Курсовая с практикой на тему Современные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 СУЩНОСТЬ
ПАТРИОТИЗМА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ
МОРАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Анализ
тенденций современного дошкольного образования, практики семейного воспитания, законодательных
документов о дошкольном образовании, убеждает в актуальности проблемы
воспитания у детей патриотических чувств. Именно в период дошкольного детства
происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной
основы личности ребенка, развитие его эмоций, ощущений, мышления, механизмов
социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания
себя в окружающем мире [14, 25].
Главной задачей общества всегда было,
есть и будет воспитание поколений гуманистов и патриотов, для которых наивысшим
идеалом является единство личных и национально-государственных интересов.
Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств.
Согласно Концепции дошкольного воспитания,
программой предусматривается развитие у детей национальной культуры, которая
является вкладом в общечеловеческие
достижения демократичности, гуманизма, совести, чести, достоинства,
гражданственности; воспитание детей на
историческом прошлом, которое формирует в них патриотизм и интернационализм.
Разработанность темы. Данная проблема не нашла пока должного
отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывает на важность и
значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не
предлагают целостную систему работы в данном направлении. Характерной
особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей старшего дошкольного возраста, является
обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно
отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие
«воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой
патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания;
Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткин, О.Л.
Князева, М.Д. Маханева , Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева делают
акцент на привлечение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А.
Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания
патриотизма детей — дошкольников познания ими Родины.
Актуальность проблемы обусловлена
необходимостью воспитания патриотизма, начиная с дошкольного возраста. Данный отрезок жизни человека является благоприятным для эмоционально-психологического
воздействия на ребенка, поскольку образы восприятия действительности,
культурного пространства очень яркие и сильные и поэтому они остаются в памяти
надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Цель исследования — выявить
педагогические условия нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы обусловлены ее
целью:
1. Раскрыть понятие патриотизма как основы
современного воспитания детей.
2. Охарактеризовать цели и задачи
патриотического воспитания дошкольников.
3. Предоставить методику формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических
чувств.
Объект исследования — патриотическое
воспитание как основа современного воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования — формы, методы,
педагогические условия воспитания любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: обусловлены
объектом и предметом курсовой работы. Для решения определенных задач,
достижения цели применены такие методы исследования: изучение и анализ
литературных источников, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения,
основной части, заключения, списка использованной литературы. Основная часть
состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается содержание понятия
«патриотизм», цель и задачи патриотического воспитания. Во втором разделе
характеризуются методические основы воспитания любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение:
Итак, анализ становления и развития
идей патриотического воспитания свидетельствует, что эта проблема всегда занимала
одно из ведущих мест в отечественной педагогической мысли разных времен. На
протяжении многих веков к ней обращались выдающиеся ученые, педагоги,
психологи, философы, политические деятели.
Структура патриотических чувств
проявляется в отношении к себя, к людям, к Родине, к национальным ценностям.
Содержание патриотического воспитания раскрывается в разделах: государственном,
социальном, семейном.
В патриотических чувствах отражается
отношение личности к людям, к своему государству, к его прошлому, будущему и
настоящему. Цель убеждений состоит в том, чтобы подвести человека к осознанию
патриотизма, к внутреннему его восприятию. Патриотическая деятельность сказывается
в поисковой, краеведческой работе, в процессе познания, в работе.
Проведенный анализ теоретических
основ формирования патриотизма у старших дошкольников дает возможность
утверждать, что именно в этом возрасте формируется чувство патриотизма. Однако
проблема воспитания патриотических чувств в указанной категории детей остается
открытой темой в педагогической теории и практике. Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что патриотические чувства
дошкольников не возникают сами, они являются результатом идейно воспитательной
работы семьи, школы и внешкольных учреждений.
Патриотизм — это духовно-нравственный
принцип жизнедеятельности личности, который характеризуется ответственным
отношением человека к родному краю, к Родине, к народу, это активная работа на
благо Отечества, приумножение его богатств, развитие науки и культуры, защита
свободы и чести своего государства. Патриотическое воспитание — это воспитание,
которое предполагает воспитание патриотических чувств, означает выработки
высокого идеала служения народу, готовности в любое время встать на защиту
Родины, изучать боевые традиции и героические страницы народа, его Вооруженных
Сил.
Эффективность
нравственно-патриотического воспитания достигается тогда, когда педагогическая
деятельность характеризуется целостностью и включает отбор краеведческого
содержания в соответствии с целью развития ребенка, его возрастными
особенностями и интересами; обогащения развивающей среды материалами о родном
городе (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского
творчества и т.д.), согласованность тематики занятий по ознакомлению с родным
городом с тематикой других занятий.
Гражданско-патриотическое воспитание
в ДОУ осуществляется на всех этапах обучения, обеспечивает всестороннее
развитие, гармоничность и целостность личности, развитие ее способностей и
одаренности, обогащение на этой основе интеллектуального потенциала учащихся,
их духовности и культуры, воспитания гражданина, способного к самостоятельному
мышлению, общественного выбора и деятельности, направленной на процветание
России.
Патриотические чувства детей
дошкольного возраста основываются на их интересе к ближайшему окружению (семьи,
родительскому дому, родному городу, селу), которое они видят ежедневно, считают
своим, родным, неразрывно связанным с ними.
Большое значение для воспитания патриотических чувств у дошкольников
имеет пример взрослых, поскольку они значительно раньше перенимают определенное
эмоционально-положительное отношение, чем начинают усваивать знания.
Гражданско-патриотическое воспитание
— это систематическая деятельность по организации и формированию у граждан
высокого патриотического сознания, чувства верности и преданности своему Отечеству
и Родине, готовность к выполнению своего гражданского долга и конституционных
обязанностей. Период младшего школьного возраста в силу своего психического
развития, является благоприятным для воспитания патриотизма и патриотических
чувств, так как на данном периоде своего развития ребенок пока еще отвечает
доверием к взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная
отзывчивость и искренность чувств. Все знания и впечатления, пережитые в
детстве, навсегда остаются с человеком.
Воспитательный процесс осуществляется
в самых различных формах и при помощи разнообразных форм и методов: классные
часы, собрания, лекции, доклады, размышления, встречи, подходы, экскурсии,
олимпиады, самые различные конкурсы, выставки разных жанров, тематические
стенды.
Осуществление патриотического
воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие
закономерности воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания
младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
— принцип национальной
направленности, предусматривает формирование национального самосознания,
воспитание любви к родной земле, народа, уважительного отношения к его
культуре; уважения к культуре всех народов, населяющих Российскую Федерацию;
способности сохранять свою национальную идентичность, гордиться принадлежностью
к российскому народу, участвовать в развитии и защите своего государства;
— принцип самоактивности и
саморегуляции обеспечивает развитие у воспитанника субъектных характеристик;
формирует способность к критичности и самокритичности, к принятию
самостоятельных решений; производит гражданскую позицию личности, чувство
ответственности за ее реализацию в действиях и поступках;
— принцип социального соответствия
обуславливает потребность согласования содержания и методов патриотического
воспитания с реальной социальной ситуацией, в которой организуется
воспитательный процесс, и имеет целью воспитание у детей готовности к защите
Отечества и эффективного решения жизненных проблем; совершенствование
подготовки и переподготовки кадров, которые занимаются вопросами национального
и патриотического воспитания детей в системе образования, культуры, спорта.
Анализ современной литературы,
посвященной патриотическому воспитанию, позволяет сделать вывод, что тема
патриотического воспитания остается актуальной, ей стоит уделять особое
внимание в образовательном процессе. Что касается внеурочной деятельности, то
стоит отметить, что данное время обладает определенным потенциалом общественных
ценностей, с помощью которого можно реализовать гражданско-патриотическое
воспитание. Самые распространенные формы проведения патриотических мероприятий:
экскурсии, кружки, походы и т.п. являются интересными моментами для младших
школьников и с помощью которых можно привлечь их к активному участию во всех
мероприятиях.
Патриотическое воспитание школьников
младших классов приобретает особую актуальность и значимость, что является как
частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания,
опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье,
духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и
др.). Одним из проявлений патриотических чувств является – любовь к своему
Отечеству, преданность и готовность служить своей Родине, что неразрывно
связано с привязанностью человека к родной земле, языку, культуре и традициям
своего народа.
Так
как формирование ребенка
как личности происходит
в его ближайшем окружении и главную роль здесь
играют его родители, необходимо учитывать, что постепенно знакомясь с
биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей складывается свое
восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями,
складывается свое мнение на происходящие события и свою причастность к ним.
Таким образом, в процессе
гражданско-патриотического воспитания особое место занимает формирование с юных
лет бережного отношения к родному краю, его природе и традициям, к культурному
и историческому наследию своих предков. Формирование патриотических чувств
необходимо проводить через осознание ребенком его причастности ко всем основным
событиям, которые происходят в родном крае.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ У ДЕТЕЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 СУЩНОСТЬ
ПАТРИОТИЗМА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В современной литературе
патриотическое воспитание трактуется как воспитания, формирующее осознание
своей причастности к истории, традициям и культуре своего народа, любовь к Родине, переживание за судьбу своего народа,
его будущее [1, 49].
Результатом эффективного
патриотического воспитания является формирование патриотизма. Понятие
«патриотизм» в разные периоды развития социума трактовалось неоднозначно. Так,
советская педагогическая наука, скованная догмами марксистско-ленинской
идеологии, так и не смогла выработать единого подхода к пониманию сути
патриотического воспитания [10, 46].
Сегодня многие авторы прямо и
косвенно рассматривают определение сущности таких понятий, как «патриотическое
сознание», «любовь к Родине» в контексте исследования патриотического
воспитания. Осмысливая проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
современные исследователи значительное место отводят различным аспектам
нравственного воспитания: формирование культуры поведения — С.В. Петерина;
формирования гуманных отношений – А.М. Виноградова, М.В. Воробева,
Р.С. Буре; формирование любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И.
Жуковская, Э.К. Суслова; воспитание
морально-волевых качеств – А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова
и др.
Проблеме формирования эмоционально-положительного
отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей межнационального
общения посвятили свои исследования Е.И. Радина, Р.И. Жуковка, М.И.
Богомолова, Э.К. Суслова,
В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др.
Почти во всех научных работах,
публицистических статьях авторы придерживаются мнения, что патриотизм — это,
прежде всего, любовь к родине и деятельность в ее пользу. Данные взгляды совпадают с определением
одного из самых авторитетных энциклопедических изданий Larousse: «Патриотизм — любовь к отечеству, то есть к
стране, городу, месту, где родился, сообществу людей, проживающих на одной
земле, единых в своих культурных привязанностях и в стремлениях защищать свои
ценности» [11, 15].
Некоторые авторы предлагают определить
патриотизм как одну из наиболее значимых, неизменных ценностей, присущую всем
сферам жизни общества и государства, которая выражается в отношении личности к
своей Родине и характеризует высокий уровень развития в процессе деятельности
на благо Родины.
Патриотизм представляет собой своеобразный
фундамент общественного и государственного устройства.
В современной педагогической
литературе выделяют минимум три разновидности патриотизма:
1) Этнический патриотизм, основанный
на чувстве собственной причастности к своему народу, на любви к родному языку,
культуре, к собственной истории и т.д.
2) Территориальный патриотизм
базируется на любви к тому месту на земле (местности, ландшафту, климату и
т.д.), где человек родился.
3) Государственный патриотизм
основывается на окончательной цели нации — построении собственного государства,
государственном самоопределении, государственном мировоззрении и
государственном чувстве; это высший патриотизм, который базируется на
государственной идеологии и связан с чувством гражданственности [5].
Главная функция патриотических чувств
состоит в положительном отношении к своему народу. Субъектом патриотизма
является человек как общественное существо, а объектом — народ, Родина [10, 46].
Таким образом, патриотические
чувства народа являются эмоциональным
аспектом национального государственного мировоззрения, включающие чувство
принадлежности к Родине, ее истории, веру в будущее своего государства. Высшей
формой патриотизма выступает чувство любви к Родине, готовность терпеть муки и
даже идти на смерть ради нее.
Опираясь на труды Л.Н. Толстого, К.Д.
Ушинского [25], можно констатировать тот факт, что начинать воспитывать у детей
патриотизм нужно с дошкольного возраста, так как период дошкольного возраста по
своим психологическим характеристикам является наиболее благоприятным для воспитания
патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуще
копирования, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Анализ философской,
психолого-педагогической литературы показывает, что современное воспитание, в
частности патриотическое, должно осуществляться в условиях национального
воспитания. Патриотическое воспитание многие ученые понимают как наделение
глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и
духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной
смекалкой, предприимчивостью и инициативностью, формирование гармоничной,
развитой, высокообразованной, социально активной и национально сознательной личности.
К основным задачам патриотического
воспитания детей дошкольного возраста относятся [2,18]:
— формирование любви к родному краю
(причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
— формирование духовно-нравственных
отношений;
— формирование любви к культурному
наследию своего народа;
— воспитание любви, уважения к своим
национальным особенностям;
— воспитание чувства собственного
достоинства как представителей своего народа;
— формирование толерантного отношения
к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям,
другим людям.
Настоящие патриотические чувства
способен воспитывать высокообразованный, интеллигентный педагог-патриот,
который вместе с детьми искренне будет радоваться успехам отечественных
спортсменов, артистов, ученых, переживать их неудачи. Такой педагог сумеет помочь детям осознать,
что патриотизм является благородной страстью человека, он не имеет ничего
общего с национальным эгоизмом [3, 32].
Решая задачи патриотического воспитания,
каждый педагог должен строить работу в соответствии с местными условиями и
особенностями детей и должен учитывать следующие принципы: «позитивный
центризм» (отбор занятий, которые наиболее актуальны для ребенка этого
возраста); непрерывность педагогического
процесса; дифференцированный подход к
каждому ребенку; рациональное сочетание
разных видов деятельности