Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Современные проблемы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитания ребёнка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Исследование проблемы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка в теории и истории педагогике 6

1.1. История зарождения и исследования проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании в истории педагогики 6

1.2. Цели, задачи и принципы решения проблемы организации взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании ребёнка в системе современного образования 9

1.3. Основные направления работы педагогического коллектива школы по обеспечению взаимодействия школы и семьи в воспитании 12

Выводы по первой главе 17

Глава 2. Решение проблем взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся в практике работы современной школы 18

2.1. Формы и методы привлечение родителей в органы внутришкольного управления и организации общешкольных дел 18

2.2. Формы привлечения родителей к воспитательной работе класса, где обучается их ребёнок 22

2.3. Система работы МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска по работе с родителями учащихся 26

Выводы по второй главе 30

Заключение 31

Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность темы. С рождения ребенок находится в семье. Для него это как первая отправная точка. Важно обратить внимание на то, как сильно семья заинтересована в воспитании ребёнка. Родители должны подготовить его к взрослой жизни без какого-либо негативного влияния окружающей среды.

Семья формирует личность ребенка. Школа тем временем влияет на ребенка через семью, поэтому важно внести коррективы в процесс обучения школьников. Семья и школа играют не менее важную роль в период становления личности ребенка, его развития. И поэтому важно, чтобы работа по формированию личности ребенка была добровольной и сплоченной. Только тогда это может дать положительные результаты.

Обратимся к государственному стандарту образования, направленному на развитие личностных качеств каждого ученика. При этом родители — как субъекты образовательного процесса играют особую роль в развитии личностных качеств. А в Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Права и обязанности родителей установлены статьями 38, 43 Конституции Российской Федерации, главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации, а также статьями 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» [10].

В современном мире семья нуждается в систематической и квалифицированной помощи, так как ей нелегко организовать образовательную среду. Только в процессе сотрудничества учителей и родителей можно успешно решить проблему развития личности ученика. Весь процесс направлен на активное участие родителей в образовательном процессе, в проведении досуга вне школы, в сотрудничестве с детьми и учителями.

Самым важным в содержании взаимодействия педагога с родителями является забота о развитии ребенка: о его физическом и психологическом здоровье, благополучии, успешности деятельности, самооценке, чертах характера, способностях и перспективах развития. Ведь ребенок живет в современном культурном обществе.

В современном мире сотрудничество между семьей и школой становится все более важным и необходимым. Только при условии сотрудничества семьи и школы можно эффективно решать образовательные проблемы.

Чтобы процесс обучения и формирования личности был полноценным, необходимы здоровые отношения между учителями и учениками, самими учениками, учебным заведением и семьей, потому что семья является частью единой команды людей.

Взаимодействие семьи и классного руководителя должно строиться на принципах взаимного уважения, доверия, поддержки и помощи, взаимной терпимости. Умение сразу же увидеть корень недопонимания является очень важным.

Из всего вышесказанного вытекает проблема: влияет ли взаимодействие педагога с семьей на успешность обучения школьника, какие существуют проблемы взаимодействия педагога с семьей, и каковы пути решения данных проблем.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: процесс взаимодействия педагога с семьей.

Цель исследования: изучить теоретические основы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитания ребёнка.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Рассмотреть педагогические основы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка;

2. Изучить цели, задачи и принципы решения проблемы организации взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании ребёнка в системе современного образования;

3. Показать основные направления работы педагогического коллектива школы по обеспечению взаимодействия школы и семьи в воспитании;

4. Проанализировать систему работы МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска по работе с родителями учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.

Анализ литературы позволяет отметить, что проблема взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитания ребёнка рассматривают такие исследователи, как: Ю.П. Азаров, В.Ю. Баранова, Е.Ю. Бикметов, А.П. Вардомацкий, В.Н. Вершинин, Н.Ф. Голованова, П.Ф. Каптерев, Н. К. Катович, И.Л. Клименко, О.В. Кучмаева, С.Н. Майорова-Щеглова, М.Н. Недвецкая, О. Николаева, М.П. Осипова, А.Е. Парамонова, О.Д. Перунова, М.Н. Попова, И. Реморенко, H.Л. Селиванова, Л.А. Черенцова, Е.Л. Шарапова, О.A. Щёкина и др.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и заключений исследования в повышении методологической эффективности взаимодействия школы и семьи в аспекте воспитания детей, а также при написании исследовательских работ на данную тему.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив литературу по проблеме взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся в практике работы современной школы, можно подвести следующие итоги проведенного исследования.

Из истории рассматриваемого вопроса известно, что положительным примером в выстраивании взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания нравственности служит частная школа К.И. Мая. Дружеские отношения между преподавателями, а также взаимодействие педагогов и родителей, общность их взглядов на задачи воспитания и преподавания — все это способствовало утверждению в школе обстановки, наполненной постоянной заботой и вниманием к каждому ученику.

Особая роль в утверждении процесса взаимодействия учителей и родителей принадлежит частным школам и гимназиям, где педагогический коллектив проявлял требуемую активность к утверждению сотрудничества с семьей. К сказанному следует добавить, что учителя частных гимназий и школ были в определенной мере подготовлены к этой работе, за период обучения в педагогическом учебном заведении.

Сегодня цель педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни и развития ребенка, для развития его индивидуальности. Взаимодействие с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям: 1. Оказание педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи в семье; 2. Повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом, создание модели распространения положительного опыта семей; 3. Создание предпосылок для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в школе — формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству; 4. Диагностическая работа.

Задачи сотрудничества: 1) создание единого воспитательного пространства, полноценные участники которого – родители, сделав школу и семью союзниками в воспитании детей; 2) обеспечение взаимопонимания и согласованности действий школы и семьи; 3) нейтрализация возможных негативных влияний на ребенка; 4) компенсация и корректировка семейного воспитания совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.

Сегодня под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия.

Таким образом, процесс взаимодействия семьи и школы должен быть ориентирован на функциональное вложение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую активность, сотрудничество с детьми и преподавателями.

В данном теоретическом исследовании изучены цели, задачи и принципы решения проблемы организации взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании ребёнка в системе современного образования; показаны основные направления работы педагогического коллектива школы по обеспечению взаимодействия школы и семьи в воспитании; дан анализ системы работы МОУ СОШ № 26 г. Воскресенска по работе с родителями учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Исследование проблемы взаимодействия семьи и школы в обучении и воспитании ребёнка в теории и истории педагогике

1.1. История зарождения и исследования проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании в истории педагогики

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей имеет довольно давнюю историю. Известно, что еще в античном мире система воспитания и обучения состояла из двух направлений – семейного и школьного. Например, в Китае семья должна была формировать у детей умение различать добро и зло, то есть развивать нравственные качества и добродетель. Философы видели устойчивость общества в правильном семейном воспитании. Конфуций считал, что нормы поведения, привитые в семье, должны соответствовать правилам поведения в государстве. В Древнем Вавилоне Семья являлась важным источником нравственного воспитания, о чем свидетельствуют Законы царя Хаммурапи, где регулированию семейных отношений посвящено более 30 статей. Также воспитательную роль семьи в древнем мире отмечал царь Соломон в своих «Притчах»: «Слушайте, дети, наставления отца вашего и вникайте в познание ума» [24].

Так, в античном мире стали различаться понятия «гражданское воспитание» в понимании государственного значения и в церковном — понятие «религиозное воспитание», а также понятие «коллективное обучение и воспитание детей», для чего государство использовало определенные рычаги воздействия на семью, обязывающие отдавать детей в школу [1, с. 51].

Особый интерес в исследовании проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании представляет XIX век, когда проблема воспитания личности нового мышления решалась в трудах ученых: Н.М. Карамзин, И.И. Мартынов, И.Ф. Богданович, И.В. Киреевский, И.М. Ястребцов и других.

Реформы 1860-1870-х годов требовали формирования личности с новой гражданской позицией, активного и компетентного профессионала, а не только «хозяина дела» и всесторонне развитого гражданина. Это привело к необходимости введения новых направлений в образовательный процесс. Поиски путей привлечения родителей к сотрудничеству со школой стали активно заявлять о себе в системе образования в XIX в., что обусловлено новым пониманием роли семьи в воспитании будущего поколения. Ученые, в силу отсутствия опыта сотрудничества семейно-школьных отношений, обращались к публикациям и конкретным рекомендациям педагогов-новаторов, классиков педагогической мысли [24].

Пытаясь решить проблему сотрудничества семьи и школы в воспитании, педагоги предлагали разное. Особо ощущалась необходимость повышения компетентности родителей в вопросах воспитания. Поскольку некомпетентность родителей, по мнению П.Ф. Каптерева, приводит к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной развития ребенка. Большое внимание ученый уделял с целью воспитания не только детей, но и родителей, считая, что семья и школа должны развивать нестандартную личность, ее индивидуальность [12, с. 29]. Особое внимание координации семейного и школьного воспитания детей уделяли в своих научных трудах такие педагоги, как: Н.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтерев и др. Все они переосмысливали изученный опыт, предлагая конкретные пути решения проблемы сотрудничества семьи и школы. К.Д. Ушинский привлек внимание общества к проблеме единства различных воспитывающих факторов, считая, что расхождения между общественным мнением о целях и задачах воспитания и организацией учебно-воспитательного процесса быть не должно. Российский педагог и публицист В.Я. Стоюнин утверждал, что: «Необходимо сначала поставить семью и школу в тесную связь и найти возможность им часто соприкасаться друг с другом, понимая при этом, что они обязаны делать одно — воспитывать юную натуру для разумной человеческой жизни». Он видел в сотрудничестве семьи и школы возможность успешно подготовить молодежь к самостоятельной жизни [4, с. 41]. В 1860-е годы опыт сотрудничества родителей и учителей был продемонстрирован в частных учебных заведениях, где воспитатели и родители часто были единомышленниками, благодаря чему создавалась дружеская семейная атмосфера сотрудничества. Родители оказывали финансовую поддержку, посещали экзамены, проводили беседы с неуспевающими и недисциплинированными учениками, посещали школьные праздники и вечера, участвовали в оснащении кабинетов.

Интересен опыт гимназий, где дух добрососедства семьи и школы был достаточно высоким. В гимназии К.И. Мая был тесный контакт учителей и родителей. По-особому проходили родительские собрания в Стоюнинской женской гимназии, где обсуждались вопросы нравственного и эстетического воспитания. Родители выступали на собраниях активными участниками обсуждений обозначенных проблем. Заслуживает внимание деятельность родительских клубов при Московских смешанных гимназиях Кирпичниковой и Свентицкой. Особо примечательна работа Московской мужской гимназии им. Медведниковых. Прекрасный педагог В.П. Недачин (директор), нашел интересный способ взаимодействия между школой и родителями, описанный в «Основах воспитательной организации» гимназии, где отношения взаимной искренности и доброты, общих интересов, взаимного доверия, любви, терпения, правды и была установлена взаимопомощь. Родителям разрешили присутствовать на экзаменах. Педагогический совет принял решение организовать родительские собрания для совместного обсуждения воспитательных вопросов. Родительские собрания, организованные на основе доверия, внимания и уважения к родителям, во многом способствовали четкому и полному пониманию родителями основ воспитательного режима, выдвигаемых школой, а также пониманию средства, с помощью которых школа достигла своих целей. Воспитательный процесс начался в гимназии и продолжился в семье [24]. Московская гимназия Л.И. Поливанова получила положительную оценку современников. Именно здесь выросло целое поколение русской интеллигенции: В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин. Стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, эмоциональное восприятие мира, артистические способности, высокую нравственность [29, с. 34].

В начале XX века школа использует периодическую печать как средство общения с семьей, публикуя в прессе протоколы заседаний педагогических советов. Издаются труды Н.В. Чехова, который проявлял интерес к педагогическим проблемам в целом и идее взаимодействия семьи и школы, в частности. В 1920 годы развернул педагогическую деятельность С.Т. Шацкий. Согласно которому, школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может это делать в своих стенах: она не может быть одинокой, замкнутой [3, с. 64].

С 1991 года и по сей день образовательная политика России претерпевает изменения вслед за изменением политической и социально-культурной ситуации. Реформы 1988-1991 гг. нашли отражение в российском «Законе об образовании» (1992 г.). Основной упор сделан на модернизацию системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебного заведения, велась разработка вариативных учебных планов. Большое значение придавалось гуманитаризации воспитательной деятельности. Учителям предоставлена свобода творчества, усилены демократические черты в управлении народным образованием [2, с. 70].

Таким образом, это сложный путь, который пришлось пройти образовательным учреждениям, чтобы наладить сотрудничество с семьей. Накопленный положительный опыт в этом направлении существенно повлиял на развитие процесса формирования молодого поколения России.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы