Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Современные тенденции и проблемы семейного воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. 5

1.1 Понятие и функции семейного
воспитания. 5

1.2 Специфика семейного воспитания. 12

ГЛАВА II
СЛОЖНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ.. 20

2.1 Проблемы
семейного воспитания и методы их преодоления. 20

2.2 Тенденции
развития семейного воспитания в современном обществе. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

  

Введение:

 

Семья
это важная ячейка общества, особенно только родившегося ребенка и в первый год
жизни являющегося основным местом его пребывания и проживания. Его семья
составляет единственное и основное окружение людей в первые несколько лет
жизни, да и в дальнейшем тоже.

Семейное
воспитание это крайне важный элемент основы личности, характера и привычек
ребенка. Это основной фундамент, который скажется на всей его дальнейшей жизни.
Ведь дома от родителей, а еще и от бабушек и дедушек ребенок будет перенимать
поведение, опыт, учиться взаимодействовать с людьми и сформирует определенные
черты характера. Все это в дальнейшем очень сложно поддается коррекции, а если
и поддается, то только с помощью совокупного воспитания педагогов и семьи в
стенах дома. Но помимо этого никакой педагог и воспитатель не сможет заменить
ребенку родительской любви, поменять образ взаимодействия отца и матери в семье
между собой и с ребенком. Родители могут оказать на ребенка положительное воздействия,
и он вырастет Человеком, а могут отрицательное. При негативном воздействии
страдать будет и сам ребенок и его дальнейшее окружение, например от его
агрессивности или проявления насилия и прочих плохих характеристиках. Ребенок,
лишенный родительской любви, а также семейного воспитания, может вырасти
зависимым от наркотических веществ или преступником.  А это уже будет проблема это человека, семьи
в которой он рос, общества и государства.

Существует
множество книг и исследований подтверждающих, что семейное воспитания является
важнее генетики. Например, ребенок, рожденный от родителей алкоголиков, но
воспитанный бабушкой с раннего детства может стать замечательным человеком и не
иметь пагубной привычки и пристрастия в глубоко взрослой жизни.

В
каких-то случаях семейное воспитание даже выше физических и умственных
способностей ребенка. Скажем, если у ребенка есть какие-либо отклонения, то
любовь и воспитание семьей способно преодолеть эту болезнь, как бывает с детьми,
у которых проблемы с нервной системой и повышенной возбудимостью, умственная
отсталость, аутизм, тугоухость и иные подобные.

Но
воспитание это очень сложный и многосторонний процесс. Часто родители либо не
занимаются воспитанием, либо думают что занимаются, но на самом деле
обеспечивают лишь материальные и биологические потребности ребенка. Или же
просто давят ребенка своим авторитетом, вызывая страх ремнем и иными подобными
мерами, навязывая ребенку свою точку зрения и выбор.

То,
каким вырастет ребенок, важно и самим родителям, ведь если он вырастет эгоистом
и обузой, то они будут вынуждены тащить его всю жизнь, и не смогут рассчитывать
на его заботу и помощь в преклонном возрасте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
данной работе была выполнена цель – рассмотрено семейное воспитание с точки
зрения осуществления данной деятельности 
и его функции. Выполнены задачи работы по определению проблем воспитания
и предложены пути их решения.

Также
существуют внутрисемейные неполадки в педагогике, психологии и отношении мужа с
женой или другими членами семьи. Для этого требуется совместная работа
родителей, их родственников, педагогов, воспитателей и государства.

Стиль
воспитания и методы весьма многообразны и зависят от характерных черт
родителей, включая их возможные комплексы. Поэтому стоит отметить, что прежде
чем заводить детей стоило провести работу над собой и своим внутренним
содержанием. В семейном воспитании важно избавиться от предубеждений,
стереотипов и личных иллюзий и фантазий насчет данного ребенка. Важно
анализировать свои слова, действия и поступки и как это влияет на ребенка,
менять схемы воспитательских процессов и метод. Искать свой путь в этом
направлении. Большим счастье было б созданий доверительных отношений с ребенком
,как для качественного воспитания, так и для комфорта общения в подростковом
возрасте. Чтобы ребенок мог поделиться проблемами и мыслями, а родители могли
предвидеть и не допустить глупых поступков подростком в виде употребления
наркотических средств и преступности.

Также
близкие отношения с ребенком и взращенные в нем положительные черты пойдут на
руку родителям. Полноценные и положительные дети смогут помочь им в случае
наступления проблем, болезни и в пожилом возрасте.

Реальный
и правильный подход в семейном воспитании с развитием в ребенке нужных и важных
человеческих и жизненных качеств был лишь в советское время. Уже с конца 90-х
этот уровень значительно упал либо же того, что детей стали ориентировать только
на деньги и успех в жизни, либо до того, что дети в принципе стали расти как
трава, сами по себе.

Все
идет к тому, что граждане даже не понимают какие черты, и ценности они хотели
бы вложить в ребенка, почему это важно и как их взрастить. А основная масса
даже не задумывается об этом.

Семейное
воспитания является ключевым фактором в том, каким вырастет ребенок, как уже
было сказано генетика играет далеко не ведущую роль. От семейного воспитания
зависит будущее, комфортная жизнь и успешность этого ребенка. Общество в целом,
а также будущее государства и народа. Сохранение человеческих, социальных и
культурных ценностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Понятие и функции
семейного воспитания

Семья – это
социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека
понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,
любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает»
человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все
личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности
растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это
система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами
родителей и родственников.

Семейное воспитание –
сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное)
здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность,
социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания,
отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае
проявляется по-разному.

Функции семьи:

– создание максимальных
условий для роста и развития ребенка;

– социально-экономическая и
психологическая защита ребенка;

– передача опыт создания и
сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

– научение детей полезным
прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь
близким;

– воспитание чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семья  – это первый социальный институт ребенка. Его
маленькое государство, кажущееся ему целым миром. В этом государстве он учиться
жить по определенным законам, перенимает семейные обычаи, учиться коммуникации
и психологическим основам общения. От семейного окружения и его влияния зависят
тенденции развития ребенка не только в плане умственного развития, но и его
наклонности. То есть ему можно привить интерес чему-либо, любознательность,
разжечь интересы, научить сочувствию и доброте, терпению и многому другому.
Заложить ему личностный, характерный, духовный и социальный фундамент.

Помимо
того что ребенок проживает и контактирует основную массу времени с семьей. У
него есть духовная связь с матерью. И если мама постоянно живет в напряжении и
тревоге по каким-либо причинам, ребенок будет чувствовать то же самое, как бы
заражаться от нее. Также ребенок перенимает манеру общения и реакции. Если
родители пессимисты есть большая вероятность, что ребенок будет таковым и
наоборот.

Некоторые
родители думают, что можно учить ребенка одну, а самим по факту делать
по-другому. Он ведь будет слушаться того, что они говорят, ведь он их любит и
послушный. Но эта позиция в корне неверна. Нужно учить и показывать
практическим примером. Бесполезно учить ребенка мыть за собой посуду, если они
сами постоянно складывают горы или учить заправлять постель, хотя они этого не
делают. И так во всем начиная с малого.

 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 5
1.1. Приоритетные
стратегии и содержание современного воспитания. 9
1.2. Современные подходы к воспитанию.. 10
1.3. Теоретические основы семейного воспитания. 13
1.4. Современные реалии развития семейного воспитания в
Российской Федерации. 15
1.5. Стили семейного воспитания. 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ.. 19
2.1. Организация и методы проведения исследования. 19
2.2. Методические рекомендации по воспитанию гармоничной
личности в семье  21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 25

  

Введение:

 

Согласно современной
педагогической теории, воспитание представляет собой процесс целенаправленного
формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей (педагогов) и воспитанников, конечная цель которого
— формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитание ребенка
осуществляется не только в школе и социуме, но и в семье. Так, в семье родители
выстраивают собственную воспитательную систему. Данная система формируется на
основе личного опыта родителей, полученных в своих семьях, «обогащенным»
данными литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе
воспитательной деятельности.

Любой ребенок вступает в
многообразные отношения со множеством людей: в своей семье, в школе, в
спортивной секции и т. д. Во всех сферах жизнедеятельности и в отношениях с
разными людьми ребенок проявляет личные качества: самоуверенность, скромность,
доброжелательность, ответственность, дисциплинированность, равнодушие, эгоизм и
т.д.

По своей сути любая система
семейного воспитания представляет собой проявление субъективности родителя в ее
понимании и реализации.

От системы семейного
воспитания в первую очередь зависит, какой ребенок вырастит, как сформируется
личность ребенка, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила
передать. Под воздействием ее формируются основы социальности человека,
становление его как личности.

Очевидно, что проблема
воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике.
Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии
по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных
в теоретическом плане педагогических проблем. Более того, проблема семейного
воспитания является более острой, так как представляет собой одну из
составляющих воспитательного процесса в целом.

Актуальность данной темы заключается
в том, что на сегодняшний день вопрос о роли и функциях семьи в воспитании
младших школьников является злободневным, актуальность данного вопроса
обуславливает проблему данного исследования.

Суть проблемы данного
исследования заключается в том, что трудности в воспитании заставляют педагогов
задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не
только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая
становится координатором и регулятором в воспитании.

Именно поэтому немаловажную
роль играет семья в процессе формирования гармоничной личности ребенка, так как
она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

Целью данного исследования
является анализ роли семьи в воспитании детей.

Объектом нашего
исследования является процесс семейного воспитания детей.

Предмет данного
исследования — роль семьи в воспитании.

Для реализации поставленной
цели исследования, в ходе выполнения курсовой работы, мы решали следующие
задачи:

· изучить
научную литературу по данной проблеме;

· обобщить
методы и формы семейного воспитания;

· рассмотреть
функции семейного воспитания;

· осветить
современные подходы к воспитанию;

· дать
пояснение теоретическим основам семейного воспитания;

· рассмотреть
современные реалии развития семейного воспитания в Российской Федерации;

· изучить
и проанализировать стили семейного воспитания и х использование.

Для достижения поставленных
цели и задач, нами были рассмотрены работы следующих ученых и исследователей,
как: Н.Ф. Голованова, Г. Крайг, А.Г. Асмолов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селивановой,
А.В. Мудрика, Е.И. Соколова, П.И. Пидкасистого, В.И. Писаренко, В.М. Курейчик,
Ю.А. Кравченко, Г.С. Виноградов, Н.Е. Щуркова, В.А. Сластенина, И.А. Зимняя,
М.С. Мацковский, Е.П. Гусева, И.А. Левочкина, И.В. Тихомирова, И.А. Хоменко, Н.С. Борзилова, Л.В. Мардахаев, А.Г. Ткаченко, Э.Г. Эйдемиллер,
В. Юстицкис, Л.И. Мамикова, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Л.М. Фридман.

Структура работы. Данное
исследование состоит из введения, в котором отражаются цель, задачи, предмет и
объект исследования, более того, во введении отражена актуально исследования,
его основная проблематика и авторы, на которых было основано данное
исследование.

В первой главе исследования
проведен комплексный анализ теоретических источников по изучаемой теме. Первая
глава исследования раскрывает следующие теоретические аспекты: сущность и структура
воспитательного процесса, приоритетные стратегии и содержание современного
воспитания, современные подходы к воспитанию, теоретические основы семейного
воспитания, а также современные реалии развития семейного воспитания в
Российской Федерации и стили семейного
воспитания. В заключении главы приводятся обещающие выводы.

Вторая глава исследования
несет практический характер и демонстрирует результат исследования с
использованием методики «Взаимодействие ребенок-родители» под авторством И. М.
Марковской на базе Школы №10 им. академика Ю. Овчинникова. Также в данной главе
приводятся рекомендации для родителей по выстраиванию взаимоотношений с
ребенком в семье. В заключении делаются обещающие выводы по всему
исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги данного исследования, можно
сделать вывод том, что семья играет решающую роль в процессе воспитания ребёнка
и становлении личности ребенка.

Было оправлено, что формирование его
личностных качеств определяется уровнем воспитания, которое закладывается в
семье, другими словами, семья — это важнейший фактор в воспитании подрастающего
поколения. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего
человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и
гражданина.

Также было определено, что именно в семье
ребенок получает первый жизненный опыт, осуществляет первые наблюдения и учится
вести себя в различных ситуациях. Имеет большую важность тот момент, что родители
учат детей личным примером. Именно по этой причине так важно, чтобы ребенок положительно
воспринимал семью и рос в здоровых семейных отношениях.

Нами были рассмотрены основные определения
семейного воспитания, функции семьи и стили воспитания в семье, далее было
проведено исследование стилей взаимоотношений в семье, именно благодаря анализу
теоретической информации, были выделены некоторые рекомендации для родителей:

· принимать
активное участие в жизни ребенка;

· находить
время на разговор с ребенком;

· интересоваться
проблемами ребенка;

· вникать
во все возникающие в жизни ребенка сложности;

· помогать
развивать умения и таланты ребенка;

· не
оказывать давления на ребенка;

· помогать
ребенку в принятие решений;

· иметь
представление о различных этапах в жизни ребенка.

Нами было определено, что воспитание детей —
это отдача особых сил. Гармоничная личность вырастает в тех семьях, где мать и
отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают окружающих
людей.

Семья — это внешний и внутренний фактор
воспитания ребёнка, которая является движущей силой развития, социальным
институтом, который сопровождает ребёнка повсеместно. Однако, нами также были
рассмотрены крайности, которых следует исключать, сюда относится гиперопека.

Семья является микроколлективом, благодаря
которому ребенок дальше воспитывает в себе различные качества (характер, силу
воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). В общем, семья
выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима,
неотделима и незаменима.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Согласно Н.Ф. Головановой,
воспитательный процесс представляет собой профессионально организованный
целостный учебно-воспитательный процесс, который характеризуется совместной деятельностью,
сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры [1].

В толковом словаре Даля
было определено, что воспитывать означает «заботиться о вещественных и
нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении
вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем
значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [2, С. 76-80].

В современной педагогической
теории под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная
профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию
личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры,
становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека»
[3].

Исследователи выделяют
следующие компоненты воспитательного процесса:

· Целевой,
в который входят: цели, задачи и социализация личности;

· Содержательный,
к которому относятся: соответствие потребностям личности, стандарт образования;

· Операционно-деятельностный,
который включает организацию деятельности детей на уроках и во внеурочное время;

· Аналитико-результативный,
представляющий собой анализ результатов педагогической деятельности.

В системе реальных
отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные
причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических
закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть
отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе
реальных отношений воспитанника с внешним миром [4].

Другими словами, процесс
воспитания представляет собой особенный процесс формирования и развития
личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и
самовоспитание личности [5].

Согласно наиболее
распространенной концепции, процесс воспитания – это взаимосвязанная цепь
развивающихся воспитательных ситуаций, другими словами, воспитательных дел,
каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей.

Согласно такой концепции,
процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой –
развивающаяся воспитательная ситуация. Важно отметить, что развиваются не
только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его
взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи
системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

Важно отметить, что
существуют следующие свойства воспитательного процесса: статистичность,
многомерность, иерархичность, самоуправляемость. Более того, в процессе
воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.

Единство всех сторон
образовательного процесса становятся очевидными при высокой степени
абстрагирования, которая позволяет выйти за пределы тех конкретных
обстоятельств, в которых осуществляется воспитание.

Представления о
воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного
руководителя, коллектива – это не процесс воспитания в целом.

Педагогическое
абстрагирование имеет огромное значение для того, чтобы увидеть за ними нечто
целостное. Допустимая степень абстрагирования, как уже отмечалось, – важнейшая
методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования
процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании
возникает опасность отрыва от действительности. В целостном педагогическом
процессе наиболее значимое место занимает процесс воспитания. Сущность, а также
место и роль описываемого процесса рассматривается в структуре более общего
процесса формирования личности, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок
1 «Процесс формирования личности»

В той части, где
формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, в котором происходит
руководство сознательными намерениями, люди действуют не стихийно, а по
намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется
воспитание [6].

Согласно определению
исследователя П.И. Пидкасистого, воспитание — это целенаправленная подготовка
молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально
создаваемые

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы