Социально культурная деятельность Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры На примере сельского дома культуры Забайкальского края

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ.. 6

1.1. Понятие экологического воспитания в педагогической
литературе. 6

1.2. Формы
осуществления экологического воспитания школьников. 12

ГЛАВА 2.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА БАЗЕ ДОМА КУЛЬТУРЫ СЕЛА БОГДАНОВКА КРАСНОКАМЕНСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО
КРАЯ.. 18

2.1.
Обоснование актуальности проекта «Природа – наш дом». 18

2.2. Подходы
к разработке проекта «Природа – наш дом». 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

 



 

  

Введение:

 

Одной из
ключевых причин имеющихся недостатков экологического воспитания является
комплекс проблем, связанных с несовершенством образовательных программ,
нарушением преемственности содержания и обеспечения междисциплинарных связей.

Стоит
отметить, что имеющиеся учебные предметы природоведческой направленности
отыгрывают очень важную роль в дошкольном и школьном этапе образовательного
процесса. Однако экология в качестве 
отдельного предмета, впрочем, так и не была введена в школьный обиход. В
то же время богатый зарубежный опыт говорит о том, что введение этого курса
необходимо. Так, например, в шведской начальной школе данный предмет
присутствует с 1919 года. В наше время экология представляет собой важную
составляющую научно-социального образования, которая призвана формировать
связующее звено между различными дисциплинами школьного курса. В школах
Великобритании существенный объём учебного времени уделён изучению окружающей
среды. Экологическое воспитание подрастающего поколения в образовательной
действительности США отличается структурированностью, которая определяется
долговременным программно-проектным планированием, научно-исследовательским
подходом, поддержкой со стороны общественных организаций и объединений.

Зарубежная
педагогика отличается определённым подходом к внедрению идеи о непрерывности
экологического образования и гражданского воспитания, которое продолжается в
течение всей жизни человека. Именно этим объясняется включение массива
природоохранных и экологических вопросов в структуру учебных программ всех
образовательных уровней.

Основная
проблема узкоспециального подхода к содержанию экологического воспитания
заключается, прежде всего, в рассмотрении экологических проблем как проблем
окружающей среды и необходимости её защиты от загрязнения. Однако рассмотрение
вопросов экологии необходимо в широком понимании, исходящем из идей В. И.
Вернадского, который в круг общей экологии включал проблемы экологии души,
личности, воспитания, сознания, внутреннего мира. Важной в этом плане является
также концепция экологии культуры Н. Вересова, определяющая главной целью
экологического образования личности её приобщение к культуре.

Невозможность
целостной реализации концепции школьного экологического воспитания инспирирует
необходимость включения в этот процесс учреждений дополнительного образования и
культуры. Выполнение учреждениями культуры работы по экологическому воспитанию
подрастающего поколения способствует расширению функциональности данных
учреждений, в частности, актуализация просветительской их направленности.

Объект
исследования – система экологического воспитания школьников. Предмет
исследования – закономерности реализации целей и задач экологического воспитания
в учреждениях культуры.

Цель работы –
подробное исследование педагогических основ экологического воспитания в
учреждениях культуры.

Задачи
исследования:

— изучить
теоретическую литературу по теме;

— выяснить
особенности психологии экологического воспитания учащихся средней школы;

— определить
место экологического воспитания в системе воспитания школьников;

— предложить
наиболее оптимальные методики экологического воспитания в учреждениях культуры.

Теоретическую
основу исследования составили работы Н. С. Зотовой [14], Г. А. Лобановой [17],
Е. Г. Новолодской [21], посвящённые проблемам экологического воспитания
школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учебный процесс сочетает репродуктивную и преобразующую деятельности
учащихся. При этом познавательный характер имеет такая преобразовательная
деятельность, когда возникает необходимость применить знания в новой ситуации
или воспользоваться известными способами решения проблемы. Во время выполнения
познавательных задач целесообразно учитывать индивидуальные особенности
учащихся.

Воспитание познавательной личности предполагает формирование системы
ценностей и способностей к ее реализации. Для этого необходима целенаправленная
работа над определением понятия «система ценностей», анализ различных систем
ценностей и поступков в литературных и реальных ситуациях, умение анализировать
собственную систему ценностей, формирование понятий «культурная группа»,
ценностных ориентиров культурной группы; умение отслеживать и оценивать
варианты обращения с проблемой, обучение оценке личностных качеств как ресурсов
для решения проблемы и саморазвития, владение навыком определения уровня
развития объекта деятельности, умение планировать цель через развитие
собственной деятельности.

На основе
анализа работ различных исследователей, дефиницию «экологическое воспитание»
понимаем как процесс целенаправленной, систематической, организованной
взаимодействия воспитателя и воспитанника, во время которого формируются:
экологическое сознание, нравственные убеждения о необходимости уважительного
отношения ко всему живому и собственной ответственности за будущее окружающей
среды, осознание себя частью природы, ценностные установки, высокие
нравственные, общественные и профессиональные качества, что является
составляющей экологической воспитанности.

Принимая это
определение как исходное для исследования, нами уделено особое внимание
реализации на практике таких важных дидактических и нравственных категорий, как
экологические ценностные ориентации и отношения личности с окружающей средой,
эффективное с научной точки зрения понимания экологических проблем, активность
в их решении, ответственность за последствия собственного поведения и
деятельности в окружающей среде и осмысления неповторимости природы, то есть
формирование в конечном итоге культуры жизнедеятельности личности в окружающей
среде как составляющей ее экологической воспитанности.

Исследование
проводилось на базе дома культуры села Богдановка Краснокаменского района Забайкальского
края. Участие в проектной деятельности приняли 20 учащихся третьего класса
местной школы.
Целью проекта было
повышение интереса учащихся младших классов к проблемам, связанным с экологией,
защитой окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов.

 

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1.1. Понятие экологического
воспитания в педагогической литературе

Окружающая
среда была, есть и будет неизменным спутником повседневной жизни человека. Мы
черпаем из сокровищниц природы все наши богатства. Природа, ее красота и
величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которая неподвластна
времени.

Экологическая
культура – культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе
связанных с познанием, освоением и преобразованием природы. Её составляют
знание и понимание экологических нормативов, осознание необходимости их
выполнения, формирование чувства гражданской ответственности за судьбу природы,
разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их проведении.

Для общих
теоретико-методологических установок в философских изысканиях И. А. Ильина
характерно наличие органической связи между человеком и миром, которая
базируется на том, что как миром, так и процессами, которые в нем происходят,
выполняются функции по духовному развитию человека. Ильин в своих
представлениях наделяет именно человека во всех его проявлениях функциями
главной движущей силы, которая определяет, каким следует быть историческому, а,
следовательно, и социально-политическому развитию.

Человеку оказывается
столь высокое доверие со стороны философа исключительно потому, что он
представляет собой духовную сущность. То, насколько плодотворными будут его
изыскания в области философии, а сам он добьется успеха в любой из сфер своих
прикладных усилий, зависит от способности человека быть одухотворенным. В свою
очередь, духовности отводится роль того идеального начала, которое является
объединяющим фактором для различных людей, и, таким образом, выполняет функции,
отведенные источнику и двигателю развития в исторической перспективе.

Следовательно, опираясь
на точку зрения Ильина, можно утверждать, что человеческая духовность возможна
лишь в том случае, когда человеку присуще добровольное и самодеятельное
стремление достижению объективного совершенства, и, как следствие, он
испытывает в нем потребность, осуществляет его поиск и испытывает любовь по
отношению к нему. Соответственно, тогда и жизнь он оценивает по меркам,
определяемым подлинной божественностью, а именно по критериям, представленным
истинностью, прекрасностью, правотой, любовностью, героизмом. Впрочем, здесь
мыслитель отмечает, что для того, чтобы считать одухотворение по-настоящему
сильным и цельным, необходимо убедиться в том, что его появление вызвано
искренней любовью в отношении совершенства и его живых проявлений.
Соответственно, человеческую духовность Ильин оценивает не сквозь призму
каких-либо теорий метафизического толка, а в качестве той особой внутренней
направленности и соответствующей ей жизни, благодаря которой человеческая душа
и культура может характеризоваться высшим измерением, высшим значением и
ценностью. Проводя объединение с бытием, которому присуща подлинная духовность,
а именно Богом, Которого каждый человек должен найти внутри самого себя, душа
стремится к тому, чтобы развивать те формы духовности, которые являются более
конкретными, частными, представленными, к примеру, научным познанием, этическим
и эстетическим чувством и правосознанием.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы