Курсовая с практикой на тему Современные тенденции и проблемы семейного воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 5
1.1. Приоритетные
стратегии и содержание современного воспитания. 9
1.2. Современные подходы к воспитанию.. 10
1.3. Теоретические основы семейного воспитания. 13
1.4. Современные реалии развития семейного воспитания в
Российской Федерации. 15
1.5. Стили семейного воспитания. 16
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЕ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ.. 19
2.1. Организация и методы проведения исследования. 19
2.2. Методические рекомендации по воспитанию гармоничной
личности в семье 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 25
Введение:
Согласно современной
педагогической теории, воспитание представляет собой процесс целенаправленного
формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей (педагогов) и воспитанников, конечная цель которого
— формирование личности, нужной и полезной обществу.
Воспитание ребенка
осуществляется не только в школе и социуме, но и в семье. Так, в семье родители
выстраивают собственную воспитательную систему. Данная система формируется на
основе личного опыта родителей, полученных в своих семьях, «обогащенным»
данными литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе
воспитательной деятельности.
Любой ребенок вступает в
многообразные отношения со множеством людей: в своей семье, в школе, в
спортивной секции и т. д. Во всех сферах жизнедеятельности и в отношениях с
разными людьми ребенок проявляет личные качества: самоуверенность, скромность,
доброжелательность, ответственность, дисциплинированность, равнодушие, эгоизм и
т.д.
По своей сути любая система
семейного воспитания представляет собой проявление субъективности родителя в ее
понимании и реализации.
От системы семейного
воспитания в первую очередь зависит, какой ребенок вырастит, как сформируется
личность ребенка, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила
передать. Под воздействием ее формируются основы социальности человека,
становление его как личности.
Очевидно, что проблема
воспитания является одной из самых дискуссионных в современной педагогике.
Несмотря на то, что главу о воспитании мы найдем в любом учебнике или пособии
по педагогике, воспитание продолжает оставаться одной из самых неразработанных
в теоретическом плане педагогических проблем. Более того, проблема семейного
воспитания является более острой, так как представляет собой одну из
составляющих воспитательного процесса в целом.
Актуальность данной темы заключается
в том, что на сегодняшний день вопрос о роли и функциях семьи в воспитании
младших школьников является злободневным, актуальность данного вопроса
обуславливает проблему данного исследования.
Суть проблемы данного
исследования заключается в том, что трудности в воспитании заставляют педагогов
задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не
только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая
становится координатором и регулятором в воспитании.
Именно поэтому немаловажную
роль играет семья в процессе формирования гармоничной личности ребенка, так как
она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Целью данного исследования
является анализ роли семьи в воспитании детей.
Объектом нашего
исследования является процесс семейного воспитания детей.
Предмет данного
исследования — роль семьи в воспитании.
Для реализации поставленной
цели исследования, в ходе выполнения курсовой работы, мы решали следующие
задачи:
· изучить
научную литературу по данной проблеме;
· обобщить
методы и формы семейного воспитания;
· рассмотреть
функции семейного воспитания;
· осветить
современные подходы к воспитанию;
· дать
пояснение теоретическим основам семейного воспитания;
· рассмотреть
современные реалии развития семейного воспитания в Российской Федерации;
· изучить
и проанализировать стили семейного воспитания и х использование.
Для достижения поставленных
цели и задач, нами были рассмотрены работы следующих ученых и исследователей,
как: Н.Ф. Голованова, Г. Крайг, А.Г. Асмолов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селивановой,
А.В. Мудрика, Е.И. Соколова, П.И. Пидкасистого, В.И. Писаренко, В.М. Курейчик,
Ю.А. Кравченко, Г.С. Виноградов, Н.Е. Щуркова, В.А. Сластенина, И.А. Зимняя,
М.С. Мацковский, Е.П. Гусева, И.А. Левочкина, И.В. Тихомирова, И.А. Хоменко, Н.С. Борзилова, Л.В. Мардахаев, А.Г. Ткаченко, Э.Г. Эйдемиллер,
В. Юстицкис, Л.И. Мамикова, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Л.М. Фридман.
Структура работы. Данное
исследование состоит из введения, в котором отражаются цель, задачи, предмет и
объект исследования, более того, во введении отражена актуально исследования,
его основная проблематика и авторы, на которых было основано данное
исследование.
В первой главе исследования
проведен комплексный анализ теоретических источников по изучаемой теме. Первая
глава исследования раскрывает следующие теоретические аспекты: сущность и структура
воспитательного процесса, приоритетные стратегии и содержание современного
воспитания, современные подходы к воспитанию, теоретические основы семейного
воспитания, а также современные реалии развития семейного воспитания в
Российской Федерации и стили семейного
воспитания. В заключении главы приводятся обещающие выводы.
Вторая глава исследования
несет практический характер и демонстрирует результат исследования с
использованием методики «Взаимодействие ребенок-родители» под авторством И. М.
Марковской на базе Школы №10 им. академика Ю. Овчинникова. Также в данной главе
приводятся рекомендации для родителей по выстраиванию взаимоотношений с
ребенком в семье. В заключении делаются обещающие выводы по всему
исследованию.
Заключение:
Подводя итоги данного исследования, можно
сделать вывод том, что семья играет решающую роль в процессе воспитания ребёнка
и становлении личности ребенка.
Было оправлено, что формирование его
личностных качеств определяется уровнем воспитания, которое закладывается в
семье, другими словами, семья — это важнейший фактор в воспитании подрастающего
поколения. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего
человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и
гражданина.
Также было определено, что именно в семье
ребенок получает первый жизненный опыт, осуществляет первые наблюдения и учится
вести себя в различных ситуациях. Имеет большую важность тот момент, что родители
учат детей личным примером. Именно по этой причине так важно, чтобы ребенок положительно
воспринимал семью и рос в здоровых семейных отношениях.
Нами были рассмотрены основные определения
семейного воспитания, функции семьи и стили воспитания в семье, далее было
проведено исследование стилей взаимоотношений в семье, именно благодаря анализу
теоретической информации, были выделены некоторые рекомендации для родителей:
· принимать
активное участие в жизни ребенка;
· находить
время на разговор с ребенком;
· интересоваться
проблемами ребенка;
· вникать
во все возникающие в жизни ребенка сложности;
· помогать
развивать умения и таланты ребенка;
· не
оказывать давления на ребенка;
· помогать
ребенку в принятие решений;
· иметь
представление о различных этапах в жизни ребенка.
Нами было определено, что воспитание детей —
это отдача особых сил. Гармоничная личность вырастает в тех семьях, где мать и
отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают окружающих
людей.
Семья — это внешний и внутренний фактор
воспитания ребёнка, которая является движущей силой развития, социальным
институтом, который сопровождает ребёнка повсеместно. Однако, нами также были
рассмотрены крайности, которых следует исключать, сюда относится гиперопека.
Семья является микроколлективом, благодаря
которому ребенок дальше воспитывает в себе различные качества (характер, силу
воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). В общем, семья
выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима,
неотделима и незаменима.
Фрагмент текста работы:
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Согласно Н.Ф. Головановой,
воспитательный процесс представляет собой профессионально организованный
целостный учебно-воспитательный процесс, который характеризуется совместной деятельностью,
сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры [1].
В толковом словаре Даля
было определено, что воспитывать означает «заботиться о вещественных и
нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении
вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем
значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [2, С. 76-80].
В современной педагогической
теории под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная
профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию
личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры,
становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека»
[3].
Исследователи выделяют
следующие компоненты воспитательного процесса:
· Целевой,
в который входят: цели, задачи и социализация личности;
· Содержательный,
к которому относятся: соответствие потребностям личности, стандарт образования;
· Операционно-деятельностный,
который включает организацию деятельности детей на уроках и во внеурочное время;
· Аналитико-результативный,
представляющий собой анализ результатов педагогической деятельности.
В системе реальных
отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные
причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических
закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть
отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе
реальных отношений воспитанника с внешним миром [4].
Другими словами, процесс
воспитания представляет собой особенный процесс формирования и развития
личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и
самовоспитание личности [5].
Согласно наиболее
распространенной концепции, процесс воспитания – это взаимосвязанная цепь
развивающихся воспитательных ситуаций, другими словами, воспитательных дел,
каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей.
Согласно такой концепции,
процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой –
развивающаяся воспитательная ситуация. Важно отметить, что развиваются не
только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его
взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи
системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.
Важно отметить, что
существуют следующие свойства воспитательного процесса: статистичность,
многомерность, иерархичность, самоуправляемость. Более того, в процессе
воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.
Единство всех сторон
образовательного процесса становятся очевидными при высокой степени
абстрагирования, которая позволяет выйти за пределы тех конкретных
обстоятельств, в которых осуществляется воспитание.
Представления о
воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного
руководителя, коллектива – это не процесс воспитания в целом.
Педагогическое
абстрагирование имеет огромное значение для того, чтобы увидеть за ними нечто
целостное. Допустимая степень абстрагирования, как уже отмечалось, – важнейшая
методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования
процесс воспитания не прослеживается, а при чрезмерном абстрагировании
возникает опасность отрыва от действительности. В целостном педагогическом
процессе наиболее значимое место занимает процесс воспитания. Сущность, а также
место и роль описываемого процесса рассматривается в структуре более общего
процесса формирования личности, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок
1 «Процесс формирования личности»
В той части, где
формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, в котором происходит
руководство сознательными намерениями, люди действуют не стихийно, а по
намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется
воспитание [6].
Согласно определению
исследователя П.И. Пидкасистого, воспитание — это целенаправленная подготовка
молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально
создаваемые