Курсовая с практикой на тему «Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС 5
2. ВИДЫ И ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС 9
3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ 15
4. СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ 21
5. АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность исследования. Сегодняшние реалии жизни ставят перед каждым человеком достаточно жесткие требования, прежде всего это высокое качество образования, креативность, коммуникабельность, а самое главное – это ориентировка в огромном потоке информации. Человек должен уметь находить себе место в любом обществе, в каком бы он не оказался. То есть адаптация к тем или иным условиях является также неотъемлемым качеством, которое сегодня предъявляется к человеку. База знаний, умений и навыков закладывается в школе, именно поэтому изучение современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) нового поколения является актуальной.
ФГОС нового поколения построен на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода, а это несомненно требует перестройки существующей системы образования, в которой еще остались отголоски традиционного советского обучения. Главным в условиях реализации ФГОС является развитие у обучающихся активной учебной и познавательной активности, обучающиеся должны научиться самостоятельно добывать нужную им информацию и уметь формировать учебные цели и задачи [9].
Новый закон «Об образовании» называет стандарт комплексом трех взаимосвязанных систем, которые предъявляют новые требования к структуре учебные программ, к результатам их освоения (предметные, метапредметные и личностные) и к условиям их реализации [19].
Каждый урок – это частица в огромной цепи образовательной системы, направленной на получение знаний, умения и навыков, которые пригодятся обучающимся в дальнейшей повседневной и профессиональной деятельности. Важно, чтобы на каждом уроке учащиеся понимали и осознавали для чего они учатся, могли сформулировать актуальность темы урока и ее важность для них лично [7].
Цель работы – анализ современного русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения.
Объект исследования: современный урок в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения.
Предмет исследования: урок русского языка в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения.
Задачи исследования:
1. Изучить модель современного урока в контексте ФГОС;
2. Рассмотреть виды и типы уроков по ФГОС;
3. Определить структуру современного урока и основные требования к нему в соответствии с ФГОС третьего поколения;
4. Рассмотреть способы актуализации знаний на уроке;
5. Проанализировать урок русского языка в соответствии с ФГОС.
Методы исследования: синтез, классификация, анализ и обобщение данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
Заключение:
В рамках данной курсовой работы были рассмотрен современный урок в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения на примере изучения русского языка. Была изучена модель современного урока, рассмотрены основные виды и типы уроков, подробно изучена структура современного урока и основные требования, которые предъявляет к нему ФГОС нового поколения, также были рассмотрены различные способы актуализации знаний на уроке и проведен анализ урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Современная образовательная концепция, предложенная ФГОС ООО нового поколения, ставит целью развитие и формирование личности, которая должна быть способна к самостоятельному поиску решения той или иной проблемы.
Содержание современного урока зачастую выходит за рамки учебного предмета, что было раньше просто недопустимо. Говоря о новшествах, которые привнес современных урок, стоит отметить такое понятие как рефлексия, которая ранее не использовалась в рамках традиционных уроков.
В свете введения ФГОС нового поколения образовательный процесс претерпел значительные изменения. Изменения коснулись как содержания образовательного процесса, так и его результатов. Благодаря внедрению нового ФГОС методическая база значительно расширилась, появилась совершенно новая типология уроков, отсюда возникли новые виды уроков.
В соответствии со ФГОС нового поколения от учителя требуется не просто наглядно и доступно донести до детей информацию, но и направить деятельность обучающихся в активную фазу, то есть учителю необходимо организовать урок так, чтобы дети сами добывали нужные им знания и применяли их в решении как учебных, так и житейских проблем.
Этап актуализации знаний учащихся является неотъемлемой частью современного урока, так как изучение новой темы урока невозможно без тех знаний, которые были получены ранее. Достижение целей урока возможно лишь в том случае, если учащиеся эффективно продемонстрируют свои уже сформированные умения, навыки и знания.
Проведенный анализ урока в 5 классе позволяет констатировать следующее: на уроке присутствовала атмосфера творческого поиска, заинтересованности, комфортного бодрого настроения за счёт эмоциональной мотивации в начале урока. Таким образом, мы можем утверждать, что урок состоялся и полностью соответствуют образцу современного урока по ФГОС нового поколения.
Фрагмент текста работы:
1. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Весь учебно-воспитательный процесс, как правило, строится в урочной и внеурочной форме, поэтому, если мы говорим об уроке, то он в свою очередь является формой организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, где действует классно-урочная система обучения. При этом важно отметить тот факт, что классно-урочная система возникла благодаря Я.А. Коменскому, именно он поспособствовал в создании основ дидактики, большинство из которых остаются актуальными и сейчас [16].
Рассмотрим дидактические принципы урока более подробно. Как известно, цель каждого урока – это прежде всего передача учителем обучающимся знаний. В последнее десятилетие система российского образования ввиду введения новых стандартов значительно изменилась, но это не отменяет тот факт, что урок – это основная форма организации учебной деятельности, при этом же задачи урока поменялись. Урок остается главенствующей формой учебного процесса, именно на нем делается акцент в учебно-воспитательной деятельности, где субъектами выступают учитель-ученик. Отсюда следует, что качество обучения в полной мере зависит от того, с каким уровнем подготовки подошел учитель к проведению урока, прежде всего важна его методическая и содержательная стороны, от которых и будет зависит общая атмосфера урока. Для достижения наиболее высокого уровня от учителя требуется оригинальность и импровизация, которая позволит сделать урок своеобразным, интересным с каким-то замыслом, кульминацией и развязкой. Говоря простыми словами, учителю необходимо представить свой урок как некое произведение искусства [10].
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный характер, главной задачей он ставит формирование личности каждого учащегося и оптимизацию всего учебного процесса [13].
Универсальные учебные действия (далее – УУД) будут являться одной из основ учебно-воспитательного процесса. Если учащиеся в полной мере освоят УУД – это создаст фундамент для дальнейшего эффективного получения и усвоения знаний в самостоятельной форме, сюда можно отнести все возможные умения, компетентности, способности, которые позволят учащимся заниматься саморазвитием и самосовершенствованием. Невозможно отрицать тот факт, что человек, который умеет в полной мере пользоваться различными технологиями и владеет информацией, приобретает совершенно новый тип мышления, он с разных сторон может подойти к любой возникшей проблеме и эффективно организовывает собственную деятельность [3].
Новый ФГОС направлен на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся» [18]. Для достижения эффективности современного урока учителю необходимо подобрать соответствующую форму подачи учебного материала, а также создать такую ситуацию, при которой учащиеся будут чувствовать свой успех, при этом всем важно, чтобы на уроке царила доброжелательная и позитивная атмосфера. Новый стандарт ставит главной концепцией то, что учитель и ученик – это одно целое, эти два субъекта в равной степени играют активную роль в учебном процессе, роль учителя при всем этом – это быть наставником, помогать, контролировать и направлять обучающихся [15, с. 11].
Перечислим основные требования, которые предъявляются к современной уроку:
самостоятельность обучающихся на протяжении всего урока;
учитель – это организатор, наставник, помощник, а не лектор;
присутствие обязательной рефлексии всех обучающихся (каждый присутствующий на уроке ученик должен уметь восстанавливать ход урока, анализировать собственную деятельность, роль на уроке, а также контролировать деятельность своих сверстников, уметь при этом формулировать собственные впечатления);
высокий уровень активности всех учащихся, никто из присутствующих на уроке не должен выполнять пассивную роль [20].
Вышеизложенные требования свидетельствуют о том, что на уроке акцент должен делаться на активной деятельности обучающихся.
Говоря о результатах обучения в урочной деятельности, важно более подробного рассмотреть, что из себя представляют предметные, метапредметные и личностные результаты.
Под предметными результатами учебной деятельности подразумевается освоение учащимися какого-либо социального опыта, который они изучают в рамках курса того или иной учебного предмета. Сюда можно отнести знания, различные навыки, умения, опыт творческой деятельности и т.п.
Метапредметные результаты характеризуются способами деятельности, которые учащиеся освоили на уроках в рамках изучения разных учебных предметов и которые они смогут применить в дальнейшем как на уроках в рамках учебного процесса, так и в повседневной жизни.
Личностные результаты – это та система ценностей, которая была сформирована у учащихся в ходе учебного процесса. Сюда можно отнести отношения учащегося как к себе, так и к своих сверстникам и учителю и в общем ко всему учебному процессу [20].
Таким образом, современная образовательная концепция, предложенная ФГОС ООО нового поколения, ставит целью развитие и формирование личности, которая должна быть способна к самостоятельному поиску решения той или иной проблемы. Эту цель можно отнести и к современному уроку. Для понимания того, какие изменения привнес новый ФГОС, можно рассмотреть структуры традиционного и современного урока и провести линейное сравнение. Так, для традиционного урока характерен определенный сценарий, план урока, где прописана жесткая структура, за рамки которой нельзя выходить. То же касается и времени, которое распределяется на уроке. Если большая часть традиционного урока – это объяснение и закрепление нового материала, полученного в ходе урока, то на современном уроке все несколько иначе: большая часть времени отводится на самостоятельную деятельность обучающихся. В рамках традиционного урока учителя давали задания, которые в большей степени несли репродуктивный характер, на современном же уроке задания подразумевают под собой поиск и обработку новой информации: обучающиеся самостоятельно под контролем учителя строят схемы и модели, проводят исследование и обобщают полученный в ходе урока новый материал. В отличии от традиционного, современный урок направлен на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных. Отсюда следует, что содержание современного урока зачастую выходит за рамки учебного предмета, что было раньше просто недопустимо. Говоря о новшествах, которые привнес современных урок, стоит отметить такое понятие как рефлексия, которая ранее не использовалась в рамках традиционных уроков. Рефлексия – это своего рода анализ собственных результатов обучения и их оценка. Аналогичные изменения охватили и домашнее задание, если раньше одно задание давалось на всех учащихся, то в рамках современного урока прежде всего учитываются индивидуальные особенности учащихся, поэтому домашнее задание может быть разным для каждого обучающегося.