Курсовая с практикой на тему Специфика организации совместного отдыха детей и родителей, формы его организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 6
1.1. Роль совместного отдыха в укреплении семьи 6
1.2. Особенности организации совместного отдыха детей и родителей 10
Глава 2. Анализ особенностей организации совместного отдыха детей и родителей 16
2.1. Основные формы организации совместного отдыха детей и родителей 16
2.2. Специфика организации совместного отдыха детей и родителей на примере средств интерактивных игр 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение:
Актуальность работы. На сегодняшний день проблема совместного отдыха детей и родителей стоит довольно остро.
В эпоху научно-технического прогресса содержание семейного досуга в начале 21 столетия заметно изменилось. Эти преобразования стали осуществляться задолго до развития Интернет-технологий в сфере досуга и развлечений. Разрушение традиционного типа семьи после революции 1917 г. затронули множество сторон ее жизнедеятельности, в т. ч., трансформации функций, семейных ценностей и традиций, в целом изменились детско-родительские отношения и т.д.
В настоящий период времени зачастую основным и для родителей, и для детей становятся Интернет, гаджеты, разнообразные компьютерные игры, плей-стейшн и т.п.
Желание реальное общение заменить виртуальным, нехватка времени, замена активного времяпровождения просмотром телевидения либо общением в социальных сетях приводят к конфликтным ситуациям и разрушению семейных взаимоотношений, считается причиной нарушения контакта детей с окружающими и окружающей средой.
Семья является важным, необходимым условием формирования личности ребенка, это его первый социальный институт. В семье формируется биологическое составляющее человека, его коммуникативные навыки, привычки, эстетические нормы поведения.
В семье формируется система моральных ценностей, эстетическое отношение к окружающему миру. Осуществляется первое знакомство ребенка с духовными ценностями общество и закладываются навыки трудовой деятельности.
Если ребенка в семье уважают, любят, считаются с ним, тогда он без труда приспособляется к жизни вне дома, легче налаживает коммуникативные связи со взрослыми и со сверстниками и уверенно ведет себя в обществе. Чтобы наладить наиболее тесные отношения между детьми и родителями, необходимо организовывать совместный отдых детей и родителей.
Степень разработанности темы исследования. Вопрос проблемы формирования культуры семейного досуга и его влияния на детско-родительские отношения стал предметом изучения многих педагогов и психологов: М.А. Ариарского, Е.П. Арнаутовой, Г.М. Бирженюк, А.Н. Ганичевой, Г.И. Грибковой, Е.И. Григорьевой, Н.С. Денисенковой, А.Д. Жаркова, А.А. Жарковой, О.Л. Зверевой, Э.И. Медведь, А.В. Сухомлинского, Н.Н. Ярошенко и др. Работы этих ученых подчеркивают важность изучения этой проблемы, начиная уже с дошкольного возраста
Объект исследования – процесс организации совместного отдыха детей и родителей
Предмет исследования – формы организации совместного отдыха детей и родителей.
Цель исследования – изучить специфику организации совместного отдыха детей и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить роль совместного отдыха в укреплении семьи;
2. изучить особенности организации совместного отдыха детей и родителей;
3. проанализировать основные формы организации совместного отдыха детей и родителей;
4. определить специфику организации совместного отдыха детей и родителей на примере средств интерактивных игр.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
В условиях стремительного темпа жизни мегаполиса современные родители отдают слишком много времени и сил проблеме обеспечения своих детей материальными благами, забывая об ответственности за духовное и культурно-эстетическое развитие формирующейся личности ребенка, полностью возлагая эту функцию на плечи педагогов школ и детских садов. В процессе решения бытовых проблем большинство родителей обесценивают значение проведения совместного досуга со своими детьми. В связи с этим, необходимо отметить, что на этапе формирования личности ребенка родители должны осознавать важность проявления любви, заботы, внимания, искреннего интереса к жизни своих детей, с неподдельным азартом принимать всестороннее участие во всех сферах жизни своего чада. Такая модель поведения родителей оказывает исключительно положительное влияние не только на утверждение ребенка как эмоционально-здоровой и социально-адаптированной личности, но и способствует формированию глубоких доверительных отношений между детьми и родителями, одновременно обеспечивая благоприятную психологическую обстановку в семье. Немаловажную роль при формировании детско-родительских отношений играет уровень культуры досуга современной семьи.
Таким образом, совместный отдых развивает детей и имеет большое значение в укреплении внутрисемейных связей, укрепляет семейный коллектив, способствует развитию творческого и личностного потенциала каждого его члена; дает возможности проявить собственную индивидуальность. При организации семейного отдыха важно применять современные формы, учитывать запросы современной семьи.
В настоящий период времени интенсивно ведется поиск новейших методов по решению некоторых проблем семейной жизни. Важно помочь супругам создавать такую семью, в которой бы в полной мере раскрывался художественно-созидательный, духовно-нравственный, личностный и профессиональный потенциал каждого его члена.
Совместный отдых оказывает свое положительное воздействие как на родителей, так и на детей. На отдыхе родителям легче удается установить доверительное отношение со своим ребенком. А у детей создается положительный образ семьи, который будет примером для них в будущем. Ценность семейного отдыха заключается еще и в том, что родители получают возможность опосредованно влиять на своего ребенка и корректировать его поведение. Это влияние будет иметь не дидактический характер, а примет легкую форму игры и приятного времяпрепровождения. У ребенка появляется представление о семье, как о целостней системе. Хорошее взаимоотношение в семье воспитывает у подрастающего поколения открытость, отзывчивость, контактность (хорошее отношение с родственниками, соседями, с друзьями, знакомыми). Семейный досуг оздоравливает членов семьи, способствует физическому развитию детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Роль совместного отдыха в укреплении семьи
Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.
Конечно же, нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники. Тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронными устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гад-жетов и уделяя время общению с семьёй (самыми близкими и родными людьми), можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки (например, рукоделие и моделирование). Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений. В таком процессе много возрастает уверенность его участников в поддержке и понимании со стороны близких. Такая уверенность придаёт силы и создаёт ситуацию успеха.
Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи.
Семья — это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим.
В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищенным чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких.
А.В. Мудрик утверждает, что семья — важнейший фактор социализации человека. По мнению ученого, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется несколькими уровнями:
■ социально-культурный (зависит от образованности родителей и их жизненной позиции);
■ социально-экономический (зависит от имущественных характеристик и занятости родителей на работе);
■ технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованно-сти жилища, особенностей образа жизни);
■ демографический (определяется структурой семьи) .
Описание и характеристика семьи предполагает множество укладов. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Семья как социальный институт переживает несколько этапов:
— создание семьи (вступление в брак);
— начало деторождения (первенец);
— окончание деторождения (последний ребенок);
— отделение от семьи последнего ребенка;
— прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует, как правило, две семьи: первая — семья, из которой он вышел; вторая — которую он создал и в которой он живет сейчас.
Условия существования семьи складываются из множества факторов, таких как доверительные взаимоотношения, уважение личности каждого члена семьи, поддержка в сложных жизненных ситуациях. Отношение к рождению и воспитанию детей, к способам ведения домашнего хозяйства, к удовлетворению интересов всех представителей семьи. Здоровье родственников, их характер, уровень влияния на семью и поступки тоже имеют большое значение.
Отношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от социума, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.
Исходя из того, что семья — группа социальная, можно утверждать, что общению в семье необходимо уделять особое внимание, так как посредством общения в семье реализуется одна из основных функций — воспитание. Лучше всего усваиваются те знания, которые даются легко, способствует этому и неформальная обстановка семьи. Следовательно, родители, уделяющие общению в семье больше внимания, способствуют всестороннему развитию своих детей. о
Семейный досуг – это свободное времяпрепровождение, которое предполагает «совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием» .
Существует несколько уровней организации досуга в семье:
— Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения — путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)
— Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга — чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, прием гостей и т.д.)
— Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).
Исходя из определения семейного досуга, можно обозначить позитивное влияние проведения совместного досуга детей и родителей на обе стороны процесса. У детей формируется позитивный образ семьи, который остается с ними на всю жизнь. И, будучи взрослыми, они станут стремиться к реализации заложенной в них программы счастливой семьи, будут совершенствовать умения бесконфликтного общения. А взрослые получают хорошую возможность лучше узнать интересы своих детей и отвлечься от бытовых проблем, заряжаясь позитивом и особым детским восприятием мира.
Ценность проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности, определяется несколькими моментами:
1) приобщением к духовным традициям и эстетическим воспитанием, в процессе которого у детей формируется умение «адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе»
2) формированием у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, (добровольное принятие на себя моральных и других обязательств перед обществом), открытость, отзывчивость, контактность (хорошие, доверительные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми) и др.
3) поддержанием семьи как целостной системы (социальной группы);
4) физическим развитием и оздоровлением всех членов семьи.
Поскольку семейный досуг предполагает развивающую деятельность и активный отдых (обучение, физическое и эстетическое воспитание и др.), то можно утверждать, что он играет существенную роль в формировании всесторонне развитой личности.