Курсовая с практикой на тему Современные системы социальной защиты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект
социальной политики в Российской Федерации 4
1.1
К определению понятия «социальная политика». 4
1.2. Государственная политика в сфере занятости населения. 10
1.3. Система социального страхования. 15
Глава 2. Проблемы финансирования
социальной политики России. 24
2.1
Экономические аспекты в социальной политике. 24
2.2
Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации 26
Глава
3. Рекомендации по оптимизации развития социальной политики на территории
российской федерации. 28
Заключение. 30
Список использованных источников и
литературы.. 32
Приложение. 34
Введение:
Актуальность выбранной мной темы социального обеспечения
заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов
в фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное
обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту.
Если социальное страхование в советские времена,
было незыблемым понятием, и работник был уверен, что ему оплатят больничный лист,
он сможет отправить ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости
путевки, женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое
рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно.
Между тем
важнейшим условием становления правового государства является не только закрепление
прав и свобод на законодательном уровне – оно вовсе не означает, что они будут предоставляться
и обеспечиваться, – но и их гарантированность. В высшей степени это утверждение
касается категории социально-экономических прав и свобод, выступающих показателем
эффективности всей системы прав человека и составляющих ядро отечественной модели
социального государства, конституционные основы которой закреплены в ст. 7 действующего
Основного закона. Их
практическая реализация непосредственно зависит от конкретизации соответствующих
гарантий в конституционном и отраслевом законодательстве, предоставления должного
уровня материального обеспечения и развитости экономики страны в целом.
Предмет исследования – организация социальной
политики государства.
Объект исследования – социальная политика государства.
Цель данной
работы – изучить особенности современной социальной политики государства.
Заключение:
Данная работа посвящена
рассмотрению основных направлений и методов социально политики государства. На
основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
1 Социальная политика
государства – это целенаправленная деятельность правительства, ставящая своей
целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между
участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической
почве.
Дифференцируют следующие виды
политики государства в отношении регулирования экономики:
— Антициклическая политика
(нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
— Научно-техническая и
инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники,
обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
— Фискальная
(бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны,
налоговая система, государственный бюджет);
— Кредитно-денежная (монетарная)
политика;
— Внешнеэкономическая политика
государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
— Социальная политика.
2. Цели фискальной политики:
— Обеспечение стабильности
экономического роста;
— Обеспечение полной ресурсной
занятости (решение проблем циклической безработицы);
— Обеспечение стабильного
ценового уровня (решение инфляционной проблемы).
К основным мероприятиям
социальной защиты относят:
— Социальную гарантию – это
определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от
материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).
— Социальное обеспечение – это
предоставление определенным группам населения социальных благ со стороны
государства (детские сады, ясли, пенсии).
— Социальную помощь –
предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде
пособий, дотаций.
— Социальная защита населения
должна основываться на принципах гуманизма и адресности.
Таким
образом, в нашем государстве существует достаточное количество проблем,
связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения
данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере
нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает
человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания
развиваться и помогать своей стране «идти вперед».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект социальной политики в Российской
Федерации 1.1
К определению понятия «социальная политика» Социальная политика государства – это целенаправленная
деятельность правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации
доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и
предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Все сложившиеся сегодня в разных
странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы:
— Остаточная: социальная политика
выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок.
Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная
политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер.
Типичным примером является Американская модель.
— Институциональная: здесь социальная
политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными
услугами и рассматривается в качестве более эффективного в
социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных
институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика.
Например, Шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не
наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением и степенью
государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных
процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в
диапазоне между этими двумя группами.
Целью реализации
социальной политики является предоставление социальной защиты населения и
обеспечение определенного уровня благосостояния. Социальная защита населения
представляет собой совокупность мероприятий и государственных органов,
отвечающих за их осуществление.
К основным
мероприятиям социальной защиты относят:
— Социальную гарантию
– это определенный набор благ, предоставляемых государством независимо от
материального положения гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).
— Социальное
обеспечение – это предоставление определенным группам населения социальных благ
со стороны государства (детские сады, ясли, пенсии).
— Социальную помощь –
предоставление определенных благ малообеспеченным слоям населения в виде
пособий, дотаций.
— Социальная защита
населения должна основываться на принципах гуманизма и адресности.
Помимо социальной
защиты государство осуществляет выравнивание доходов граждан через систему
налогообложения, проводит политику в сфере занятости, защищает права работающих
граждан через законодательство о труде и граждан как покупателей товара с
помощью закона о потребителях.
Особое значение в системе мер
государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов
населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью
применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по пересчету доходов
населения в соответствии с ростом потребительских цен в условиях инфляции.
Экономическую базу социальной политики
государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через
государственный бюджет.
Современная
российская доктрина правовой политики, выстраиваемая и развиваемая отечественным
теоретическим и отраслевым правоведением, в основе своих исследований выявляет необходимость
поиска, нахождения и осуществления базовых правовых начал при реализации, главным
образом, конституционных положений действующего законодательства.
Обосновывая
идею правовой экономической политики, прежде всего мы останавливаем внимание на
нормах Конституции Российской Федерации[1], где в статье 7 говорится о политике
социального государства, которая ориентирована на создание таких условий для человека
и гражданина, в которых становятся возможными и постулируются: достойная жизнь и
свободное развитие, охрана здоровья и труда, обеспечение поддержки семейных благ,
материнства, отцовства, детства, пожилых граждан и инвалидов, установление и гарантии
пенсий, пособий, минимального размера оплаты труда. [2]
Последнее
имеет очень важное значение для осуществления правовой экономической политики –
как системной и целенаправленной деятельности государства и должностных лиц в сфере
производства, обмена, потребления результатов труда и использования природных и
иных материальных ресурсов в целях реализации правовыми средствами положений Конституции
Российской Федерации.
Данное самостоятельное
направление правовой политики сегодня должно быть представлено и обосновано работами
теоретиков права в межотраслевом (конституционное, гражданское, административное,
налоговое, финансовое и др.) и междисциплинарном подходах, объясняющих важность
правовой регламентации процессов современного экономического развития.
Сегодня в условиях рыночной экономики отношения
между производителями услуг и вещей опосредуются рынком. Но это не свидетельствует
о его (рынка) произвольном и саморегулируемом характере, так как экономический процесс
не может быть не урегулирован правовыми средствами и механизмами, которые упорядочивают
материально-производительные основы жизни общества.
В этом смысле, учитывая признание высшей ценностью
прав и свобод граждан, правовая экономическая политика должна быть в первую очередь
ориентирована именно на соблюдение социально-экономических прав человека и гражданина.
Иной экономическая политика в правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ) быть не
должна, поэтому и развитие экономики должно быть нацелено на повышение качества
жизни человека и преумножение общественных благ.
Например, минимальный размер оплаты труда прямо
предназначен для установления социальных стандартов экономически активного населения,
то есть потенциальных трудовых резервов (ресурсов) государства, которые принимают
участие в производственно-хозяйственной и других сферах деятельности. Вместе с тем
эффективность государственно-правового регулирования сегодня говорит о недостатках
как самого «рыночного хозяйства», так и правовых инструментов по управлению ими.
К правовым государственным методам регулирования
экономики можно отнести принятие законодательных актов, управление предприятиями
государственной формы собственности, инвестиционную поддержку, субсидирование и
кредитование и т.д., при помощи которых пропорционально должны распределяться средства
на обеспечение государством социальной политики.[3]
Неюридизированность и правовая необеспеченность
эффективным законодательством многих сфер рыночной экономики не соответствуют в
целом взглядам на государство как правовое и социальное, что требует концептуального
изучения для принятия государством должных мер по улучшению и преобразованию социально-экономической
политики. Социальное законодательство современной России и дальновидная политика
государства на стадии становления постиндустриальной экономики должны выстраиваться
в политику сохранения и умножения человеческого капитала.
Это законодательство, исходя из его четко сформулированных
целей и задач, должно обеспечивать всестороннее и свободное развитие граждан, достойный
уровень их благосостояния, справедливо утверждает А.В. Солдатова. Учитывая современное
состояние российской экономики, подверженное санкциям и зависящее от цен на природные
ресурсы, принимая во внимание такие деструктивные явления, как коррупция, утечка
капиталов, злоупотребление должностными полномочиями при распределении бюджетных
средств, необходимо разрабатывать эффективные механизмы противодействия «теневой
экономике».
Обеспечение устойчивого правопорядка, помимо запретительных
мер, должно осуществляться при помощи правовых процедур и механизмов, обосновываемых
при помощи положений юридической науки в общетеоретическом и прикладном значениях.
[4]
В частности, перераспределение доходов в социальном
государстве должно быть направлено на рост доходов населения, обеспечение возможностей
получения образования, медицинских услуг, отдых, культуру, занятость, демографию,
защиту жилищных и иных социальных благ. Стратегии государственной политики в области
экономического развития выстраиваются в соответствии с Конституцией РФ и должны
гарантировать россиянам реализацию демократических свобод, создание внешних и внутренних
рынков (предприятий малого, среднего бизнеса, зон свободной торговли), обеспечение
конкурентоспособности и многое другое. Для этих централизованных функций государства
предназначено налоговое, финансовое, таможенное, антимонопольное и иное законодательство.
При этом право (закон) не должно восприниматься как инструмент извлечения дохода,
пользы и выгоды в чьих бы то ни было экономических интересах и целях.
Такое понимание права в зарубежной концепции поведенческой
экономики обосновывается Д. Канеманом, А. Тверски, П. Словиком и другими и принципиально
отличается, как отмечает Р.Ф. Степаненко, от отечественного понимания права и государства.
Итак, закрепленное в Конституции РФ положение
о правовом государстве выдвигает на первое место необходимость реализации такого
его принципа, как формальное равенство и верховенство права в так называемом материальном
смысле, что сочетается в полной мере с принципом социального государства. [5]
С категорией «социальная политика» часто связывают
такие понятия, как «государство благосостояния» и «социальное государство». Действительно,
социальная политика направлена на обеспечение благополучия и развития общества.
Таким образом, все исследователи единодушны в
том, что социальная политика во многом является важнейшим элементом современной
экономики.
Базовым
критерием определения социального государства как отдельного являлся
государственный патернализм, который обращался ко всем членам социума
независимо от принадлежности человека к тому или иному классу. В итоге меняется
сама природа государственности.
Государство
переходит от «полицейского» типы к «государству высшей формы власти». Теперь
государство берет на себя ответственность за то, каково благосостояние граждан
в стране, государство обеспечивает доступность поддержки в социальном плане,
формирует государственные структуры социального обеспечения и защиты, формирует
бюджетное финансирование программ социальной политики, социального страхования
и пр. Первая треть двадцатого века характеризовалась принятием социальных
законов и введение в политику многих стран принципов социального государства.
Вводились законы социального и медицинского страхования, законы, связанные с
безработицей, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев. Это
коснулось следующих стран: Австралия, Дания, Канада, США, Италия, Норвегия и
пр. Социальное законодательство в этих странах стало влиять на всю нормативную
базу государства. 1930 год ознаменовался введением термина «социальное правовое
государство», которое делало приоритет правам гражданина на социальных гарантиях
со стороны государства. Таким образом, уже тогда за государством закрепляются
социальные функции, которые приобретают правовую базу и становятся
приоритетными для государства, меняя и правовую базу государства. Приоритетными
становятся личные права человека. Важным становится избирательное право.
Социальные функции государства теперь носят обязательный характер. Теперь
социальными функциями занимается не общество, а непосредственно государство. [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2021)//Консультант Плюс [2] Катасонова, Т.А.
Статистика. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 160 с. [3] Мачульская, Е.Е.
Право социального обеспечения: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 593с. [4] Мачульская, Е.Е.
Право социального обеспечения: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 593с. [5] Мачульская, Е.Е.
Право социального обеспечения: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 593с.