Курсовая с практикой на тему Специфика изучения поэзии Л. Филатова в старших классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА Л. ФИЛАТОВА 5
1.1. Л. Филатов – краткая литературная биография 5
1.2. Поэзия Л. Филатова, фразеология его произведений 7
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 15
2.1. Особенности восприятия поэзии учащимися старших классов и способы их мотивации к ее изучению 15
2.2. Разработка урока-электива по творчеству Л. Филатова в старших классах 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Введение:
Современная отечественная поэзия отличается многообразием творческих индивидуальностей, художественных стилей. Многие поэты, ставшие известными в XXI веке, начинали свою деятельность в середине XX столетия. Одним из таких поэтов, пришедших в литературу в 1970-е годы, является и Леонид Филатов. Заметим, что Л. Филатов — личность разносторонняя. Он известный актер театра и кино, кинорежиссёр, телеведущий, поэт. Ему удавалось настолько хорошо совмещать свои разнообразные занятия, что в каждой области творческой деятельности он был признанным мастером. Нас интересует личность Л. Филатова как талантливого поэта, чьи стихи были понятны и интересны простому читателю. Автор обращается к волнующим темам. О болезнях эпохи и переживаниях современного человека он говорит простым языком. Его лирика совмещает глубокую исповедальную тональность, взволнованность в выражении чувств и эмоций, добродушный юмор, самоиронию.
Воспитание духовности и нравственности современных школьников является весьма актуальной задачей. Произведения Филатова являют собой образец ироничного, остроумного взгляда на мир, знакомство с которым весьма желательно для каждого человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение специфики изучения поэзии Л. Филатова в старших классах. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить краткую литературную биографию Л. Филатова;
Проанализировать поэзию Л. Филатова;
Выявить особенности фразеологии произведений Л. Филатова;
Изучить восприятии поэзии учащихся старших классов;
Рассмотреть способы мотивирования старших школьников к изучению поэзии;
Разработать конспект урока-электива по творчеству Л. Филатова в старших классах.
Объектом данной курсовой работы являются особенности поэзии Л. Филатова, предметом – специфика изучения творчества Филатова в старших классах.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической, описывающий основные вехи творчества Леонида Филатова, и практической, отражающей особенности преподавания литературы в старших классах – заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Филатов Леонид Алексеевич – актер театра и кино, писатель-публицист, поэт и Народный артист России. Писать стихи он начал еще со школьной скамьи, периодически публикуясь в местных газетах. При этом стихи долгое время оставались для него приятным хобби, пока подорванное здоровье не заставило бросить актёрскую карьеру и всерьёз заняться литературой. Поэтические опыты молодости дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и переводов.
Лирика Л. Филатова — это отражение личных переживаний и чувств автора. На протяжении всего творчества он обращался к осмыслению основ бытия, но если в ранней лирике он размышляет об общих вопросах мироздания, переживает об отсутствии личного пространства, времени на размышления о прошлом и настоящем, то в более поздних стихах поэта волнует быстротечность жизни, ее суетность и меркантильность. Поэт погружается в раздумья о собственном предназначении, желает осмыслить свою дорогу. Он начинает по-новому смотреть на незначительные, но дорогие для него вещи, детали, из которых и складывается жизнь.
Леонид Филатов нередко использует различные приёмы дефразеологизации при написании произведений. Наиболее частотными приёмами в его работах являются изменения порядка следования компонентов фразеологических единиц, расширения и сокращения компонентного состава фразеологических единиц, морфологические и морфемные преобразования. К менее употребляемым можно отнести замену компонента фразеологических единиц словом и фразеологическую контаминацию. Творчество Леонида Филатова является ценным источником при исследовании явления дефразеологизации: на одном примере, как правило, можно рассмотреть несколько приёмов данного явления, что значительно повышает эмоционально-оценочную выразительность высказывания, а также позволяет приспособить фразеологических единиц к определённым речевым ситуациям. Следовательно, поэзия с сказки Филатова являются отличным материалом для изучения фразеологических единиц на уроках литературы в старших классах.
Изучение поэзии в школе составляет органическую часть воспитательного процесса. Поэзия — тот род литературы, который формирует душевный мир тонко и глубоко, влияя на человека.
Восприятию поэтического текста должна быть свойственна опора главным образом чувственность, а не на какие-либо абстрактные материи, ибо именно таково системное «собственное предназначение» объектов данного вида искусства: в свете системно-информационного подхода они призваны «тренировать» те модальности психической жизни учеников, которые имеют дело с непосредственными впечатлениями, конкретными образами.
Формирование учебной мотивации у старшеклассников является одной из главных задач современной школы. Матованная сфера субъекта учебной деятельности или его мотивация не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева. Для повышения мотивированности старшеклассников процесс обучения должен подкрепляться интенсивной внеучебной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские работы, изготовление презентаций и написание рефератов). Кроме того, учебный процесс должен подкрепляться наглядными и техническими средствами, необходимо использование такие средства как анализ различных жизненных ситуаций. приведение ярких примеров, активизировать внимание на том, как полученные знания могут пригодиться в различных отраслях профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА Л. ФИЛАТОВА
1.1. Л. Филатов – краткая литературная биография
Филатов Леонид Алексеевич – актер театра и кино, писатель-публицист, поэт и Народный артист России. Родился 24 декабря 1946 года в Казани в семье радиста. Его детство прошло в частых разъездах и экспедициях из-за работы отца. Вскоре родители развелись, после чего он переехал в Ашхабад к родственникам матери. Мальчик рано стал проявлять талант и его школьные произведения печатались в ашхабадской прессе. В юности он мечтал поступить на режиссерский факультет в Москве, но получилось поступить на актерский факультет Щукинского училища, по окончании которого работал в театре на Таганке.
Писать стихи он начал еще со школьной скамьи, периодически публикуясь в местных газетах. Однако мечтал Л. Филатов о кинематографе, хотел стать режиссёром. Судьба распорядилась иначе: он поступил на актёрский факультет Щукинского училища. В дальнейшем, как мы знаем, Л. Филатов стал признанным актером, известным по таким своим работам в фильмах, как «Экипаж» (1979), «Вам и не снилось…» (1980), «Забытая мелодия для флейты» (1987). При этом стихи долгое время оставались для него приятным хобби, пока подорванное здоровье не заставило бросить актёрскую карьеру и всерьёз заняться литературой. Сегодня мы имеем богатое наследие, оставленное Л. Филатовым. Это множество стихов, несколько остроумных пьес и, конечно же, «Сказка про Федота-стрельца», сделавшая его ещё более знаменитым [3, c. 26].
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 90-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе — литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудится в литературе все последнее десятилетие. Л.Филатов пишет стихи, песни, пьесы, пародии. В предисловии к сборнику его стихов «Уважайте удачу» А.Володин пишет: «Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи… и кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях… Но оказывается — нет: вот еще о себе и еще о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает — и печальное, и мудрое, — на радость нам. И все же — он не разный в своих дарованиях. Он — единое явление. Его поэзия создает образы душевной жизни людей, не похожих друг на друга, даже противостоящих друг другу. Это свойство истинного искусства. «Мир — это театр», — по слухам, говорил Шекспир. Читая стихи Леонида Филатова, каждый может сказать: мир — это и поэзия».
Одна из последних книг Л.Филатова — «Театр Леонида Филатова», вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Часы с кукушкой», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата», «Возмутитель спокойствия», «Опасный, опасный и очень опасный», песни к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни», а также пародии «Таганка-75» [15, c. 135-137].
В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается. Многие из любимцев публики прошлых лет уже умерли десять и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не подозревает. Поэтому с 1994 года Л. Филатов стал вести телепередачу «Чтобы помнили», посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом