Предмет Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Специфика функционирования прецедентных феноменов в американском предвыборном дискурсе 2016 года.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ПРЕЦЕНТНОСТИ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ 6
1.1 Основная характеристика предвыборного политического дискурса 6
1.2 Понятие и классификация феномена прецедентности 11
1.3 Прецедентность в политических текстах: основы исследования 16
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ В АМЕРИКАНСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ 21
2.1 Прецедентный феномен в американском предвыборном дискурсе 2016 года 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Одно из центральных мест в современной лингвистике отдано изучению политической коммуникации. Мы можем отметить не прекращающееся возрастание значимости политических стратегий, при этом решение целого ряда социальных и политических проблем связано с их адекватной интерпретацией.
Политическую сферу жизни общества невозможно представить вне языка, который формирует основу политической коммуникации и обеспечивает взаимосвязь общества с органами власти. Языковая реализация этого обеспечивается посредством использования различных лингвистических средств, которые позволяют достичь главной цели предвыборного дискурса – влияния на адресата, внесения изменений в его ценностную систему и побуждения к действиям в интересах говорящего.
Дискуссия во время предвыборной гонки с точки зрения коммуникативного процесса представляет собой конфронтацию нескольких (зачастую противоположных) точек зрения. Данные особенности речевого взаимодействия в рамках дискуссионного процесса непосредственно влияют на построение тактик и стратегий убеждения, на формирования авторских концептов, которые реализуются в предвыборном дискурсе различными языковыми средствами.
Можем обозначить, что феномен прецедентности, который обеспечивает влияние на адресата, приобретает особую актуальность ввиду того, что дискурс политиков насыщен прецедентными текстами, которые неоднократно воспроизводятся в речи носителей и функционируют как единицы дискурса.
Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего изучения места прецедентных феноменов как составляющих когнитивной базы лингвокультурного сообщества в современном политическом дискурсе.
Понятия «предвыборного дискурса», «прецедентности», «прецедентного феномена» и т. п. в своих работах исследовали такие известные отечественные и зарубежные исследователи, как Е.И. Шейгал, Д.Б. Гудков, В.В. Красных, Г.Г. Слышкин, А.Н. Баранов, И.В. Захаренко, А.П. Чудинов, А.Е. Супрун, Т.А. ван Дейк, Н.Л. Ноблок, Н.И. Жинкин, М.Л. Макаров, Ю.С. Степанов, А.Р. Лурия, Р. Сандерс, М. Хэллидей, Е.С. Кубрякова, А.Е. Кибрик и другие.
Цель исследования заключается в определении особенностей актуализации прецедентных феноменов, выяснении их роли в американском политическом дискурсе и условий их воздействия на адресата в дискурсе предвыборной президентской гонки 2016 года в США.
Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач:
 раскрыть понятие предвыборного политического дискурса и выявить его особенности;
 исследовать понятие и классификацию феномена прецедентности в тексте;
 установить базовые концептуальные области прецедентности в политических текстах;
 рассмотреть на примерах вопрос «прецедентного феномена» как объекта предвыборного дискурса;
 освоить функции прецедентных феноменов в дискурсе президентских выборов 2016 года в США.
Объектом исследования выступает американский предвыборный дискурс 2016 года.
Предметом исследования являются прецедентные феномены, использованные участниками предвыборного дискурса 2016 года в США.
Фактический материал исследования – транскрипты политических речей американских политиков, а также научные публикации, научные статьи, публицистические статьи, глоссарии, сборники, справочники, в которых исследовался вопрос «политического дискурса», понятия «прецедентный феномен», проблематика функционирования прецедентного феномена как элемента политической стратегии и тому подобное.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические – анализ материалов, трудов современных исследователей по актуальным проблемам лингвистики; изучение и обобщение научной, публицистической, справочной литературы;
б) описательный метод (описание лингвистических терминов и понятий);
в) метод сплошной выборки (взяты на учет примеры прецедентных феноменов в американском дискурсе президентских выборов 2016 года).
Теоретическое значение исследования заключается в дальнейшей разработке проблем политического дискурса, а также дальнейшее изучения феномена прецедентности как составляющей текста политического дискурса.
Практическое значение. Результаты исследования и использованный в ней фактический материал имеют непосредственную практичность при изучении лингвистики, английского языка, стилистики в высшей школе, а также могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и всеми, кто интересуется данной темой.
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании осуществлен комплексный анализ прецедентных феноменов в американском предвыборном дискурсе. Выявление особенностей употребления прецедентных феноменов способствует лучшему пониманию процессов, происходящих в когнитивной базе американского лингвокультурного сообщества и факторов, которые его формируют.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 35 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании были исследованы понятие и классификация феномена прецедентности в тексте, раскрыто понятие предвыборного дискурса и выявлены его особенности, установлены базовые концептуальные области прецедентности в политических текстах, а также проведен анализ использования прецедентного феномена кандидатами в американском предвыборном дискурсе 2016 года.
Данное исследование позволило сделать вывод, что прецедентными феноменами называют единицы, отражающие культурные, исторические, литературные представления лингвокультурного сообщества.
Использование в речи прецедентных феноменов разных видов многофункционально. Так, точные или преобразованные цитаты или ссылки на другие более-менее известные ранее созданные тексты в составе более позднего текста, дают возможность повысить информативность сообщения политического деятеля. Именно эта информативная насыщенность, многообразие ассоциаций позволяет говорящему посредством отсылки на другой текст передать значительное количество информации, применяя одновременно минимальные средства для ее вербализации.
Кроме того, прецедентные феномены служат средством для повышения экспрессивности и эмоциональной насыщенности предвыборного дискурса. Следовательно, обращение к прецедентности в рамках политической деятельности служит средством воздействия на эмоциональную сферу сознания человека и, соответственно, дает возможность повысить аргументированность речи.
Рассмотренные нами примеры из политических речей таких американских политиков, как Х. Клинтон и Д. Трамп, демонстрируют, что прецедентные феномены предполагают узнавание источника заимствования и наличие фоновых знаний у аудитории. Прецедентные феномены позволяют политикам достичь подчеркивания речи и отдельных ее частей за счет интенсификации коннотационных и ассоциативных признаков, закрепленных за прецедентными феноменами. Кроме того, прецедентные имена и ситуации политики нередко используют с целью манипуляций.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех проблем, взаимосвязанных с изучением прецедентных феноменов в предвыборном дискурсе. Тем не менее, оно может в дальнейшем стать основой для последующей разработки данной проблемы. Таким образом, мы видим перспективы в дальнейшем исследовании прецедентных феноменов, в частности особенностей функционирования прецедентных феноменов в американском политическом дискурсе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ПРЕЦЕНТНОСТИ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ

1.1 Основная характеристика предвыборного политического дискурса

В начале нашего исследования рассмотрим понятие «дискурса». Разные исследователи дают разные дефиниции для данного понятия. Первоначальным было определение дискурса, которое начали использовать с начала 70-х годов, сначала в значении близком к понятию «функциональный стиль», а затем трактовали его как формулу «текст плюс ситуация» .
Лингвист В.И. Карасик противопоставлял два понятия дискурсию и дискурс. Под дискурсией он понимал процесс развертывания текста в сознании получателя информации, тогда как дискурс считался результатом восприятия текста, при котором воспринимаемый смысл совпадает с замыслом отправителя текста. Подобное понимание отвечает логико-философской традиции, в соответствии с которой противопоставляются дискурсивное и интуитивное знания, то есть знания, приобретенные в результате рассуждения и в результате озарения .
Т.А. Дейк обобщил несколько значений для понятия «дискурс». Так, под дискурсом он рассматривает:
1) эквивалент понятия «речь», следовательно – всякое конкретное высказывание;
2) беседу (основной тип высказывания);
3) единицу, которая по размерам превосходит фразу;
4) воздействие высказывания на его адресата, учитывая ситуацию высказывания;
5) социально или идеологически ограниченный тип высказываний;
6) теоретический конструкт, который предназначен для исследований условий производства текста .
Что касается политического дискурса, то в лингвистической литературе существует широкое и узкое понимание этого термина. В связи с этим мы считаем, что нужно уточнить ряд понятий, которые непосредственно связанны с предвыборным дискурсом. Главным образом, требует уточнения специфика политического дискурса вместе с его разновидностью – дискурсом предвыборным дискурсом.
Е.И. Шейгал понимает под политическим дискурсом «любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относится к сфере политики» . Также лингвист отмечает особенную роль вербальной коммуникации в сфере политики. Она считает, что специфика политической сферы состоит в ее дискурсивном характере, ведь «многие политические действия по своей природе являются речевыми действиями» . Во многом с этой точкой зрения совпадает мнение М.А. Литовченко, который заметил, что «политику делают политики, а политиков делает слово» .
В свою очередь, А.Н. Баранов вывел собственное понятие политического дискурса, подразумевая «совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации» .
Лингвисты, занимающиеся исследованием политического дискурса, делают акцент на том факте, что политик с помощью языка внедряет в сознание реципиентов свое мировоззрение, включительно с собственными оценочными и эмотивными отношениями к элементам картины мира. Бесспорно, эффективность такого воздействия напрямую зависит от выбора наиболее подходящих конкретной ситуации средств, а также оптимального языкового решения обусловленной коммуникативной задачи.
Во главе всякой политической коммуникации стоит борьба за власть. К примеру, лингвист Е.И. Шейгал концепты «власть» и «борьба» относит к ключевым концептам политического дискурса .
Под властью, как в научном, так и в обыденном понимании, подразумевают способность, право и возможность к принуждению. В речах политиков часто акцентируется внимание на ценностях политического дискурса, которые можно свести к обоснованию и отстаиванию своего права на власть. В политическом дискурсе права на власть отстаивается в следующих его характеристиках: оценочности, агрессивности, эффективности, а также в отстаивании собственной точки зрения.
В.З. Демьянков рассматривает оценочность и агрессивность политического дискурса с точки зрения превалирования таких их факторов, как доминирование декламаторского стиля, пропаганда, идеологизация всего, о чем говорится, расширенное употребление понятий в ущерб логике, повышенная критичность, употребление лозунгов, агитаторский задор, превалирование «сверх-Я», претензии на абсолютную истину. Благодаря этим свойствам, характерным политическому дискурсу, можно отличить его от других видов речи .
По мнению В.З. Демьянкова общественное предназначение политического дискурса заключается во внушении адресатам (гражданам определенного сообщества) необходимых «политически правильных» действий и оценок. Другими словами, цель политического дискурса – не описать, а убедить, пробудить в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию оскорбление .
В.З. Демьянков отмечает, что в политическом дискурсе царит особый мир, которым и пользуется автор этого дискурса, «навязывая свое мнение адресату» . Это значит, что интерпретатору приходится «переселяется» в чужой мысленный мир для того, чтобы понять дискурс. Опытный политик, предваряет такое речевое внушение «подготовительной обработкой чужого сознания, с тем, чтобы новое отношение к предмету гармонизировало с устоявшимися представлениями – осознанными или неосознанными. Расплывчатая семантика языка способствует гибкому внедрению в чужое сознание: новый взгляд модифицируется (это своеобразная мимикрия) под влиянием системы устоявшихся мнений интерпретатора, а заодно и меняет эту систему» . Данное высказывание наталкивает нас на мысль, что политику крайне важно правильно выбрать речевые стратегии.
Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, согласно которой убеждение является основной характеристикой политического дискурса. Ведь политик, оперируя в своем выступлении символами, должен уметь затронуть необходимую струну в массовом сознании. При этом политики, стремясь привлечь слушателей на свою сторону, не всегда имеют в своем распоряжении логически связанные аргументы. Иногда политическому деятелю просто нужно дать понять, что позиция, в пользу которой он выступает, лежит в интересах самого адресата. Нередко защищая эти интересы, политик может воздействовать на эмоции, играть на чувстве долга или на других моральных установках. Одним из наиболее хитрых ходов в политическом дискурсе является тот, когда политик, выдвигая доводы в присутствии кого-либо, вовсе не рассчитывает прямолинейно влиять на чье-либо сознание, а просто как бы размышляет вслух при свидетелях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы