Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Специфика переживания одиночества у подростков с девиантным поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1. Причины и последствия формирования зависимого поведения у учащихся подросткового возраста 5
1.2. Классификация девиантного поведения 7
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 13
2.1. Организация исследования 13
2.2. Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания подрастающего поколения. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным поведением.
Причины отклонений в поведении подростков возникают как результат политической, социально – экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений.
При анализе девиантного поведения именно в подростковом возрасте, необходимо выделить концепции возрастных кризисов, которые освещены в трудах Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна А.Н. Леонтьева, и др. Так же, можно сказать, что возрастной кризис влияет на формирование девиантного поведения подростков. Это связано с проявлением особого типа трансформаций подростковой субкультуры. Чувство взрослости занимает одно из существенных мест во внутренней позиции подростка, так как он не хочет, чтобы его воспринимали, как ребенка, поэтому подросток претендует на модель поведения взрослого человека, прибегая к девиантным формам поведения, таким, как алкоголь, наркотики, курение, таким образом, решая ту или иную кризисную ситуацию.
В наше время, у подростков наблюдается пик расстройств социального поведения, который определяется их психическими особенностями (возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями её осуществления выступает в качестве своеобразного фактора), падением субъективной ценности нравственного здоровья.
В сложившейся ситуации требуется переосмысление ценностей, целей, мотивов, эффективности средств и методов психологической коррекции подростков с девиантным поведением.
Постоянно возрастающее число подростков, имеющих девиантное поведение, является наиболее важной причиной необходимости проведения научных исследований проблем, связанных с подростковой девиацией и реформирования психологической помощи в этой области.
На основании актуальности и содержания проблемы исследования, нами была поставлена цель, сформулирована гипотеза и задачи исследования.
Цель исследования: выявить специфику переживания одиночества у подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: девиантное поведение подростков
Предмет исследования: специфика переживания одиночества у подростков с девиантным поведением
Задачи исследования:
1. На основе анализа отечественных и зарубежных исследователей, изучить понятие «девиантное поведение», выявить причины и последствия девиантного поведения подростков;
2. Проанализировать особенности девиантного поведения подростков;
3. Провести исследование специфики переживания одиночества у подростков с девиантным поведением.
Методы исследования:
 теоретические: анализ социально-психологической литературы по проблеме исследования.
 эмпирические: опросные и тестовые методы:
Выборка: В исследовании приняли участие обучающиеся 1-х курсов в количестве 30 человек, из которых 16 человек с проявлением девиации – 100% (вредные привычки, прогулы уроков) и группа недевиантных подростков – 14 человек. Возраст испытуемых -16 – 17 лет

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ современного состояния проблемы подростковых акцентуаций характера показывает, что проблема в ряде аспектов приобрела более сложный характер. В частности, это проявляется в расширении количества факторов, дезадаптуючих поведение подростка, а также в усложнении динамики подростковых акцентуаций. Все это является своеобразным источником в склонности подростка к формированию вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков. Мы можем говорить об особенностях самоактуализации девиантных подростков, которые заключаются в дискретности восприятия жизненного пространства, меньшем самоуважении и принятии себя, низкой способности к целостному восприятию мира и установлению тесных контактов с окружающими.
По результатам исследования и частоте встречаемости акцентуаций характера методом ПДО, выявлено следующее распределение типов: большая часть подростков, у которых выявлен эпилептоидный тип акцентуации характера» — 7 учеников, далее следуют лабильный и гипертимный типы акцентуаций с одинаковым соотношением — по 3 и 4 подростка соответственно. Результаты диагностики двух подростков не принимались во внимание при анализе данных исследования, в связи с их негативным отношением к исследованию, что вероятно повлияло на недостоверность выявленных типов акцентуаций их характеров.
Высокая тревожность деформирует представление о себе, своем настоящем и будущем, мешает конструктивному взаимодействию с окружением. В связи с этим возникает необходимость поиска путей, форм и методов специально организованной работы с целью снижения высокого уровня личностной тревожности юношей.
Высокий уровень самоотношения у тревожных подростков может выступать в роли психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает человека преувеличивать свои положительные качества и уменьшать недостатки. В этом случае срабатывает эффект «социальной желательности». Это порождает конфликт между тем, «каким я себя вижу», и тем, «каким меня видят другие». Таким образом деформируется представление о себе как о личности.Для большинства подростков с девиантным поведением характерна выраженность внешнего локуса контроля — сниженная готовность брать ответственность за собственное развитие на себя. Им свойственно внешне направленное защитное поведение. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Однако хотелось бы отметить, что среди подростков с девиантным поведением были отмечены случаи с крайне низким уровнем внешнего локуса контроля, что сопровождалось вик- тимными реакциями: отсутствием веры в собственные способности, низкой самооценкой, отказом от завершения начатого при возникновении ошибочных действий.
В то же время у большинства подростков относительной нормы преобладает внутренний локус контроля, для которого характерна убежденность в неслучайности собственных успехов или неудач, понимание их зависимости от компетентности, целеустремленности, уровня способностей. Кроме того, это свидетельствует о готовности подростков брать на себя ответственность за собственное развитие.
При анализе уровня притязаний можно заметить, что группа детей с девиантным поведением получила существенно более высокие значения, а это говорит о неадекватном, некритическом отношении подростков к собственным возможностям. Непосредственное наблюдение показывает, что подростки часто, увлекаясь каким-либо занятием или игрой, ставят для себя высокие цели, но при первой же неудаче отказываются продолжать начатое занятие, обесценивая данную деятельность, или жалуются на вдруг возникшее плохое самочувствие. Контрольная группа по показателю уровня притязаний набрала баллы, попадающие в оптимальный диапазон для личностного развития (75—89 баллов). Подростки ставят перед собой те цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его возможностям и способностям.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Причины и последствия формирования зависимого поведения у учащихся подросткового возраста

Процесс социализации постоянно сопровождается необходимостью выбора человеком одной из альтернатив поведения, различными реакциями во взаимодействии с отдельными людьми и социумом. Стимулом для совершенствования, достижения гармонии с окружением являются социальные нормы — совокупность требований и ожиданий, что выдвигает социальная группа, организация, общество к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) устоявшегося образца (типа). Нормативные требования и ожидания фиксируются и выражаются как в вербальной форме (писаные законы, инструкции, кодексы), так и в невербальной (символическая атрибутика, народные нравственные нормы поведения) [16].
Субъекты деятельности, придерживаясь социальных норм общежития, требуют от других соответствующего поведения. Нормальным считается поведение, что адекватно отвечает потребностям и возможностям развития и социализации индивида в рамках его взаимодействия с микросоциумом. Однако немало индивидов негативно реагирует на требования общества, вызывает отклонения в поведении
Поведение с отклонением — девиантное (лат. Deviatio — отклонение) — система действий и поступков, которые противоречат общепринятым социальным нормам права, культуры, морали [8].
Девиантное поведения приобретают люди, социализация которых проходит в среде, что способствует такому поведению (агрессия, безнравственность, насилие). В этой среде данные факторы считаются нормальными, а общество относится к ним толерантно.
Значительными симптомами нарушений признают наличие таких черт психической незрелости: зависимость от чужого мнения и ситуации, неспособность активно влиять на нее, слабость реакции на критику, невыраженность собственных волевых установок, слабость самоконтроля, саморегуляции, сочетание инфантильности с аффективной возбудимостью, устойчивый психологический барьер со взрослыми.
Среди факторов, которые влияют на причины возникновения девиантного поведения, М.Галагузова и др. выделяют следующие: 1) биологические факторы: генетические (умственно отсталые дети, дефекты речи, слуха, зрения, физические, нервные сдвиги); психофизиологические (конфликтные ситуации, химические и радиационные загрязнения среды); физиологические (дефекты речи, внешний непривлекательный вид, который вызывает негативизм в окружающих); 2) психологические факторы: наличие у ребенка психопатологии или акцентуации, которые выражаются в нервно-психических заболеваниях — психопатии, неврастении, состояние на грани нормы; 3) социально-педагогические факторы, проявляющиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания (учебная дезадаптация, дисгармония во внутрисемейных отношениях, гиперопека, асоциальность семьи, жестокое или безразличное отношение к ребенку и т.п.); 4) социально-экономические: классовое деление общества, безработица, инфляция, социальное напряжение, нестабильность; морально-этические: низкий моральный уровень воспитанности общества, уничтожение ценностей, особенно духовных, утверждения прагматизма и практицизма, равнодушие к чужому горю и страданиям, а также безразличное отношение к различным проявлениям девиантного поведения [5].
Очевидно, что поведение с отклонением является одним из проявлений социальной дезадаптации — нарушения процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды средствами взаимодействия и общения ложного или недостаточно развитого представления человека о себе и своих социальных связях [16].
Говоря о детско-подростковой дезадаптации, М.Галагузова, Ю.Галагузова, Г.Штинова и др. уточняют категории детей, которые испытывают этот процесс: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, которые употребляют наркотические и токсические вещества; подростки сексуально развратного поведения; подростки, совершившие противоправные действия [17].
Социально-педагогические параметры поведения с отклонением у детей и подростков, ее структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно. Одни ученые рассматривают такое поведение как несоответствие действий и поступков ребенка социальным требованиям, предъявляемым к ней; другие видят в поведении с отклонением удаления от существующих правовых норм, их нарушение, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи описывают такое поведение как нарушение моральных норм и собственных этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, разбой и т.д.), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за несовершеннолетия, с другой стороны.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы