Курсовая с практикой на тему Специфика литературной критики о творчестве Набокова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА 4
1.1. Краткая биография В. Набокова 4
1.2. Специфика игрового стиля В. Набокова 10
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ТВОРЧЕСТВА НАБОКОВА 19
2.1. Литературная критика 20-30-х годов о В. Набокове 19
2.2. Размышления о В.В. Набокове 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Есть все основания назвать два минувших года — 1988-й и 1989-й – временем торжества Набокова, поскольку в этот период он был не просто одним из самых печатаемых авторов, прилежно вывозивших подписку ряда современных изданий, не просто предметом острых критических сшибок, но, что гораздо важнее, стало очевидно, что он является основным ориентиром для молодых и не слишком молодых прозаиков.
Начало осваивать Набокова и литературоведение, но если критики о нем спорят, то литературоведы обнаруживают скорее солидарность. Единомыслие, с которым истолковывается ими Набоков, не часто встречается у нас, и потому на него стоит обратить внимание: в оценке Набокова совпали О. Михайлов и В. Ерофеев, призванные, по негласному литературному уставу, спорить по каждому поводу до хрипоты. В данном же случае и тот и другой выдвигают одинаковый тезис: набоковское творчество лежит вне традиций русской литературы. Разумеется, при этом О. Михайлов считает, что отступничество погубило талант писателя, а В. Ерофеев — что помогло обрести величие. Кроме того, отторгнув Набокова от традиций, В. Ерофеев объявляет его создателем метаромана, и это основоположничество в его глазах полностью компенсирует отсутствие славной родословной. Но важны не столько эти выводы и оценки, важен исходный тезис: Набоков — не русская литература, это писатель нового типа.
В ряду эмигрантской молодежи Набоков занимает особое место. В его судьбе это второе рождение явилось наиболее неожиданным, поскольку стихи, которые он успел издать в России, ни в коей мере этого рождения не предвещали. Какими бы смягчающими оговорками мы ни пытались обставить приговор З. Гиппиус, упавший на голову Набокова после выхода его первой книги — «он никогда писателем не будет», — мы вынуждены признать, что, не выходя за рамки известных ей стихов, она имела основания для этого суждения: тогда такие стихи могли писать слишком многие. Не менее существенной представляется и ее вторая оценка, высказанная спустя десятилетие: «Набоков — талантливый поэт, которому нечего сказать».
О чем никогда не писал Набоков? Об унизительной бедности, в которую свалился из роскошного особняка, поныне не потерявшего своего великолепия, о том, что в этой же нищете он вынужден был созерцать собственную мать, едва ли не единственную наследницу миллионных состояний. Набоков, описавший всех предков со стороны отца до седьмого колена, но полусловом не упомянул эту самую купеческую рукавишниковскую родню, деньги которой обеспечивали его золотое детство, всю ту роскошь, в которой он был взращен; и хотя материал можно было найти, купцы были не из последних, писатель как-то не спешил тревожить тени этих своих предков.
Таким образом, объектом исследования является творчество Набокова, а его предметом – специфика литературной критики о творчестве Набокова.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать специфику литературной критики о творчестве Набокова. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить биографию В.Набокова;
2. Рассмотреть специфику игрового стиля В. Набокова;
3. Проанализировать литературную критику 20-30-х годов о В. Набокове;
4. Проанализировать размышления о В.В. Набокове.
Заключение:
Набоков оставил после себя, без преувеличения, огромное литературное наследие. Его главными, написанными по-русски книгами являются: «Машенька» (1926), «Король, дама, валет» (1928), «Возвращение Чорба», «Защита Лужина» (1930), «Подвиг» (1932), «Круг» (1936), «Дар» (1937-1938), «Приглашение на казнь», «Соглядатай» (1938) и другие. В те же годы опубликовал немало стихов, стихотворные драмы: «Дедушка», «Смерть», «Скитальцы», «Плюс», пьесы в прозе, немало переводов, в том числе для детей: «Аня в стране чудес» Л. Кэтола. В США писал по-английски: «Действительная жизнь Себастьяна Найта», «Под знаком незаконнорожденных», «Лолита», «Призрачные вещи», «Ада», «Взгляни на арлекинов!». Переводил на английский русскую поэзию XIX века. Перевел и построчно откомментировал «Евгения Онегина», издал прочитанные в Уэльслейском колледже и Корнуэльском университете лекции по русской литературе.
В. Набоков оставил значительное драматическое наследие: он написал девять пьес и сценарий к фильму по роману «Лолита».
Первая из пьес «Событие» была написана в Ментоне в 1938 году и появилась в том же году в четвертом номере журнала «Русские заметки». Следующая часть, «Изобретение вальса», была написана в «Кап д’Антиб» в сентябре 1938 года и напечатана в одиннадцатом номере «Русских записок».
Прозаический пансион Набокова густонаселен с несимпатичными персонажами. Муди, надоедливый. Что подделка, то трусливая, то откровенно злая. Они выглядят соответственно. В голосе автора слышны гнев и разочарование: неполноценный, грязно-страстный, мелкий — человеческая натура. Затем этот внимательный шпион заметит на чьем-то лице мясистую бородавку возле носа, «как будто снова повернул ноздрю» («Круг»), затем он почувствует «теплый, вялый запах не очень здорового пожилого мужчины» (« Маша »), а читателю это вряд ли сделано плохо, но это еще цветочки; затем она скажет вам, как криминальный летописец, как мать, потеряв терпение, она утопила свою двухлетнюю дочь в ванной, а затем сама купалась — чтобы не потерять горячую воду («Василий Шишков») , От каждого человека можно получить «слабое решение зла». Радостное впечатление. Кретинизм, мерзость …
Набокова обвиняли в безрассудстве и недостатке духовности, в аморализме, в подмене добродетельного пафоса каким-либо методом. Но так ли это? Посмотрите на некоторые из его работ ближе.
Читая роман «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», вы невольно погружаетесь в лабиринт зеркал, причудливый мир отражений, который тем более интересен, потому что за каждым отражением мы находим неуловимые черты самого Набокова.
Исследуя истинную жизнь Рыцаря, мы вместе с героем романа (да, там, вместе с самим Набоковым) постоянно находим детали жизни и черты характера, столь известные истинным любителям Набокова. Иногда кажется, что автор преднамеренно изобразил себя в образе рассказчика, который умер в Старом Свете в образе Себастьяна Найта, и самого себя, родившегося в Америке. Но для любителя шахмат это было бы слишком просто. Автор намеренно играет с Читателем, давая ему возможность увидеть почти законченный портрет Владимира Набокова. Но тогда он омрачен; еще немного, и теперь виден только бледный контур; а потом и все — просто улыбка. Тем не менее, он тоже исчезает, но только для того, чтобы мы снова встретились с живым писателем на другой странице. В то же время автор сам является его книгами; книги, которые рождаются с обложки и умирают с последней страницы. В любом случае вы закрываете все книги Набокова с ощущением потерять что-то тонко красивое.
Вообще тема размышлений в творчестве Набокова играет очень важную роль. Без осознания значения этой роли невозможно достичь понимания всей работы писателя. Со страниц книг на нас смотрит не сам автор, а отражение отражения Набокова, одетого в маскарадный костюм и играющего роль, которую он придумал.
Или первый роман Набокова-Сирина «Маша», самый «русский» из романов Набокова. В романе вся атмосфера, атмосфера определенной странности, иллюзорная природа бытия окутывает читателя. В нем воплощена истинная судьба, преобразованная талантом Набокова в выдуманный. Позже, в 1954 году, в «Других берегах» он представит истинные события, послужившие поводом для романа, и назовет истинную сцену действия — берега одной и той же реки Одереж под Петроградом. Здесь появляется «подкладка», по словам автора, «полубиографическая сказка» — сад его дяди В.И. Rukavshinikov; татарская часть глаза героини, с которой он снова дает псевдоним — Тамара; и пару подружек, которых заботливая судьба скоро отнимет с пути; велосипед едет с фонарем, заряженным волшебными кусочками карбида. Та же неблагоприятная для любви петроградская зима, которая закончилась скучным расставанием, в отличие от Машеньки, наступит не в сумерках, «пахнет черемухой пушистой», а в «густой темноте» в «жасмине».
Набоков — интеллектуальный писатель, ставящий прежде всего игру воображения, разума, фантазии. Проблемы, которые волнуют человечество сегодня — судьба разума, одиночества и свободы, личности и тоталитарной структуры, любви и безнадежности — это отражается в его ярком, метафорическом слове. Стилистическая утонченность и виртуозность Набокова резко выделяют его в нашей традиционной литературе. Его монументальное наследие только начинает публиковаться дома. Общая оценка его работы впереди; его место в русской и мировой литературе будет определено позже.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА
1.1. Краткая биография В. Набокова
Этот гений был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в течение четырех лет подряд. Бунин считал его своим учеником и соперником. Куприн говорил, что у этого писателя благородное сердце и сильная воля. Работы мастера пера привлекли внимание критиков самого разных ориентаций, он часто обвиняли в порнографии, порывая с русской литературной диаспорой, чрезмерным снобизмом, и даже творческим воровством.
Но следует сказать, что рассказы Набокова были одними из самых читаемых и рецензируемых в литературе русской диаспоры в 20-30-х годах. Книги Владимира Владимировича до сих пор читаются по сей день: критики тщательно обсуждают его романы, выдающиеся режиссеры снимают фильмы, а писатели ищут новые грани в его удивительной и многогранной биографии.
10 (22) апреля 1899 года в городе на Неве родился великий писатель, оставивший след в истории как русской, так и американской литературы. Будущий романист вместе со своими братьями и сестрами воспитывался в привилегированной дворянской семье и не знал, что такое бедность. У Владимира Набокова богатая родословная: писатель говорил, что предки его бабушки по отцовской линии восходит к 14 веку.
Отца писателя — сына министра юстиции Дмитрия Николаевича — звали Владимир. В 1887 году окончил школу с золотой медалью. Владимир старший олицетворял смелость, порядочность и честность. Работал юристом, был основателем кадетской партии, а также имел репутацию журналиста и политика. Честь и достоинство были главными составляющими для Владимира Дмитриевича.
В 1911 году человек бросил белую перчатку русскому драматургу Михаилу Суворину, который в то время занимал должность главного редактора газеты «Новое время». Поводом для конкурса стала публикация журналиста Николая Снесарева, где провокатор беспристрастно рассказал о семье Набоковых, назвав этого джентльмена «человеком, который женился на деньгах». Однако бой не состоялся. Примечательно, что до этого происшествия отец писателя не был в восторге от дуэли и считал, что жестокая традиция противоречила российскому законодательству и здравому смыслу [21].