Библиотечное дело Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Создание централизованной библиотечной системы на примере Усть-Куломских библиотек

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности централизованной библиотечной системы РФ 5
1.1. История развития библиотечных систем в ХХ веке 5
1.2. Современная библиотечная сеть России 10
Глава 2. Региональный аспект создания централизованной библиотечной системы 18
2.1. Централизованная библиотечная система города Краснодара 18
2.2. Централизованная библиотечная система Домбаровского района Оренбургской области 22
2.3. Создание централизованной библиотечной системы на примере Усть-Куломских библиотек 27
Заключение 31
Список использованных источников 34

 

  

Введение:

 

Централизованная библиотечная система – это учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом, объединившее финансовые средства, библиотечные фонды и иные материальные и информационные ресурсы в структурно-целостное образование для обеспечения библиотечного обслуживания населения муниципального района или городского округа, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов.
В состав ЦБС могут входить центральная городская или районная библиотека, библиотеки-филиалы, другие библиотечно-информационные учреждения, например информационные центры, центры деловой и правовой литературы и т.п.
Библиотечная система России – совокупность всех библиотек, находящихся на ее территории, организована по административно-территориальному и ведомственно-отраслевому признакам. Основу построения библиотечной системы составляют управление и методическое обеспечение, которые для каждой конкретной сети выполняет центральная библиотека.
Приоритет ведомственного управления над территориальным в библиотечной системе России, который был свойственный народному хозяйству бывшего СССР, сохранился и до наших дней.
Однако в последние годы роль региональных органов управления и значимость территориальных факторов постоянно повышаются, что подтверждается принятием территориальных законов о библиотечном деле, созданием региональных объединений, обществ, организаций, расширением самостоятельности самих библиотек.
Согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» (1994 г.), в России выделяются следующие виды библиотек:
— государственные, в том числе федеральные;
— муниципальные, учрежденные органами местного самоуправления;
— библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
— библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
— библиотеки общественных организаций;
— частные библиотеки; библиотеки, учреждаемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями.
Цель курсовой работы показать историческое развитие библиотек.
Объект исследования – теоретические особенности централизованной библиотечной системы РФ.
Предмет исследования – региональный аспект создания централизованной библиотечной системы
Задачи исследования:
— изучить и описать историю развития библиотечных систем в ХХ веке;
— рассмотреть особенности современной библиотечной сеть России;
— проанализировать основные аспекты Централизованной библиотечной системы города Краснодара и Домбаровского района;
— охарактеризовать основные аспекты создания централизованной библиотечной системы на примере Усть-Куломских библиотек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бурное развитие и распространение новых информационно-коммуникативных технологий и знаний несет с собой существенные изменения в информационной сфере на мировом уровне. Их революционное воздействие относится к экономической и социальной сфер, государственных структур и институтов гражданского общества, образования и науки, культуры и образа жизни людей.
Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего результативное информационное взаимодействие людей, их доступ к всемирным информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, ставит на ступень выше роль и значение библиотечной деятельности как системы глобального массового сохранения и потребления информации и целого спектра информационных услуг.
Повышение информационной и социальной роли библиотек требует выработки новых способов формирования информационного пространства и непосредственно библиотеки, которые реализуется на базе компьютерных технологий.
Проанализировав библиотечно-библиографические процессы, которые есть на сегодня в библиотеках, можем отметить, что под влиянием технического прогресса сущность процессов изменилась. В последнее время были заложены концептуальные основы информатизации библиотек на качественно новом уровне, и в этом направлении ведется активная деятельность.
Организация же современной библиотечной системы основывается не только на автоматизации отдельной библиотеки. Главная цель ее – создание единого информационного пространства и интеграция в мировое библиотечное информационное пространство. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
— во-первых, совершенствование библиотечно-библиографической информации и публикации текстов в электронном виде;
— во-вторых, обеспечение доступа через Интернет к библиографической информации и полнотекстовых баз данных;
— в-третьих, обеспечение электронных средств поиска и обслуживания запросов на информационные ресурсы библиотеки.
С развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий информационное пространство библиотеки будет расширяться до межбиблиотечного, межрегионального, а со временем его границы станут еще шире.
Основные результаты деятельности муниципальных библиотек Республики Коми:
— услуги библиотек республики востребованы: охват населения библиотечным обслуживанием на протяжении ряда лет составляет более 40 %, что выше среднего по России;
— в соответствии со своими функциями (информационными, культурными, просветительскими) муниципальные библиотеки республики ежегодно реализуют разнообразные проекты, организуют муниципальные конкурсы, акции, мероприятия и участвуют в республиканских и российских – Библионочь, Ночь искусств, «Живая классика», «Читаем детям о войне», диктанты по предметам и т. д.;
— все ЦБС республики включились в цифровую систему коммуникаций, формируя информационные ресурсы собственной генерации – электронные каталоги, базы данных, коллекции;
— процессы обучения, актуализация знаний библиотечных специалистов обеспечены республиканской «Программой непрерывного образования библиотечных работников РК на 2015–2017 гг.»; обучающие мероприятия рассчитаны на все категории специалистов библиотек и велись с учетом приоритетов развития, целей, задач библиотек на современном этапе.
Основные проблемы муниципальных библиотек РК:
— сокращение библиотечной сети – 3 библиотеки;
— сокращение объема фондов библиотек, недостаточное поступление новой литературы, низкая обновляемость фондов муниципальных библиотек, влияющая на степень удовлетворения информационных потребностей пользователей;
— нерешенность проблемы доступа к Интернет в ряде районов республики, а следовательно, недоступность для пользователей электронных библиотечных услуг;
— критически низкая доля специалистов с профессиональным библиотечным образованием, а в ряде районов просто отсутствие квалифицированных библиотечных специалистов; старение коллективов;
— недостаточное или полное отсутствие в бюджетах ЦБС средств на обучение персонала, что в конечном итоге сказывается на качестве библиотечных услуг.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. История развития библиотечных систем в ХХ веке

Система библиотек на территории России сложилась в начале ХХ века. Необходимо подчеркнуть, что научные и специальные библиотеки находились в более удовлетворительном состоянии, чем публичные и народные.
Однако публичные и народные библиотеки отличались многообразием типов и видов, отсутствием планомерности в развитии, ненадёжности взаимодействия друг с другом. Причина этого заключалась в том, что устройство библиотек проводили различные ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества.
Только некоторым библиотекам правительство утверждало общие правила и уставы.
Большинство научных и специальных библиотек были размещены в центральной части страны, в столицах и крупных губернских городах.
Большая группа научных библиотек – это государственные публичные, университетские и другие вузовские библиотеки, а также библиотеки Академии наук и других научных учреждений и обществ. Самым крупным учреждением была национальная библиотека – Императорская Публичная библиотека, в 1917 году ее фонд составлял более 2 млн. наименований.
Вторая по величине – это Библиотека Академии наук, фонд которой в 1911 году составлял около 800 тыс. томов.
Третье место в системе научных библиотек занимала библиотека Румянцевского музея в Москве, фонд которой составлял в 1917 году около 1 млн. томов .
В число крупных библиотек входила и библиотека Исторического музея. Библиотеки законодательных учреждений – Государственного совета и Государственной Думы, библиотеки Военных ведомств также относились к числу крупных и ценных библиотек.
Уже в первые годы советской власти было заложено основы принципиально другого подхода к организации библиотечного дела. Советская власть с самого начала уделять библиотекам большое внимание. Советской властью библиотеки рассматривались как один из важнейших социальных институтов.
В 1917 году государство полностью взяло на себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил начало национализации библиотек всех учреждений.
Национализацией были охвачены не только ведомственные, но и частные собрания, количество фондов которых превышало 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла иметь более 2000 томов .
На основе национализированных фондов были созданы и новые библиотеки. В 1918 году были образованы наиболее значимые библиотеки страны, это – библиотека социалистической Академии общественных наук (в ее фонд вошли библиотеки Практической академии, Биржевого комитета, Литературно-художественного кружка и др. фонды).
При Научно-техническом отделе была основана Государственная научно-техническая и экономическая библиотека, в состав фонда которой вошли фонды Московской технической библиотеки и целый ряд богатых книжных собраний профессоров и инженеров. Фонды научных библиотек различных ведомств, закрытых и расформированных, были перераспределены по различным библиотекам .
В тех научных библиотеках, где продолжалась деятельность в новых условиях, основными изменениями в характере их работы были изменения, которые касались обслуживания читателей.
Научные библиотеки были доступны массовому читателю. Это подразумевало и расширение масштабов обслуживания через межбиблиотечный абонемент. Именно этот момент и стал причиной того, что начала отмечаться потеря части фондов крупными научными библиотеками.
Дальнейшее развитие межбиблиотечного абонемента носило в основном региональный характер.
Национальной библиотекой нового социалистического государства в соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 февраля 1925г. Стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека. Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.
Много внимания советская власть стала уделять развитию библиотечного дела и на территории регионов страны. Появляется целый ряд новых научных библиотек в регионах страны, это было обусловлено национализацией фондов библиотек, которые были ликвидированы.
Губернские (областные) библиотеки в то время рассматривались как научные библиотеки. Более сложной стала структура этих библиотек, усилилась роль справочно-библиографических и краеведческих отделов.
В 20-е годы научные библиотеки на региональном уровне активно стремились к взаимодействию, к достижению координации .
Возникшие библиотечные объединения решали управленческие задачи, решали проблемы комплектования иностранной литературой, разрабатывали инструкции по каталогизации, составляли региональные сводные каталоги, занимались обменом дублетных экземпляров.
В 20-е годы проводилась попытка централизации некоторых библиотечных операций.
В 30-е годы произошли более глубокие изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек.
По декрету СНК «О централизации библиотечного дела в РСФСР» 3 ноября 1920 координация руковод¬ства библиотек всех ведомств была возложена на Наркомат народного просвещения. Была создана система коллекторов для комплектования фондов библиотек.
27 марта 1934 ЦИК СССР принял постановление «О библиотечном деле в СССР», направленное на улучшение системы руководства библиотеками и подготовку кадров. 1 октября 1934 была проведена Всесоюзная библиотечная перепись. В годы первых пятилеток сеть библиотек значительно расширилась: сложилась сеть массовых, профсоюзных, научных и технических библиотек.
В период Великой Отечественной войны на оккупированной территории погибла большая часть книжных фондов, для восстановления которых после войны был организован специальный Государственный фонд литературы. В 1945 в СССР была проведена государственная регистрация библиотек, им было передано более 13 млн книг.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы