализации учащихся на базе социальных, культурных,
духовных, нравственных ценностей и принятых норм и правил поведения в интересах
личности, семьи, социума и государства».

В период
обучения в начальной школе жизнь ребенка характеризуется некоторыми изменениями.
На смену игре выступает новый тип деятельности – учебный. Кроме нового знания и
умения, учащийся также получает некоторый социальный статус в школе. Изменяются
интересы, ценности и весь образ жизни ребенка. Похоже, что он находится на
границе нового времени. По этой причине особое значение имеет правильная
организация воспитательной системы, с целью максимального развития либо формирования
познавательных потребностей и способностей каждого учащегося.

Вместе с тем,
непосредственно в данном возрасте у ребенка активно развивается социальный
опыт, приобретаются навыки социальных взаимосвязей и личностные качества,
необходимые для жизни в социуме – процессе социализации. Процессы воспитания и
социализации ребенка реализуются непрерывно.

Актуальность
темы исследования определяется также потребностью организации воспитательной
работы с учащимися начальной школы с учетом «Стратегии развития образования до
2025 года», в которой изучаются такие направления, как гражданское и
патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, приобщение учащихся
к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое
воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

Цель исследования – на основе анализа теоретических и
эмпирических данных разработать рекомендации по организации воспитательной
работы с младшими школьниками.

Объект исследования – обучение и воспитание в начальной
школе.

Предмет исследования – специфика процесса обучения и
воспитания в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «воспитание»,
его цели и задачи .

2. Рассмотреть психолого-педагогическую
характеристику младшего школьного  
возраста.

3. Проанализировать особенности
обучения детей младшего школьного возраста.

4. Изучить современные средства
обучения, их виды и значение .

5. Представить методику
использования современных средств обучения в начальной школе .

6. Представить рекомендации по
организации воспитательной работы с младшими школьниками.

Научная разработанность проблемы. Вопросами теории и методики
организации воспитательной системы в начальной школе занимались педагоги: Б.Г.
Ананьев, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская, Л.С. Выготский.

Источниковая база исследования: научно-методическая литература и
диссертационные исследования; педагогические труды, публикации российских и
зарубежных исследователей; программы обучения и воспитания в современной
начальной школе.

Практическая значимость исследования. Данные результаты исследования
можно использовать как фактический материал для психологов, педагогов,
родителей и т.д.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в
соответствии с поставленными задачами были получены следующие результаты:

1. Воспитание – организованное
взаимодействие между педагогом и воспитанником для реализации целей, которые
занимают важное место в воспитательном процессе. Воспитание есть управление
процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

2. Младший
школьный возраст является одним из важнейших периодов в жизни человека. Ведущей
деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность. Ребенок в
начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия.
Рассмотренные психолого-педагогические особенности обучающихся младших классов
показали, что младший школьный возраст является возрастом относительно
спокойного и равномерного физического, психологического, эмоционально-волевого
и эмоционально-нравственного развития.

3. Учащиеся начальных классов (с 1 по 4
класс) относятся к возрастному периоду от 6 до 11 лет. На основании возрастных
периодизаций выявленных Д.Б. Элькониным, социальный статус в развитии этого
возраста может быть описан реальным местом учащегося в социальных условиях, его
отношением к ним и характером деятельности в них. В начальных классах в
результате систематической познавательной деятельности детей формируются
наиболее важные новообразования. У детей развивается словесно-логическое
мышление, способность исполнять действие в уме, навык по управлению своим
состоянием, рефлексия, навыки по целенаправленному восприятию, осмысленному
произвольному запоминанию.

4. Средствами воспитания являются
совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, которые
задействованы в педагогической деятельности (наглядные пособия, историческая,
художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и
музыкального искусства, технические средства, учебно-воспитательное и
учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).
Использование современных средств обучения в учебном процессе позволяет
повысить наглядность и эргономичность восприятия учебного материала, что
положительно сказывается на учебной мотивации и эффективности обучения.

5. Учитывая, что прогресс не стоит на
месте, начальные школы должны подготовить своих учеников к успешной адаптации
на среднем уровне и стать основой для достижения высокого качества образования.
Есть понимание, что каждый учитель должен знать основы информатики и уметь
применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности,
иначе учитель начальных классов безнадежно отстает в информационном развитии
своих учеников.

6. Использование
новых форм воспитательной работы требует от преподавателя большей
подготовленности, но с приобретением опыта проведения мероприятий с элементами
новизны, меньше времени будет потрачено на ее освоение. Выбор новых форм
воспитательной работы должен определяться выбором целей и задач, а также
условиями образовательного процесса.

Таким
образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы процесса воспитания в
начальной школе

1.1. Понятие «воспитание», его цели и задачи Структура воспитывающей
функции образования может быть раскрыта через суть термина «воспитание». В содержании
закона «Об образовании» воспитание подано в качестве «органичного
ценностно-целевого блока и приоритета модернизации образования, определяющего
содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным
ценностям; качественного показателя образовательной деятельности; деятельности,
направленной на формирование личности, формирование условий для самоопределения
и социализации каждого учащегося на базе социокультурных, духовных и нравственных
ценностей и принятых норм и правил поведения в интересах личности, семьи,
общества и государства» [18].

Целью воспитания
является «разработка и становление в первую очередь творческой личности,
самостоятельной, социально ответственной, коммуникабельной, с хорошо развитой
потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации
личности; самосовершенствования, саморазвития и самообразования; человеческого
достоинства, социальной справедливости, заботы о других людях, природе,
сохранении и развитии культуры; гражданина большой и малой родины и гражданина
мира, человека нового мышления».

В ФГОС НОО
воспитательная работа представляется в качестве «педагогической деятельности,
направленной на организацию воспитательной среды и управление разнообразной
деятельностью детей с целью решения задач гармоничного развития личности» [11].

Психологическая
суть воспитательного процесса заключается в переводе детей из одного состояния
в другое, а с позиций психологии воспитание – это процесс перевода внешнего по
отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний
психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Педагогическая работа в начальной школе 6
1.2 Направленность и формирование учебных и познавательных интересов младших школьников 15
Вывод по главе 1. 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССОВ 21
2.1 Характеристика методик и результаты входного контроля 21
2.2 Содержание функционирующей или обучающей работы по формированию познавательного интереса и результаты выходного контроля 25
Вывод по главе 2. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

В самых разных интерпретациях проблем классической педагогики в начальной школе каждый видел ее основную функцию в том, чтобы приблизить ученика к обучению, приохотить, «зацепить» таким образом, чтобы обучение для ученика стало желательным, потребностью, без удовлетворения которой, успех в обучении немыслим.
Главная цель современной школы состоит в эффективной передаче ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний, умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивные.
Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на познание и выборочный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен настройкой школьника к обучению; в педагогическом познании деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов школьников — одна из важнейших задач современной школы. Как известно, устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения.
Актуальность темы. Развитие российской системы образования на основе демократизации, гуманизации, ценности личностного развития человека предопределяет особую актуальность проблемы методики развития познавательных интересов учащихся.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения стали все больше обращаться к личности учащегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественное лицо создателя, строителя нового общества.
Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.
Таким образом, обучение и воспитание основывается на активной позиции учащихся, их познавательной самостоятельности. Актуальным сегодня является внедрение в учебный процесс таких средств активизации как системы познавательных и творческих задач, применение различных приемов сотрудничества и учебного диалога, групповой и индивидуальной работы, что способствует укреплению интересов детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
— существует прямая существенная связь между уровнем развития познавательного интереса и успеваемостью учеников;
— познавательные интересы можно рассматривать как движущую силу активизации обучения, развития познавательной активности учеников, важное направление повышения эффективности учебной деятельности;
— познавательный интерес помогает детям лучше усваивать материал учебного предмета, с интересом изучать факты, которые не изучаются на уроках, заниматься самостоятельной и исследовательской деятельностью.
Цель курсовой работы: проанализировать специфику процесса обучения и воспитания в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы и проблемы педагогической работы в начальной школе.
2. Проанализировать опыт формирования познавательного интереса в учебном процессе школы.
3. Провести характеристику методик и результаты входного контроля.
4. Разработать методические рекомендации по формированию познавательного интереса средствами практической направленности у учащихся 1 класса.
Объект курсовой работы — особенности работы в начальной школе.
Предмет — методика использования практической направленности как средства формирования познавательного интереса.
Методология — концептуальные идеи о воспитании как управлении процессом формирования и развития личности ребенка через создание благоприятных условий (Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Кравцова Е.Е. и др.); положения теории воспитательных систем, раскрывающие место, значение и содержание воспитательной деятельности педагога в образовательном учреждении (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин и др.).
Методы исследования – теоретический анализ педагогической и психологической литературы; монографическое изучение опыта работы педагогов начальной школы в структуре различных образовательных учреждений; опытно-экспериментальная работа по моделированию образовательной и воспитательной деятельности педагогов начальной школы. В ходе исследования использовались: методика «Познавательный интерес», методика «Что нам интересно?», методика «Свободные задания».
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научно-педагогических представлений об образовательной и воспитательной деятельности и специфике ее осуществления педагогом начальной школы, что обогащает теорию воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель воспитательной деятельности может быть использована в проектировании образовательного и воспитательного процесса в начальной школе.
База исследования: 1 г класс МОБУ СОШ №205 г. Москва.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 33 страницах компьютерного текста. Список литературы составляет 33 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение и воспитание как особый вид деятельности имеет свою структуру, свои схемы развития и функционирования. Возможность его реализации обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Цель обучения — знать, собирать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире, выраженную в конечном итоге в знаниях, уроках и навыках, системе взаимоотношений и глобальном развитии. Наиболее важным элементом обучения являются мотивации, то есть мотивации, которыми руководствуется ученик при выполнении определенных образовательных действий или образовательных мероприятий в целом. И чтобы возникло обучение, в образовательной ситуации должны быть мотивы, которые подталкивают ученика к гностической цели — овладеть определенными знаниями и навыками. Учение ученика мотивировано не одним, а рядом мотивов с различными свойствами, каждый из которых действует не изолированно, а во взаимодействии с другими.
Познавательный интерес — важное личностное образование, которое стимулирует познавательную активность учеников и тем самым способствует развитию умственной, психической, социальной сферы личности, создает условия для формирования творческой учебной деятельности учеников, влияет на результаты процесса обучения. Именно интерес помогает снять интеллектуальное напряжение, стимулирует стремление к знаниям, какие усваиваются легче и свободнее. Также познавательный интерес способствует личностному росту
школьников. Наличие познавательного интереса у ребенка помогает и реализации воспитательных задач обучения, то есть любознательность, эмоциональная причастность к событиям, что происходят во время обучения – все это связано с заинтересованностью ребенка, которая способствует формированию эмоционально – ценностных ориентаций и направленности личности на ценности общества.
Данное исследование проводились в первом классе МОБУ СОШ №205 г. Москва. После проведения методик можно сделать определенные выводы.
У детей наблюдается развитие познавательных интересов в большей степени к таким учебным предметам: рисование, язык, литература, физкультура; существует интерес также к точным наукам, в частности к математике. Учителю данные рекомендации, какие должны быть использованы в его профессиональной деятельности (подбор эффективных методов, средств и приемов обучение, стимулирования учеников к познавательной активности, к поисковой деятельности).
Познавательные интересы младших школьников более развитые у хорошо успевающих учеников, а у менее, успевающих — наоборот. В ходе проведения серии методик выяснены проблемы, которые существуют на пути развития познавательных интересов младших школьников.
Обобщив результаты серии исследований, можно сделать вывод, что гипотеза, которая выдвигалась, действительно подтвердилась. Существует прямой существенная связь между уровнем развития познавательного интереса и успеваемостью учеников, поэтому познавательные
интересы можно рассматривать как движущую силу активизации обучения, развития познавательной активности учеников, важное направление повышения эффективности учебной деятельности. Познавательный интерес помогает детям лучше усваивать материал учебного предмета, с интересом изучать факты, которые не изучаются на уроках, заниматься самостоятельной
и исследовательской деятельностью.
Проблема исследования познавательных интересов младших школьников есть актуальной, и требует внимания, как психологов, так и учителей, в частности начальных классов. Каждый учитель должен знать и совершенствовать познавательные интересы своих учеников,
ведь тогда он сможет построить учебный процесс так, чтобы дети с большим желанием посещали школу, и каждый день обогащали свой багаж знаний, который так нужен для взрослой жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Педагогическая работа в начальной школе
Качество обучения и воспитания определяется многими психолого -педагогическими факторами: уровнем методической работы, мастерством учителей, взаимоотношениями их с родителями и детьми, стилем руководства, общей атмосферой школьной жизни и др. Однако даже в самых образцовых, организация школьной работы, активная деятельность всего педагогического коллектива обречены на неудачу, если ученики равнодушны к обучению, когда фактические знания не возбуждают их фантазии, не влияют на чувства, не вызывают радости познания. Благодаря интересу детская мысль последовательно проникает в суть явления или предмета, настойчиво ищет связи и, преодолевая препятствия, достигает радостного озарения, когда неизвестное открывается во всей логической целостности и красоте. А это означает, что достигнута основная цель обучения: не только обогатился знаниями ученик, но и развивается и формируется его личность.
Изучению интересов детей, особенно интереса к обучению посвящено много психолого-педагогических трудов. Проблема познавательного интереса в основном разрабатывалась в таких направлениях: исследование психологической природы интереса; изучение интереса как отношение личности или как мотива учебной деятельности. В ряде работ познавательный интерес рассматривается как средство обучения и воспитания [1, с . 87].
Прежде всего, надо отметить, что изучение познавательного интереса происходило в контексте философии. В философской литературе интерес рассматривался и рассматривается как форма проявления потребностей человека и является важной категорией для установления реальных причин и основных стимулов ее деятельности и социальной активности. Позже интересы рассматривались как таковые, обусловлены самой природой

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы