Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Современные Российско-американские отношения в школьном курсе истории, (XXI век)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Освещение российско-американских отношений XXI века в школьных учебниках истории 5
1.1. Специфика построения современных уроков истории в школе 5
1.2. Место российско-американских отношений в современных учебниках 24
2. Проблематика представления российско-американских отношений в период президентства Б. Обамы в школьных учебниках 40
2.1. Особенности новых отечественных учебников истории 40
2.2. Барак Обама и санкционная политика в отношении России в российских учебниках по истории 43
3. Варианты работы с учащимися старших классов по вопросам современных российско-американских отношений 45
3.1. Методические основы контент-анализа 45
3.2. Использование контент-анализа как соответствие методическим требованиям по самостоятельному изучению школьниками различных точек зрения 50
Заключение 54
Список источников и литературы 57

 

  

Введение:

 

Исследуя российские и американские издания сложно понять реальное положение дел во внешнеполитическом пространстве, поскольку данные о существующих конфликтах в «Time», «Washington Post», «Новом времени» и «Российской газете» во многом противоречивы. Роль информационной пропаганды, как в России, так и в США возрастает с каждым годом. Издания яро отстаивают правоту стран, к которым они принадлежат, в решении ключевых вопросов политики, не исключая взаимные обвинения в ошибочности действий в рамках международного сотрудничества. В данном случае можно говорить о новой волне «холодной войны» в рамках информационного пространства. Указанные факторы свидетельствуют об актуальности выбранной темы.
Целью данной работы является анализ современных российско-американских отношений в школьном курсе истории (XXI век).
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать освещение российско-американских отношений XXI века в школьных учебниках истории.
2. Проанализировать проблематику представления российско-американских отношений в период президентства Б. Обамы в школьных учебниках.
3. Обосновать варианты работы с учащимися старших классов по вопросам современных российско-американских отношений.
Объектом исследования является современный курс истории в отечественных школах. В качестве предмета исследования выступают современные российско-американские отношения в школьном курсе истории.
При написании работы использованы методы контент-анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Данная работа структурирована на введение, три главы, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Управление образование в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В качестве методологических положений развития системы образования выступают ее непрерывное развитие, модернизация структур управления, развитие педагогической практики, внедрение инновационных процессов, четкое структурное разделение органов управления образованием, использование комплекса социально-педагогических условий, которые поспособствуют эффективному управлению системой образования и ее переводу в режим нового качества развития с точки зрения экономико-правовых, организационно-управленческих и психолого-педагогических процессов.
Целью должно выступать целостное развитие воспитанников, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни, подготовке обучения в школе каждого воспитанника. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает в качестве интегральной характеристики, которая отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в образовательном заведении.
Эта характеристика показывает степень усвоения содержания образовательной программы, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха школьного учреждения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации школы.
Своевременная и регулярная оценка продуктивности работы учащегося чрезвычайно важна, поскольку последняя создает предпосылки для его успеваемости и полноценного развития. При анализе продуктов деятельности учащегося необходимо учитывать использование в образовательном процессе современных технологий, которые, как правило, связаны с двумя группами методов: обучение, построенное на взаимодействии с компьютером, и вторая группа — без компьютера, когда непосредственно между людьми осуществляется специально организованное учебное взаимодействие, где акценты делаются на «технологические» моменты. Наиболее широкое распространение находят такие технологии, как технология интерактивного обучения, ИКТ, игровая технология, проектная и другие.
Анализ продуктов деятельности при оценке продуктивности работы учащегося как исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированности знаний и навыков, интересов и особенностей человека на основе анализа продуктов его деятельности может осуществляться по двум основным направлениям: непосредственно работы учащихся (в письменной или нематериальной формах), а также анализ школьной документации.
Наиболее эффективным является процесс совместной деятельности всех участников процесса обучения, поскольку только в этом случае каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная, фронтальная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и другими источниками информации. Современные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на опыт группы, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, накоплением совместного знания, взаимодействием участников, равенством их аргументов, возможностью взаимной оценки и взаимоконтроля. Позиция учителя сегодня меняется, вместе с новыми знаниями он ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность обучения уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для проявления инициативы. Школьный учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, который пропускает через себя учебную информацию, и выполняет другую функцию — помощник в работе.
В соответствии с образовательными стандартами второго поколения процесс учебной деятельности должен быть построен как процесс «открытия» каждым из учащихся новых конкретных знаний. Ученик не должен принимать информацию уже в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы ребенок прилагал усилия, размышлял, искал новую информацию. Школьник, как любой человек, имеет право на ошибку, на групповое обсуждение поставленных целей и задач, на анализ причин возникновения ошибок и их коррекцию.
Контент-анализ средств массовой информации соответствует требованиям к самостоятельному изучению учениками исторических материалов и событий и восполняет пробелы освещения российско-американских отношений в новых учебниках истории.
За время президентства Б. Обамы Россия упоминалась в публикациях «Washington Post» в связи с различными событиями свыше 3 тыс. раз, а внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность России, российско-американское взаимодействие освещали около 1700 заметок и статей. Упоминание России в «Time» встречалось свыше 5 тыс. раз, а внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность России, российско-американское взаимодействие освещали около 1300 заметок и статей. США в «Российской газете» упоминались свыше 3 тыс. раз, а внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность CША, российско-американское взаимодействие освещали около 2100 заметок и статей. Упоминание в «Новом времени» США – свыше 700 раз, внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность США, российско-американское взаимодействие освещали около 300 заметок и статей.
Число публикаций о России в американском еженедельнике «Time», как и в «Washington Post» год от года существенно не менялось, в то время как в «Российской газете» с 2012 г. частота появления публикаций о США возрастала с каждым последующим годом, а в журнале «Новое время» численность публикаций начинает возрастать с 2013 г. Пиком обсуждения российско-американских отношений во всех исследуемых изданиях можно считать 2014 г. Основными факторами, спровоцировавшими всплеск обсуждения стали события в Украине и проведение Олимпийских игр в Сочи.
В ключе выявленных тенденций можно говорить об усилении режима конфронтации в российско-американских отношениях.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Освещение российско-американских отношений XXI века в школьных учебниках истории

1.1. Специфика построения современных уроков истории в школе

Российская Федерация унаследовала систему образования, созданную еще в советские времена. По мнению Г. А. Красновой ее «главными характеристиками являлись:
— право на бесплатное образование для всего населения;
— право на получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования;
— предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями;
— финансирование образования из государственного бюджета и частично за счет средств государственных предприятий;
— централизованная система административного управления» [18, с. 234].
И если законодательство относительно прежней системы образования регулировало, в основном, управленческие и финансово-экономические отношения в данной сфере, то новый Федеральный закон от 29.12.2012 г. №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» значительно расширил объекты регулирования отношений в сфере осуществления образовательной деятельности. Помимо управленческих и финансово-экономических вопросов, новый закон регулирует само содержание образовательного процесса, закрепляя детально прописанные права и ответственность его участников, а также требования к реализуемым образовательным программам и стандартам.
Организационная структура управления образованием РФ выглядит примерно следующим образом, представленным в таблице 1[23, c. 7].

Компетенция органов федеральной власти в образовательной сфере функционально практически идентична компетенции органов власти субъектов РФ, за исключением того, что вторая относится к образовательным учреждениям регионального подчинения. Обязанности же местного уровня в области образовательной политики – повседневное текущее управление местной системой образования.
Местное самоуправление хоть и является низовым уровнем власти, тем не менее, это одно из важнейших условий становления гражданского общества, поскольку именно на муниципальном уровне сосредоточены механизмы организации образовательного процесса и социального воспитания. Муниципальная система образования связана с непосредственным уровнем образовательного процесса, призвана решать задачи социализации подрастающего поколения и проблемы детства как структуры, включающей в себя основные направления формирования личности.

Как считает В. Б. Зотов, образовательная политика  строится «на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании»[17, с. 95].

Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Переход на новые образовательные стандарты представляет собой переход от стандартов, который содержали детализированный перечень тем по различным предметам, являвшихся обязательными для изучения каждым учеником, к новым стандартам, содержащим требования к реализуемым школьным программам, совокупности создаваемых в образовательном учреждении условия для реализации программ, а также результатам усвоения детьми образовательных программ.

В федеральном государственном образовательном стандарте содержится две части. Первая часть является обязательной, вторая – формируется непосредственными участниками образовательного процесса. При этом необходимо отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает меньшую возможность выбора образовательных программ, чем федеральный государственный стандарт основного общего образования.

Кроме того, положениями нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предусмотрена внеаудиторная занятость, а результаты образования включают в себя не только знания, но и умения по их применению в повседневной жизни. Также новые стандарты предполагают осуществление процесса создания в образовательном учреждении условий кадрового, материально-технического и иного планов по развитию образовательной инфраструктуры согласно современным требованиям.

Особенности финансового обеспечения образовательных учреждений в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования тесно связано с принципами нормативно-подушевого финансирования. Поступление денежных средств осуществляется как в муниципальное образование, так и непосредственно в каждую образовательное учреждения согласно норматива и вне зависимости от принадлежности к различным формам собственности.

Говоря о принципиальных отличиях стандартов первого и второго поколений можно отметить, что для первых были характерны жесткие требования к содержанию образования, вплоть до перечисления тем, которые для учителя становились предметом преподавания, а для учащихся – предметом усвоения. Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит лишь общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников. В частности, данные рамки связаны со следованием системно-деятельностному подходу, признанием учителем самоценности возраста, значимости первой ступени образования, необходимость учета образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрение планируемых результатов освоения ребенком образовательной программы в качестве механизма реализации требований стандарта и основы для оценки уровня образования.

Второе отличие образовательных стандартов первого и второго поколения состоит в новом содержании. Стандарты первого поколения регламентировали нормы и требования, которые определяли уровень подготовки выпускников, минимум содержания образовательных программ, обязательный для каждого ученика, а также максимальный объем учебной нагрузки детей. Федеральный государственный образовательный стандарт, в отличие от своего предшественника, является совокупностью требований, которые обязательны при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Также необходимо отметить, что стандарт второго поколения содержит перечень требований, которые касаются как структуры основной образовательной программы и условий ее реализации, так и результатов освоения основной образовательной программы.

Третье отличие образовательных стандартов первого и второго поколений заключается в том, что стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. В новом стандарте расставленные приоритеты изменились. Он предполагает  возрождение деятельности по воспитанию детей на основе четко сформулированных государственных общественных ориентиров, которые направлены исключительно на развитие воспитательной системы. При этом в качестве основной воспитательной цели федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно выделить формирование активной гражданской позиции младших школьников, которая в совокупности усилий будет способствовать укреплению российской государственности. При этом в обязанности школы входит формирование у учеников чувств гражданской идентичности и патриотов России, учебной мотивации и стремления к когнитивной деятельности, умения общаться и нести ответственность за осуществленную решения и поступки, критического мышления и толерантности и пр.

Четвёртое отличие стандартов первого и второго поколений связано с возможностьюего реализации во множественных взаимодействиях. Субъектами указанных взаимодействий являются семья, средства массовой информации, учреждения культуры, религиозные объединения. Осуществление таких взаимодействий способствует социализации и всестороннему развитию личности в эмоциональном, духовно-нравственном, интеллектуальном планах, а также выявлению талантов ребенка в различных сферах как творческой деятельности в частности, так и жизни в целом.

Пятое отличие образовательных стандартов первого и второго поколений заключается в отсутствии попытки учесть пожелания и предпочтения населения у стандартов 2004 года. Новый стандарт второго поколения ориентирован на желания и образовательные потребности как самих детей, так и их законных представителей. Кроме того, в соответствии с требованиями нового стандарта обучающиеся могут уйти от перегрузки за счет разумного комбинирования необходимых, по мнению самих детей и их родителей, предметов, курсов и кружков, выбор которыми осуществляется самостоятельно. В этой связи возникает своего рода смещение центра тяжести ответственности за результат освоения образовательной программы с ребенка на семью и двухуровневую структуру образовательной сферы в виде муниципалитета и школы [24, c. 156].

Таким образом, управление образованиемв Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В качестве методологических положений развития системы образования выступают ее непрерывное развитие, модернизация структур управления, развитие педагогической практики, внедрение инновационных процессов, четкое структурное разделение органов управления образованием, использование комплекса социально-педагогических условий, которые поспособствуют эффективному управлению системой образования и ее переводу в режим нового качества развития с точки зрения экономических, правовых, организационных, управленческих, психолого-педагогических процессов.

В работе проанализированы отличия образовательных стандартов первого и второго поколений. Выявлено пять основных отличий. Прежде всего, стандарты первого поколения содержали перечень жестких требований к содержанию образования, второго – лишь устанавливают рамки для осуществления образовательного процесса. Отличия образовательных стандартов первого и второго поколений заключаются также в новом содержании, появлении воспитательного вектора в образовательной деятельности и широких возможностей взаимодействий с различными субъектами социума, ориентации на желания и потребности учащихся и их родителей и законных представителей.

Современная педагогическая наука динамична и многогранна. XXI века — новейший этап развития теории образования, характеризующийся открытостью и новизной.

Педагогика трансформирована из теории воспитания в теорию воспитания и образования человека, сместив таким образом акцент в предмете исследования.

Причем ее микроуровень включает педагогику как теорию о построении процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении; а макроуровень затрагивает ее взаимодействие с обществом, другими институтами, то есть системы образования как социального института.

В XX веке произошло существенное изменение в оценке и понимании категории «образования».

В практической деятельности образование в научном понимании не включало полностью оценки воспитания личности. Считалось, что образование является результатом обучения, а значит, входит в него; обучение последовательно входит в воспитание (в широком смысле этого слова, так как воспитание понимается как функция человеческого общества по передаче новому поколению накопленных ценностей: знаний, морали, трудового опыта, опыта владения и увеличения материальных богатств и др. Как в организованных формах (через систему образования), так и путем естественного усвоения в результате меж поколенного взаимодействия и влияния среды)[10, c. 96].

Таким образом, складывалась лесенка «образование —> обучение —> воспитание».

Однако современное понимание образования расширилось.

В индустриальном обществе сложилась парадигма, ориентированная на ценность знания («знание — сила!»). В ней в качестве основных установок выступают принципы классической дидактики, методология, соответствующая рациональности. При таком подходе происходит управляемое движение ученика от «незнания к знанию», ученику отводится роль объекта. Парадигма отражалась в определении образовательных задач в соответствии с требованиями общества. В настоящее время человечество живет в условиях постиндустриального общество, осуществив переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной. Главными признаками постиндустриального общества являются радикальное ускорение научно-технического прогресса, снижение роли материального производства, развитие сферы услуг, изменение мотивации и характера человеческой деятельности. Становление новых стимулов и мотивов деятельности человека являются важнейшей характеристикой постиндустриализма. Человек, для которого удовлетворение материальных потребностей отходит на второй план, получает возможность приобщения ко всему многообразию ценностей, накопленному человечеством. Основой новой мотивационной системы становится возрастающий уровень образованности. В современных условиях именно уровень образования становится основой причисления человека к элите постиндустриального общества. Инвестиции в человека выходят на первый план в структуре капиталовложений, а качество образования становится наиважнейшим фактором, определяющим статус и заработную плату работника. Стремление получить наилучшее образование и все возрастающее внимание к своему здоровью, отдыху, культурному уровню, жилищным условиям, к транспортной мобильности приводит к резкому возрастанию инвестиций в эти области. В связи с этим можно сделать вывод о том, что в постиндустриальном обществе образование осуществляется в течение всей жизни [12, c. 226].

В связи с этим трансформируется и государственная политика в области образования. В Российской Федерации приоритеты государственной политики в области образования сформированы на перспективу до 2020 г. и определяются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р);
  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. №Пр-212);
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. №537);
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р);
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013- 2020 г.г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792-р);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. №24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Цель современной школы — научить учеников формировать из себя личность. Создание условий для развития личности каждого ребенка является основным направлением модернизации общего образования в современной школе. А это выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Одновременно с этим нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. 

Для решения данного противоречия и был создан и введен Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих действие.

Совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы составляет ключевые особенности стандартов нового поколения.

Федеральный государственный стандарт общего образования предъявляет новые требования и к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, в том числе кадровым. Компетенции, владение которыми необходимо для педагогов, в ФГОС не конкретизированы. Тем не менее, предъявляемые стандартом требования позволяют определить базовые компетентности педагогов.

По содержательным, методологическим требованиям образовательных стандартов второго поколения у педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе такие умения, как:

— разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

— организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

— реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями стандарта и т.д. [8, c. 139].

Разработанная и утвержденная модель профессионального стандарта педагогической деятельности представляет собой систему требований к качествам (компетентностям) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности. Компетентность представляет собой новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы