Социально-культурная деятельность Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Специфика организации совместного отдыха детей и родителей, формы его организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 6

1.1. Роль совместного отдыха в укреплении семьи 6

1.2. Особенности организации совместного отдыха детей и родителей 10

Глава 2. Анализ особенностей организации совместного отдыха детей и родителей 16

2.1. Основные формы организации совместного отдыха детей и родителей 16

2.2. Специфика организации совместного отдыха детей и родителей на примере средств интерактивных игр 18

Заключение 24

Список используемой литературы 26

  

Введение:

 

Актуальность работы. На сегодняшний день проблема совместного отдыха детей и родителей стоит довольно остро.

В эпоху научно-технического прогресса содержание семейного досуга в начале 21 столетия заметно изменилось. Эти преобразования стали осуществляться задолго до развития Интернет-технологий в сфере досуга и развлечений. Разрушение традиционного типа семьи после революции 1917 г. затронули множество сторон ее жизнедеятельности, в т. ч., трансформации функций, семейных ценностей и традиций, в целом изменились детско-родительские отношения и т.д.

В настоящий период времени зачастую основным и для родителей, и для детей становятся Интернет, гаджеты, разнообразные компьютерные игры, плей-стейшн и т.п.

Желание реальное общение заменить виртуальным, нехватка времени, замена активного времяпровождения просмотром телевидения либо общением в социальных сетях приводят к конфликтным ситуациям и разрушению семейных взаимоотношений, считается причиной нарушения контакта детей с окружающими и окружающей средой.

Семья является важным, необходимым условием формирования личности ребенка, это его первый социальный институт. В семье формируется биологическое составляющее человека, его коммуникативные навыки, привычки, эстетические нормы поведения.

В семье формируется система моральных ценностей, эстетическое отношение к окружающему миру. Осуществляется первое знакомство ребенка с духовными ценностями общество и закладываются навыки трудовой деятельности.

Если ребенка в семье уважают, любят, считаются с ним, тогда он без труда приспособляется к жизни вне дома, легче налаживает коммуникативные связи со взрослыми и со сверстниками и уверенно ведет себя в обществе. Чтобы наладить наиболее тесные отношения между детьми и родителями, необходимо организовывать совместный отдых детей и родителей.

Степень разработанности темы исследования. Вопрос проблемы формирования культуры семейного досуга и его влияния на детско-родительские отношения стал предметом изучения многих педагогов и психологов: М.А. Ариарского, Е.П. Арнаутовой, Г.М. Бирженюк, А.Н. Ганичевой, Г.И. Грибковой, Е.И. Григорьевой, Н.С. Денисенковой, А.Д. Жаркова, А.А. Жарковой, О.Л. Зверевой, Э.И. Медведь, А.В. Сухомлинского, Н.Н. Ярошенко и др. Работы этих ученых подчеркивают важность изучения этой проблемы, начиная уже с дошкольного возраста

Объект исследования – процесс организации совместного отдыха детей и родителей

Предмет исследования – формы организации совместного отдыха детей и родителей.

Цель исследования – изучить специфику организации совместного отдыха детей и родителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить роль совместного отдыха в укреплении семьи;

2. изучить особенности организации совместного отдыха детей и родителей;

3. проанализировать основные формы организации совместного отдыха детей и родителей;

4. определить специфику организации совместного отдыха детей и родителей на примере средств интерактивных игр.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В условиях стремительного темпа жизни мегаполиса современные родители отдают слишком много времени и сил проблеме обеспечения своих детей материальными благами, забывая об ответственности за духовное и культурно-эстетическое развитие формирующейся личности ребенка, полностью возлагая эту функцию на плечи педагогов школ и детских садов. В процессе решения бытовых проблем большинство родителей обесценивают значение проведения совместного досуга со своими детьми. В связи с этим, необходимо отметить, что на этапе формирования личности ребенка родители должны осознавать важность проявления любви, заботы, внимания, искреннего интереса к жизни своих детей, с неподдельным азартом принимать всестороннее участие во всех сферах жизни своего чада. Такая модель поведения родителей оказывает исключительно положительное влияние не только на утверждение ребенка как эмоционально-здоровой и социально-адаптированной личности, но и способствует формированию глубоких доверительных отношений между детьми и родителями, одновременно обеспечивая благоприятную психологическую обстановку в семье. Немаловажную роль при формировании детско-родительских отношений играет уровень культуры досуга современной семьи.

Таким образом, совместный отдых развивает детей и имеет большое значение в укреплении внутрисемейных связей, укрепляет семейный коллектив, способствует развитию творческого и личностного потенциала каждого его члена; дает возможности проявить собственную индивидуальность. При организации семейного отдыха важно применять современные формы, учитывать запросы современной семьи.

В настоящий период времени интенсивно ведется поиск новейших методов по решению некоторых проблем семейной жизни. Важно помочь супругам создавать такую семью, в которой бы в полной мере раскрывался художественно-созидательный, духовно-нравственный, личностный и профессиональный потенциал каждого его члена.

Совместный отдых оказывает свое положительное воздействие как на родителей, так и на детей. На отдыхе родителям легче удается установить доверительное отношение со своим ребенком. А у детей создается положительный образ семьи, который будет примером для них в будущем. Ценность семейного отдыха заключается еще и в том, что родители получают возможность опосредованно влиять на своего ребенка и корректировать его поведение. Это влияние будет иметь не дидактический характер, а примет легкую форму игры и приятного времяпрепровождения. У ребенка появляется представление о семье, как о целостней системе. Хорошее взаимоотношение в семье воспитывает у подрастающего поколения открытость, отзывчивость, контактность (хорошее отношение с родственниками, соседями, с друзьями, знакомыми). Семейный досуг оздоравливает членов семьи, способствует физическому развитию детей.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы

1.1. Роль совместного отдыха в укреплении семьи

Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Конечно же, нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники. Тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронными устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гад-жетов и уделяя время общению с семьёй (самыми близкими и родными людьми), можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки (например, рукоделие и моделирование). Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений. В таком процессе много возрастает уверенность его участников в поддержке и понимании со стороны близких. Такая уверенность придаёт силы и создаёт ситуацию успеха.

Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи.

Семья — это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим.

В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищенным чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких.

А.В. Мудрик утверждает, что семья — важнейший фактор социализации человека. По мнению ученого, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется несколькими уровнями:

■ социально-культурный (зависит от образованности родителей и их жизненной позиции);

■ социально-экономический (зависит от имущественных характеристик и занятости родителей на работе);

■ технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованно-сти жилища, особенностей образа жизни);

■ демографический (определяется структурой семьи) .

Описание и характеристика семьи предполагает множество укладов. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

Семья как социальный институт переживает несколько этапов:

— создание семьи (вступление в брак);

— начало деторождения (первенец);

— окончание деторождения (последний ребенок);

— отделение от семьи последнего ребенка;

— прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует, как правило, две семьи: первая — семья, из которой он вышел; вторая — которую он создал и в которой он живет сейчас.

Условия существования семьи складываются из множества факторов, таких как доверительные взаимоотношения, уважение личности каждого члена семьи, поддержка в сложных жизненных ситуациях. Отношение к рождению и воспитанию детей, к способам ведения домашнего хозяйства, к удовлетворению интересов всех представителей семьи. Здоровье родственников, их характер, уровень влияния на семью и поступки тоже имеют большое значение.

Отношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от социума, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Исходя из того, что семья — группа социальная, можно утверждать, что общению в семье необходимо уделять особое внимание, так как посредством общения в семье реализуется одна из основных функций — воспитание. Лучше всего усваиваются те знания, которые даются легко, способствует этому и неформальная обстановка семьи. Следовательно, родители, уделяющие общению в семье больше внимания, способствуют всестороннему развитию своих детей. о

Семейный досуг – это свободное времяпрепровождение, которое предполагает «совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием» .

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

— Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения — путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)

— Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга — чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, прием гостей и т.д.)

— Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

Исходя из определения семейного досуга, можно обозначить позитивное влияние проведения совместного досуга детей и родителей на обе стороны процесса. У детей формируется позитивный образ семьи, который остается с ними на всю жизнь. И, будучи взрослыми, они станут стремиться к реализации заложенной в них программы счастливой семьи, будут совершенствовать умения бесконфликтного общения. А взрослые получают хорошую возможность лучше узнать интересы своих детей и отвлечься от бытовых проблем, заряжаясь позитивом и особым детским восприятием мира.

Ценность проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности, определяется несколькими моментами:

1) приобщением к духовным традициям и эстетическим воспитанием, в процессе которого у детей формируется умение «адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе»

2) формированием у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, (добровольное принятие на себя моральных и других обязательств перед обществом), открытость, отзывчивость, контактность (хорошие, доверительные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми) и др.

3) поддержанием семьи как целостной системы (социальной группы);

4) физическим развитием и оздоровлением всех членов семьи.

Поскольку семейный досуг предполагает развивающую деятельность и активный отдых (обучение, физическое и эстетическое воспитание и др.), то можно утверждать, что он играет существенную роль в формировании всесторонне развитой личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы