Курсовая с практикой на тему Современный урок истории в школе: проблема критериев и требований к современному уроку истории.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Современный урок истории: традиции и инновации 7
1. Урок как целостная система 7
1.2. Основные формы, методы, этапы организации современного урока истории 11
Глава II. Специфика организации современного урока 16
2.1. Подготовка учителя к современному уроку 16
2.2. Методическая разработка урока истории по теме «Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона
и раскол» 21
Заключение 28
Список литературы 29
Введение:
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Смена образовательный парадигм, возрастание удельного веса самостоятельной активной познавательной деятельности школьника как на уроке, так и вне его, принятие ФГОС, построенных на формировании компетенций у школьников и универсальных учебных действий как залога функциональности полученных знаний, обусловило необходимость пересмотра данной формы на принципиально ином уровне.
Диктует необходимость и изменения и модификации данной формы также потеря знаниями позиций абсолютной ценности, в связи с возрастающими их объемами и открытостью, доступностью в виртуальном пространстве. В этих условиях необходимо научиться каждому для себя определять количество и качество получаемых знаний, их перспективность и пользу.
Поэтому основным предназначением урока становится научить учиться, определять, опираясь на собственный потенциал, возможности, цели и перспективы, объемы и характер получаемых знаний, умений и навыков.
Современный урок выходит за рамки традиционного его понимания, перестает ограничиваться определенными временными и пространственными границами.
Проблемой анализа урока и его развития как формой занимались педагоги на протяжении всего времени развития педагогической науки: структурный состав урока, соблюдения дидактических принципов рассматривался Я.А. Коменским, И.Г. Гербарт, А. Дистервег,
К.Д. Ушинским; на развивающий потенциал урока впервые обратил внимание И.Г. Песталоцци; в теории развивающего обучения урок преобразился в средство развития школьника (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и другие); проблемность урока как подход развитияю познавательной сферы личности широко представлен в трудах М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др.; аналитический обзор урока Ю.А. Конаржевского показывает многогранность и многоаспектность его понимания; о личностно-ориентированном целеполагании и построении урока как индивидуального образовательного маршрута школьника говорится в трудах Г.О. Аствацатурова, О.С. Гребенюка и Т.Б. Гребенюк и т.д.
Однако, общий анализ современного урока на стадии его динамического преобразования как формы рассматривается недостаточно.
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть такую тему как «Современный урок: особенности проектирования и специфика реализации».
Ряд следующих противоречий:
— между открытостью, доступностью, объемностью информации и отсутствием у урока возможностей для глубокого, детального и разнообразного её рассмотрения, выявления нюансов,
— между ограниченностью и консервативным характером типологии уроков и вариативностью, динамизмом, мобильностью, способностью одной и той информации встраиваться в различные знания и науки,
— между ограниченностью урока временем и пространством и отсутствием каких-либо границ и оболочек современной информации, с одной стороны, и познавательного процесса, с другой,
— между необходимостью применения полученной информации и невысоким возможностями урока как формы для её реализации, практического применения и др., – позволил установить проблему урока как динамического явления с позиций реализации целей и задач современного урока.
Целью исследования является систематизировать особенности современного урока истории как развивающегося, динамичного явления.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать характер и направление изменений современного урока история как целостной динамически развивающееся системы;
2. Выявить возможности урока истории для решения новых задач, стоящих перед образованием;
3. Установить условия и требования к эффективной организации современного урока истории (в целеполагании, формах учебной деятельности на уроке, и т.п.)
Объектом исследования является урок истории в контексте образовательного процесса.
Предмет исследования – особенности организации современного урока истории.
Методологическую основу исследования составили компетенстностный подход к содержанию современного образования, личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса, теоретико-методологическое обоснование урока как подвижной формы, выходящей за рамки времени и пространства и выступающей ведущим условие как формирования и развития личности.
Исходя из вышесказанного, определился методический аппарат исследования, в который вошли сравнительно-сопоставительный анализ, контекстный анализ, индуктивный и дедуктивный методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации представлений об уроке как одной из современных динамичных форм развития образовательного процесса.
Практическую значимость работы определило то, что материалы, представленные в исследовании, могут быть предложены бакалаврам, магистрам, учителям, с целью осмысления ими роли современного урока и организации его на более высоком уровне
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Среди многочисленных вопросов совершенствования процесса обучения и воспитания квалифицированных рабочих один из важнейших — совершенствование урока. В уроке в сложной дидактической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание, формы, методы, средства обучения. По мнению М.Н. Скаткина, в уроке концентрируется если не вся, то значительная часть педагогики.
В отличие от «традиционного» «современный» урок истории способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования, их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер. Между звеньями учебного процесса достигается органическая взаимосвязь. Источником знаний наряду со словом преподавателя становятся различные учебные пособия, самостоятельные наблюдения учащихся, практические работы. Рост познавательной самостоятельности позволяет учащемуся занять активную позицию в учебной деятельности. Для такого урока характерны гибкость структуры, взаимосвязь и взаимопроникновение основных звеньев учебного процесса. На уроке истории осуществляется синтез повторения и контроля ранее пройденного с изучением нового учебного материала. Новый учебный материал не только изучается, но и применяется и закрепляется на практике. Учащиеся начинают работать самостоятельно уже на этапе изучения нового. Между преподавателем, каждым учащимся и группой существует постоянная взаимосвязь. Объяснение преподавателем нового учебного материала сменяется работой всей групп, в процессе которой коллективные формы работы постоянно чередуются с индивидуальной самостоятельной работой учащихся, и т.п
Фрагмент текста работы:
О деятельности школы можно судить по многим показателям: по качеству управления образовательным процессом и результатом, по стилю управления, качеству уклада школьной жизни, по степени технической оснащенности, по уроку, который традиционно остается основной формой организации учебной деятельности. «Урок является единицей передачи и 3 накопления знаний, которая остается в образовании всегда, как, скажем, цвет волос или глаз человека…», — говорит А. Асмолов. Жизнеспособность и жизнестойкость урока (классно-урочная система была разработана Яном Амосом Коменским более 400 лет назад) объясняется тем, что он представляет собой живую, постоянно совершенствующуюся систему.
В течение учебного года ученик основной школы посещает в среднем 1512 уроков. Количество затраченного времени составляет около 70000 минут, т.е. 1167 часов. Если к этому времени прибавить необходимое время сна, то получается, что дети проживают на уроках значительную часть своей «детской» жизни. Значит, организация урока, поиск ресурсов его развития остаются главным делом педагогики.
В современной педагогической литературе существуют различные определения понятия «урок». Однако полным, на нашему мнению, формулировка, предложенная В. А. Сластениным: «Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно определенного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами учебного предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
По М.А. Данилову и Б.П. Есипову, «урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».
К основным компонентам урока как системы относят:
— Содержание учебного материала,
— Методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности учеников. Все они находятся в тесной связи и определяются целью урока.
Существенное влияние на определенную структуру урока и его композиции, а также на ход и результаты осуществляют участники учебно-воспитательного процесса – ученики и учителя. От особенностей каждого из них в значительной мере зависят и выбор приемов познавательной деятельности, и производительность их реализации.
Для современного урока характерными признаками являются:
— Гуманитарный потенциал и гуманизация обучения;
— Вариативность и гибкость структуры урока;
— Направленность урока на личность ученика;
— Системный подход к архитектуре урока и процесса обучения;
— Направленность урока на главное — генерализация обучения;
— Полное усвоение нового материала на уроке;
— Оптимизация форм работы на уроке;
— Экономия времени в школьном обучении.
Современный урок — это урок демократический. Он проводится не для учеников, а вместе с нами. Его характеризует не обучение словом, а обучение делом.
Говоря сегодня о современном уроке, мы выделяем три основные позиции: содержание – организация – стиль взаимоотношений учителя и ученика.
1. Содержание. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Цели образования определяются как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития ребенка. В стандартах нового поколения акценты делаются на формирование компетенций, а содержание образования — инструмент для формирования умений и навыков. И с этой точки зрения новые стандарты нестандартны и потому инновационны. Следовательно, общая концепция урока (цели, задачи) также определяет его тип, структуру, последовательность, взаимосвязь, содержание и особенности изучения материала, критерии успешности обучения, направленность воспитания культурных и моральных ценностей личности.