Библиотечно-информационная деятельность Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Создание библиотечно-информационного центра в комплексе стратегического развития современной школы. (На примере МБОУ «Пажгинская СОШ»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 7
1.1. Роль школьной библиотеки в учебном процессе 7
1.2. Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве 16
ГЛАВА ІІ. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МБОУ «ПАЖГИНСКАЯ СОШ» 21
2.1. Трансформация школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр 21
2.2. Стратегия развития библиотеки МБОУ «Пажгинская СОШ» 23
2.3. Деятельность библиотечно-информационного центра при библиотеке МБОУ «Пажгинская СОШ» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

 

  

Введение:

 

Возрастающий объем информации и знаний влечет за собой смену парадигмы всего образовательного процесса. Информатизация общества и формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, в концепции «образование в течение всей жизни». Это позволит сохранить качество образования в соответствии с современными требованиями жизни в информационном обществе. Если раньше человеку было достаточно одного образования на всю жизнь, то в современных условиях глобализации необходима постоянная поддержка образовательного уровня .
Поэтому сегодня в приоритете самообразование и саморазвитие личности. Таким образом, образование становится непрерывным процессом, призванным воспитывать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Исходя из требований времени, новая система образования меняет подход. Теперь ей необходимо ориентироваться должна ориентироваться не столько на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Особые требования время применяет и к личностным качествам человека. На первом плане теперь умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Достижение нового качества образования во многом зависит от уровня подготовленности к новым условиям педагогов и школьных библиотекарей. Ввиду этого, актуальной становится проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников. Следовательно, необходимо усиливать взаимодействия школы с библиотекой, что подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного учреждения.
Актуальность темы нашей работы обусловлена необходимостью обеспечения адекватности динамичных преобразований, происходящих в обществе. Изменение парадигмы образования, не могло не сказаться на деятельности учреждений образования и школьных библиотек.
Сейчас наблюдается три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря . Во-первых, проявилась обоснованная необходимость создания медиатеки, как нового подразделения на базе школьных библиотек. Во-вторых – появилась острая необходимость превращения библиотеки в информационный центр школы, а библиотекарю взять на себя функции информатора. Кроме того, школьные библиотеки рассматриваются как педагогическое структурное подразделение образовательных учреждений со специфическими функциями. Библиотеки и образовательные учреждения преследуют единую цель: способствовать формированию мотивации человека к самообразованию и саморазвитию через предоставление необходимых информационных ресурсов, обеспечивая открытый и полноценный доступ к информации.
Историография информационной деятельности библиотек представлена значительным количеством работ ведущих теоретиков библиотековедения и библиографии.
Так, А. Н. Ванеев, одной из главных функций советских библиотек считает информационную, а целью библиотек, соответственно, расширение и углубление работы идеологических и информационных центров. Кроме того А. Н. Ванеев определил библиотековедение как научную дисциплину, тесно примыкающую к педагогике, но не входящую в ее состав .
Придерживается данной концепции и активный исследователь библиотечной деятельности О. С. Чубарьян. Раскрывая в третьем издании учебника «Общее библиотековедение» систему библиотечного обслуживания, в основу этой работы выносит информационную функцию библиотек. Причем, это касается библиотек всех уровней и типов. Акцентируется внимание на информационном обслуживании читателей ученых и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, региональных руководящих партийных и хозяйственных деятелей, содействии формированию профессиональной квалификации кадров, ориентация на запросы любого читателя.
Библиотечно-информационному обеспечению производственного процесса и повышению культурно-технического уровня трудящихся уделяла особое внимание Т. Ф. Каратыгина .
Интересное исследование предпринял В. Р. Фирсов , рассматривая информационные познавательные функции как ценностно-ориентационные. Он считал, что воспитание на ценностной информации способствует наиболее целенаправленному удовлетворению культурных или информационных потребностей личности. Задачи библиотек по формированию всесторонне развитой личности, по его мнению, усложнялись в связи с развитием научно-технического прогресса, что стимулировало перераспределение информационных потоков.
В. И. Терешин определяет внешкольную педагогику как одну из функций библиотеки. Тут же отмечает, что главной целью библиотечной педагогики является воспитания у читателя информационной культуры и умения самостоятельно вести отбор документов и воспринимать заложенную в них информацию.
Вопрос важности создания в библиотеке мощного информационного компьютерного обучающего центра для расширения информационных ресурсов поднимала Н. И. Тюлина . Она же заключает, что будущее информационной функции библиотеки связано с библиотечной наукой.
Различные аспекты деятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях Т. Д. Жуковой , Е. М. Зуевой, Е. В. Ивановой, Е. Н. Ястребцевой . Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю. Н. Столярова, Н. И. Гендиной . Методологические основы формирования информационной культуры личности разработаны Н. И. Гендиной, Г. А. Стародубовой . Труды И. И. Тихомировой , В. П. Чудиновой , Т. Д. Полозовой, Ю. П. Мелентьевой посвящены изучению чтения детей и подростков.
Цель данной работы – исследование и теоретическое осмысление моделирования библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
Объектом исследования в нашей работе выступает информационно-образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: деятельность информационного центра МБОУ «Пажгинская СОШ».

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрен вопрос создания библиотечно-информационного центра при МБОУ «Пажгинская СОШ». Для того чтобы понять значение и необходимость создания данного информационного центра, нами поставлены задачи теоретической и практической направленности.
В процессе исследования мы убедились в том, что важнейшей задачей современного образования является повышение информационной компетентности всех участников образовательного процесса. На библиотечных съездах и конференциях, в профессиональных библиотечных изданиях теоретиками библиотечного дела и практиками неоднократно поднималась проблема актуальности функционирования библиотечных информационных центров, в том числе и школьных. Значительное внимание этой проблеме уделяют в своих трудах и выступлениях Т. Д. Жукова, Е. М. Зуева, Е. В. Иванова, Е. Н. Ястребцева. Они усматривают новую миссию школьных библиотек, и отводят именно им ведущую роль в процессе информационного образования, поскольку именно школьные библиотеки наиболее приближены к информационной среде.
На современном этапе школьные библиотеки все чаще преобразовываются в информационные центры. Хотя, наблюдается разнообразие подобных структурных школьных подразделений: информационно-библиотечный центр, медиатека, медиацентр.
Однако не каждая школа может выступать в качестве ядра образовательного процесса и информационно-образовательного пространства современной школы. Библиотека должна располагать определенной материальной базой и выполнять задачи и функции, соответствующие требованиям современного информационного общества. Эти требования усиливаются еще и тем, что школьная библиотека стоит у истоков детской информационной культуры. Школьный библиотекарь, как никто другой способен на протяжении десяти лет влиять на читательские вкусы и руководить чтением, воспитывая и формируя всесторонне развитую личность .
Библиотечно-информационный центр – это новое структурное подразделение школы, который функционирует как библиотека с элементами медиатеки. Это вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время необходим каждой школе, и должен быть доступен каждому учебному заведению, поскольку от информационной грамотности и уровня информационного обслуживания зависит качество нового образования, нацеленного на обучение на протяжении всей жизни.
В библиотечно-информационном центре должны быть специальным образом организованы условия, способствующие активному формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологий.
Создание библиотечно-информационного центра может осуществляться при наличии нескольких основных условий:
– формирование хорошо организованного фонда в различных форматах; современная материально-техническая база и площадь для размещения структурных подразделений;
– использование в библиотечной работе информационных компьютерных технологий, разнообразных технических средств, обеспечивающих доступ к локальной сети образовательного учреждения и Интернет-ресурсам;
– наличие в штате специалистов, нацеленных на повышение собственной квалификации .
Все это предусмотрено в Проекте (Приложение Д).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
1.1. Роль школьной библиотеки в учебном процессе
Школьная библиотека представляет собой специфическую форму организации библиотечной работы, поскольку она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой, собственно и функционирует. Исходя из этого, основная ее деятельность как раз и направляется на развитие читательского интереса учащихся и информационное обеспечение образовательного процесса, воспитание всесторонне развитой личности.
Развитие и функционирование современной школьной библиотеки осуществляется в многомерном информационно-правовом пространстве. В своей деятельности по реализации миссии она руководствуется правовыми актами международного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; Законами Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской Федерации, а также отраслевые законы.
Важнейшим документом на федеральном уровне является Закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г., с последующими изменениями.
Не менее важными документами являются Кодекс этики школьных библиотекарей Российской Федерации и Манифест школьных библиотек Российской Федерации, принятые первым съездом школьных библиотекарей Российской Федерации, который проходил 1 – 4 июля 2007 г. В документах изложены цели и задачи школьной библиотеки, принципы равноправия, свободы доступа и цензуры, конфиденциальности, добровольности участия в деятельности библиотеки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы