Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему «Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС 5

2. ВИДЫ И ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС 9

3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ 15

4. СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ 21

5. АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сегодняшние реалии жизни ставят перед каждым человеком достаточно жесткие требования, прежде всего это высокое качество образования, креативность, коммуникабельность, а самое главное – это ориентировка в огромном потоке информации. Человек должен уметь находить себе место в любом обществе, в каком бы он не оказался. То есть адаптация к тем или иным условиях является также неотъемлемым качеством, которое сегодня предъявляется к человеку. База знаний, умений и навыков закладывается в школе, именно поэтому изучение современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) нового поколения является актуальной.

ФГОС нового поколения построен на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода, а это несомненно требует перестройки существующей системы образования, в которой еще остались отголоски традиционного советского обучения. Главным в условиях реализации ФГОС является развитие у обучающихся активной учебной и познавательной активности, обучающиеся должны научиться самостоятельно добывать нужную им информацию и уметь формировать учебные цели и задачи [9].

Новый закон «Об образовании» называет стандарт комплексом трех взаимосвязанных систем, которые предъявляют новые требования к структуре учебные программ, к результатам их освоения (предметные, метапредметные и личностные) и к условиям их реализации [19].

Каждый урок – это частица в огромной цепи образовательной системы, направленной на получение знаний, умения и навыков, которые пригодятся обучающимся в дальнейшей повседневной и профессиональной деятельности. Важно, чтобы на каждом уроке учащиеся понимали и осознавали для чего они учатся, могли сформулировать актуальность темы урока и ее важность для них лично [7].

Цель работы – анализ современного русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения.

Объект исследования: современный урок в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения.

Предмет исследования: урок русского языка в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения.

Задачи исследования:

1. Изучить модель современного урока в контексте ФГОС;

2. Рассмотреть виды и типы уроков по ФГОС;

3. Определить структуру современного урока и основные требования к нему в соответствии с ФГОС третьего поколения;

4. Рассмотреть способы актуализации знаний на уроке;

5. Проанализировать урок русского языка в соответствии с ФГОС.

Методы исследования: синтез, классификация, анализ и обобщение данных.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной курсовой работы были рассмотрен современный урок в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения на примере изучения русского языка. Была изучена модель современного урока, рассмотрены основные виды и типы уроков, подробно изучена структура современного урока и основные требования, которые предъявляет к нему ФГОС нового поколения, также были рассмотрены различные способы актуализации знаний на уроке и проведен анализ урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Современная образовательная концепция, предложенная ФГОС ООО нового поколения, ставит целью развитие и формирование личности, которая должна быть способна к самостоятельному поиску решения той или иной проблемы.

Содержание современного урока зачастую выходит за рамки учебного предмета, что было раньше просто недопустимо. Говоря о новшествах, которые привнес современных урок, стоит отметить такое понятие как рефлексия, которая ранее не использовалась в рамках традиционных уроков.

В свете введения ФГОС нового поколения образовательный процесс претерпел значительные изменения. Изменения коснулись как содержания образовательного процесса, так и его результатов. Благодаря внедрению нового ФГОС методическая база значительно расширилась, появилась совершенно новая типология уроков, отсюда возникли новые виды уроков.

В соответствии со ФГОС нового поколения от учителя требуется не просто наглядно и доступно донести до детей информацию, но и направить деятельность обучающихся в активную фазу, то есть учителю необходимо организовать урок так, чтобы дети сами добывали нужные им знания и применяли их в решении как учебных, так и житейских проблем.

Этап актуализации знаний учащихся является неотъемлемой частью современного урока, так как изучение новой темы урока невозможно без тех знаний, которые были получены ранее. Достижение целей урока возможно лишь в том случае, если учащиеся эффективно продемонстрируют свои уже сформированные умения, навыки и знания.

Проведенный анализ урока в 5 классе позволяет констатировать следующее: на уроке присутствовала атмосфера творческого поиска, заинтересованности, комфортного бодрого настроения за счёт эмоциональной мотивации в начале урока. Таким образом, мы можем утверждать, что урок состоялся и полностью соответствуют образцу современного урока по ФГОС нового поколения.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Весь учебно-воспитательный процесс, как правило, строится в урочной и внеурочной форме, поэтому, если мы говорим об уроке, то он в свою очередь является формой организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, где действует классно-урочная система обучения. При этом важно отметить тот факт, что классно-урочная система возникла благодаря Я.А. Коменскому, именно он поспособствовал в создании основ дидактики, большинство из которых остаются актуальными и сейчас [16].

Рассмотрим дидактические принципы урока более подробно. Как известно, цель каждого урока – это прежде всего передача учителем обучающимся знаний. В последнее десятилетие система российского образования ввиду введения новых стандартов значительно изменилась, но это не отменяет тот факт, что урок – это основная форма организации учебной деятельности, при этом же задачи урока поменялись. Урок остается главенствующей формой учебного процесса, именно на нем делается акцент в учебно-воспитательной деятельности, где субъектами выступают учитель-ученик. Отсюда следует, что качество обучения в полной мере зависит от того, с каким уровнем подготовки подошел учитель к проведению урока, прежде всего важна его методическая и содержательная стороны, от которых и будет зависит общая атмосфера урока. Для достижения наиболее высокого уровня от учителя требуется оригинальность и импровизация, которая позволит сделать урок своеобразным, интересным с каким-то замыслом, кульминацией и развязкой. Говоря простыми словами, учителю необходимо представить свой урок как некое произведение искусства [10].

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный характер, главной задачей он ставит формирование личности каждого учащегося и оптимизацию всего учебного процесса [13].

Универсальные учебные действия (далее – УУД) будут являться одной из основ учебно-воспитательного процесса. Если учащиеся в полной мере освоят УУД – это создаст фундамент для дальнейшего эффективного получения и усвоения знаний в самостоятельной форме, сюда можно отнести все возможные умения, компетентности, способности, которые позволят учащимся заниматься саморазвитием и самосовершенствованием. Невозможно отрицать тот факт, что человек, который умеет в полной мере пользоваться различными технологиями и владеет информацией, приобретает совершенно новый тип мышления, он с разных сторон может подойти к любой возникшей проблеме и эффективно организовывает собственную деятельность [3].

Новый ФГОС направлен на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся» [18]. Для достижения эффективности современного урока учителю необходимо подобрать соответствующую форму подачи учебного материала, а также создать такую ситуацию, при которой учащиеся будут чувствовать свой успех, при этом всем важно, чтобы на уроке царила доброжелательная и позитивная атмосфера. Новый стандарт ставит главной концепцией то, что учитель и ученик – это одно целое, эти два субъекта в равной степени играют активную роль в учебном процессе, роль учителя при всем этом – это быть наставником, помогать, контролировать и направлять обучающихся [15, с. 11].

Перечислим основные требования, которые предъявляются к современной уроку:

 самостоятельность обучающихся на протяжении всего урока;

 учитель – это организатор, наставник, помощник, а не лектор;

 присутствие обязательной рефлексии всех обучающихся (каждый присутствующий на уроке ученик должен уметь восстанавливать ход урока, анализировать собственную деятельность, роль на уроке, а также контролировать деятельность своих сверстников, уметь при этом формулировать собственные впечатления);

 высокий уровень активности всех учащихся, никто из присутствующих на уроке не должен выполнять пассивную роль [20].

Вышеизложенные требования свидетельствуют о том, что на уроке акцент должен делаться на активной деятельности обучающихся.

Говоря о результатах обучения в урочной деятельности, важно более подробного рассмотреть, что из себя представляют предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под предметными результатами учебной деятельности подразумевается освоение учащимися какого-либо социального опыта, который они изучают в рамках курса того или иной учебного предмета. Сюда можно отнести знания, различные навыки, умения, опыт творческой деятельности и т.п.

Метапредметные результаты характеризуются способами деятельности, которые учащиеся освоили на уроках в рамках изучения разных учебных предметов и которые они смогут применить в дальнейшем как на уроках в рамках учебного процесса, так и в повседневной жизни.

Личностные результаты – это та система ценностей, которая была сформирована у учащихся в ходе учебного процесса. Сюда можно отнести отношения учащегося как к себе, так и к своих сверстникам и учителю и в общем ко всему учебному процессу [20].

Таким образом, современная образовательная концепция, предложенная ФГОС ООО нового поколения, ставит целью развитие и формирование личности, которая должна быть способна к самостоятельному поиску решения той или иной проблемы. Эту цель можно отнести и к современному уроку. Для понимания того, какие изменения привнес новый ФГОС, можно рассмотреть структуры традиционного и современного урока и провести линейное сравнение. Так, для традиционного урока характерен определенный сценарий, план урока, где прописана жесткая структура, за рамки которой нельзя выходить. То же касается и времени, которое распределяется на уроке. Если большая часть традиционного урока – это объяснение и закрепление нового материала, полученного в ходе урока, то на современном уроке все несколько иначе: большая часть времени отводится на самостоятельную деятельность обучающихся. В рамках традиционного урока учителя давали задания, которые в большей степени несли репродуктивный характер, на современном же уроке задания подразумевают под собой поиск и обработку новой информации: обучающиеся самостоятельно под контролем учителя строят схемы и модели, проводят исследование и обобщают полученный в ходе урока новый материал. В отличии от традиционного, современный урок направлен на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных. Отсюда следует, что содержание современного урока зачастую выходит за рамки учебного предмета, что было раньше просто недопустимо. Говоря о новшествах, которые привнес современных урок, стоит отметить такое понятие как рефлексия, которая ранее не использовалась в рамках традиционных уроков. Рефлексия – это своего рода анализ собственных результатов обучения и их оценка. Аналогичные изменения охватили и домашнее задание, если раньше одно задание давалось на всех учащихся, то в рамках современного урока прежде всего учитываются индивидуальные особенности учащихся, поэтому домашнее задание может быть разным для каждого обучающегося.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы