Курсовая с практикой на тему Специфика обучения в дошкольном и младшем школьном возрастах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы исследования особенностей обучения в дошкольном и младшем
школьном возрастах. 5
1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного и младшего школьного
возраста. 5
1.2
Особенности процесса обучения в дошкольном возрасте. 13
1.3
Особенности процесса обучения в младшем школьном возрасте. 15
Глава 2
Эмпирическое исследование особенностей обучения в дошкольном и младшем школьном
возрасту. 18
2.1
Сравнительный анализ особенностей организации процесса обучения в дошкольном и
младшем школьном возрасте. 18
2.2
Рекомендации по организации процесса обучения в дошкольном и младшем школьном
возрасте. 19
Заключение. 23
Список
литературы.. 24
Введение:
Качество образования является одним из ключевых
параметров эффективности деятельности образовательной системы. Высокое качество
образования предполагает, что дети осваивает программу образовательного
учреждения на высоком уровне, овладевает необходимыми универсальными учебными
действиями, раскрывает свой творческий потенциал. Личность ребенка в таких
условиях развивается гармоничной и свободной. При этом необходимо понимать, что
для достижения высокого уровня качества образования необходимо учитывать ряд
факторов, среди которых в качестве одного из наиболее важных можно выделить
индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.
Можно с уверенностью говорить о том, что процесс
обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста должен отличаться,
строиться с учетом особенностей развития каждого возраста. Так, в дошкольном
возрасте основной формой работы с детьми является игровая технология, что
обусловлено ведущим для данного возраста видом деятельности. Работа основана на
принципе эмоциональной заинтересованности ребенка, что позволяет достаточно
долго удерживать его внимание, активизировать память и восприятие. Это связано
с тем, что в дошкольном возрасте познавательные процессы еще обладают низкой
произвольностью.
В младшем школьном возрасте же ребенок уже осваивает
непосредственно учебную деятельность. Несмотря на то, что игровая деятельность
сохраняет достаточно высокую значимость для младшего школьника, все же
первоочередное значение отводится другим методам работы. Формирование
произвольности познавательных процессов позволяет ребенку специально
сосредотачиваться на определенной деятельности.
Соответственно, можно говорить о том, что процесс
обучения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте требует разных
подходов, методов и методик деятельности.
Цель
исследования: проанализировать
особенности обучения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Объект
исследования: процесс обучения.
Предмет
исследования: особенности
организации процесса обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста.
Задачи
исследования:
1. Изучить
психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста;
2. Проанализировать
особенности обучения в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах;
3. Провести
сравнительный анализ процессов обучения в старшем дошкольном и младшем школьном
возрастах;
4. Сформулировать
рекомендации по организации обучения в старшем дошкольном и младшем школьном
возрастах.
Методы
исследования: анализ научной и
методической литературы, систематизация и обобщение, сравнительный анализ
полученной информации.
Заключение:
Таким образом, на основании анализа
научной и методической литературы можно сделать следующие выводы. Дети старшего
дошкольного возраста и младшего школьного имеют в своем психологическом
развитии как определенное сходство, так и достаточно существенные различия.
Соответственно, при организации процесса обучения необходимо учитывать как
черты сходства, так и черты различия в развитии данных возрастных категорий.
Так, например, для старших дошкольников
является типичной низкая произвольность познавательных процессов, преобладание
наглядно образного мышления, достаточно быстрая утомляемость и истощаемость.
Ведущей деятельностью в данном возрасте выступает игровая. Таким образом, при
организации обучения старших дошкольников целесообразно опираться на игровые
формы и методы работы. Для поддержания необходимого уровня внимания и
работоспособности рекомендуется достаточно часто менять виды деятельности,
поддерживать высокий уровень эмоциональной заинтересованности детей в
выполняемой деятельности.
Ведущей деятельностью младших школьников
является учебная деятельность. Формируется произвольность познавательных
процессов, более высокий уровень работоспособности, словесно-логическое
мышление. Эти особенности позволяют увеличить время непрерывного обучения, а
также включить в работу и другие методы, помимо игрового, которые хоть и не так
интересны для ребенка, но позволяют достигать определенных целей обучения.
Таким образом, учет возрастных
особенностей в организации процесса обучения позволяет значительно повысить его
эффективность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей
обучения в дошкольном и младшем школьном возрастах
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
и младшего школьного возраста В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) происходит
стремительное формирование и перестройка в функционировании всех
физиологических систем организма дошкольника: нервной, сердечно-сосудистой,
эндокринной, опорно-двигательной [23]. С большой скоростью увеличивается рост и
вес, изменяется соотношение частей тела. Высшая нервная деятельность
претерпевает значительные изменения. По своим параметрам головной мозг
дошкольника шести лет в значительной мере приближается к параметрам мозга
взрослого человека. Организм дошкольника в возрасте от 5,5 до 7 лет
демонстрирует готовность к достижению более высокого уровня возрастного
развития, подразумевающего более значительные интеллектуальные и физические
нагрузки, причиной которых является постоянное школьное обучение [23].
Старший дошкольный возраст имеет особое значение в
формировании психических качеств дошкольника: в этот временной отрезок
жизнедеятельности происходит развитие новых психологических процессов
деятельности и поведения.
В данный период формируется
фундамент развивающейся личности: развивается постоянная прочная иерархия
мотивов; формируются новые общественно-обусловленные потребности (потребность в
уважении и признании взрослого, интерес к осуществлению значимых для других,
«взрослые» действий, быть «взрослым»; желание быть признанным другими детьми:
старшие дошкольники демонстрируют яркий интерес к разным вида групповой
деятельности и параллельно – желание в игре и остальных формах деятельности
быть на первом месте, победителем; формируется потребность