Курсовая с практикой на тему Современные проблемы нравственного воспитания учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Нравственное воспитание учащихся в современном мире 5
1.1. Исторический аспект нравственного воспитания 5
1.2. Нравственное воспитание учащихся в современном образовательном процессе 13
Глава 2. Проблемы нравственного воспитания учащихся в современном процессе образования 20
2.1. Анализ проблем нравственного воспитания в исследованиях педагогов-психологов 20
2.2. Способы решения проблем нравственного воспитания 25
Заключение 29
Список литературы 30
Введение:
На современном этапе общественного развития нравственность явля-ется одним из факторов, определяющих поведение человека, его отноше-ние к обществу и включает в себя внутреннюю потребность личности со-вершать нравственные действия и поступки.
Нравственность является важным условием полноценного развития человека. Установлено, что развитие личности останавливается, когда начинают преобладать отрицательные моральные качества эгоистической направленности, и наоборот, ускоряется, когда человек нацелен на аль-труизм, с предпочтением духовных аспектов в своих поступках.
Наша страна во все времена преследовала цель воспитания духовно-нравственной личности — идеального гражданина. Задачей современной системы образования также является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и представляет собой важный компонент соци-ального заказа на образование. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впер-вые начинают формироваться, прежде всего, в семье. Процесс усвоения человеком образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях, называется социализацией, и каждый человек, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, являет-ся объектом социализации.
Социальный заказ, стоящий сегодня перед школой, можно сформу-лировать как формирование самостоятельной личности, обладающей культурными ценностями и несущей ответственность за эти ценности, стремящейся к постоянному самообразованию, готовой к резким переме-нам, способной к свободному самоопределению в культурном многообра-зии ценностей. Таким образом, акцент делается, прежде всего, на развитии нравственности и духовности личности: возвышенного мышления, ответ-ственности, чувства долга, чуткости и терпимости, человечности, на основе которых должны развиваться интеллект и профессиональные качества.
Несмотря на наличие большого количества фундаментальных работ российских и зарубежных педагогов по проблемам духовно-нравственного развития молодежи, вопросы путей духовно-нравственного развития современного подрастающего поколения, роли общечеловече-ских ценностей остаются недостаточно изученными.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поко-ления требует более детального изучения и рассмотрения для выявления особенностей развития у учащихся интеллектуальной и нравственной культуры, духовных стремлений и чувств.
Цель исследования состоит в изучении современных проблем нрав-ственного воспитания учащихся.
Объект исследования – нравственное воспитание.
Предмет исследования – современные проблемы нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
1. Изучить исторический аспект нравственного воспитания;
2. Рассмотреть нравственное воспитание учащихся в современном образовательном процессе;
3. Проанализировать проблемы нравственного воспитания в иссле-дованиях педагогов-психологов;
4. Определить способы решения проблем нравственного воспитания.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике иссле-дования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
В ходе исследования мы решали поставленные перед нами задачи. Итак, мы изучили исторический аспект нравственного воспитания. С древ-них времен педагогика изучала роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Многие выдающиеся педагоги прошлого отме-чали, что подготовка доброжелательного человека не может быть сведена только к его образованию и умственному развитию, и ставили нравствен-ное формирование на первое место в воспитании.
Рассматривается нравственное воспитание учащихся в современном образовательном процессе. Нравственное воспитание — систематическое воспитательное воздействие на личность, направленное на развитие соци-ально значимых нравственных качеств: ответственности, патриотизма, устойчивости научного мировоззрения, сохранения общечеловеческих ценностей и др.
Мы проанализировали проблемы нравственного воспитания в иссле-дованиях педагогов-психологов. В нашем исследовании мы проанализи-ровали современные работы, освещающие проблемы нравственного вос-питания учащихся. Это исследования Сорокоумовой Е.А., Данильчевой С.В., Кучеровой О.Е., Мирошниковой Л.И., Пураевой А.В. и др.
Определены пути решения проблем нравственного воспитания. Формирование духовности через воспитание христианских и общечелове-ческих нравственных ценностей происходит в сотрудничестве с внешколь-ными и дошкольными образовательными учреждениями, школами, клу-бами, общественными центрами, библиотеками, общественными организа-циями, Министерством науки и высшего образования РФ. К ним могут присоединиться средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение). Важную роль играют родители, которые традиционно фор-мируют нравственные ориентации ребенка на основе семейных ценностей и норм, передаваемых из поколения в поколение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Нравственное воспитание учащихся в современном мире
1.1. Исторический аспект нравственного воспитания
Вопросы нравственного воспитания всегда занимали центральное место в педагогике любого народа. Эту социально-педагогическую катего-рию следует рассматривать как процесс формирования личности в при-родной и социокультурной среде, в сфере духовной деятельности и в ин-ституциональной системе, как фундаментальный способ самосохранения и развития общества на основе воспроизводства нравственного опыта поко-лений в личностном мире ребенка.
Проблемы нравственного воспитания издавна интересовали многих великих мыслителей своего времени. Цицерон определял сущность чело-века в терминах «humanitas» («человечность»). Он считал добродетель главным источником счастья. Древнеримский философ Сенека рассматри-вал нравственное совершенствование человека как главную цель воспита-ния. Главным педагогическим методом он считал стремление к божествен-ному идеалу, предвосхищая христианские взгляды на воспитательный процесс. Укрепление нравственности, по мнению Конфуция, является ко-нечной целью человека. Аль-Фараби, мыслитель древнего Востока, считал, что самые важные методы воспитания детей — привести их к счастью через добрые дела. Философы эпохи Возрождения (например, Эразм Роттер-дамский) и Средневековья (например, Спиноза) интересовались этически-ми вопросами.
Горячие дискуссии величайших мыслителей и педагогов мира были посвящены практической реализации нравственного воспитания. Напри-мер, гиганты античной философии Сократ и Платон считали, что сам про-цесс познания способствует нравственному совершенствованию, следова-тельно, нет смысла специально заниматься нравственным воспитанием. В первой половине девятнадцатого века И. Гербарт, немецкий философ, пси-холог и педагог, вслед за Сократом и Платоном, считал, что нравственные качества проистекают из чувства, которое возникает из мышления. Гер-бартовская концепция «воспитательного обучения» подверглась резкой критике со стороны таких выдающихся педагогов, как К. Д. Ушинский, Г. Киршенштейнер, Л. Гурлитт и др. И.Х. Песталоцци выступал за соедине-ние умственного, физического и нравственного воспитания.
Понятие «нравственность» произошло от слова «нрав» и возникло в русском языке в XVIII веке и стало синонимом «морали», но это неверно. Нравственность определяется как внешний фактор, регулирующий отно-шения людей. Напротив, нравственность — это внутренние качества челове-ка, которые определяют соответствие его поведения правилам и нормам, принятым в обществе. Г.В. Плеханов утверждал, что нравственность — это все то, что человек черпает из истории и окружающего его мира.
Философы первыми исследовали понятие нравственности. Согласно их суждению, нравственность — это то, как человек оценивает собственное поведение с позиции добра. Нравственным является то, что человек делает в соответствии с добром и благом, а безнравственным — то, чего не следует делать, плохие поступки, которые недостойны нравственного человека. Это некий внутренний закон души личности, которого человек обязан придерживаться и продолжает придерживаться на протяжении всей своей жизни. Это закон душевности и ответственности, доброго бытия.
Философский словарь определяет нравственность как внутреннее, душевное качество, которому следует человек, этические нормы, правила поведения, которые определяются этими качествами и приобретаются в результате моральных наставлений, нравоучений. Гегель отмечает, что нравственность — это форма индивидуального сознания. Такого же мнения придерживается и Л.Н. Антилогова. Она считает, что нравственность раз-вивается вместе с личностью, является принципом ее бытия, тесно связана с самосознанием личности. По мнению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, нравственность анализирует человека с учетом его способности жить в че-ловеческом обществе. Философы выделяют семь основных параметров морали:
1) преобладание разума над аффектами;
2) тяготение к высшему благу;
3) добросердечная воля и великодушие намерений;
4) способность жить в человеческом обществе;
5) человечность или социальная форма человеческих отношений;
6) независимость воли;
7) совместное выполнение социальных норм, проявляющееся через золотое правило морали [4, с. 26].
В разные эпохи философской мысли мораль понималась учеными по-разному.
В античные времена мораль рассматривалась как отрасль «практи-ческого знания», которая стремилась разрешить вопросы об отношении человека ко всему, что происходит с ним в окружающем мире. До Сократа этика и мораль рассматривались как жизнь в гармонии с природой и но-сили натуралистический характер. В это время решались не только вопро-сы совести, добра, зла, но и вопросы соответствия разума и чувственности, желания и воздержания и т.д. Отсюда следует, что античная этика — это учение о гигиене телесной и душевной жизни, включающее наставления о правильном и разумном отношении человека к окружающим предметам, обществу и самому себе [6, с. 356].
Социальную природу и назначение морали отмечали Платон и Ари-стотель. Мыслители анализировали ее как способ формирования обще-ственной жизни, а не только как способ достижения индивидуального со-вершенства. В работах Платона моральные черты рассматриваются как изначально данные человеку, а сама мораль имеет классовый характер, то есть любое сословие имеет свою особую добродетель и находится в этих границах. Аристотель видит проблему нравственности совершенно иначе. Он представляет добродетель как отчасти врожденное душевное качество, данное самой природой, но главное — его необходимо воспитывать практи-ческими упражнениями. Более того, эти душевные качества человека счи-таются нравственными только тогда, когда они признаны и соотнесены с общественно полезными качествами личности. Здесь акцент делается на нормативности добродетели [6, с. 38].