Курсовая с практикой Иностранные языки Языкознание

Курсовая с практикой на тему Современные представления о психофизиологической основе мышления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические представления о мышлении в науке 5
1.1 Основные подходы к интерпретации мышления 5
1.2 Психофизиологические аспекты мыслительного процесса 11
2. Современные аспекты исследования мышления в психофизиологии 16
2.1 Проблема соотношения языка и мышления 16
2.2 «Клиповое мышление» как новая форма мышления 20
Заключение 28
Список литературы 29

 

  

Введение:

 

Вопрос развития высших психических функций человека, в частности, мышления, является актуальным вопросом для науки уже долгое время. В настоящее время до сих пор непонятны до конца психофизиологические аспекты и механизмы мышления. Так, до конца непонятна мозговая организация мыслительной деятельности.
Вопрос организации и функционирования мышления рассматривается во многих научных отраслях и областях, таких как, например, философия, медицина, нейропсихология, физиология и многое другое. Соответственно, каждая из данных отраслей предлагает собственное видение и понимание данного процесса. Например, многие исследователи усматривают взаимосвязь мышления и памяти. Кроме того, значимым вопросом выступает определение взаимосвязи между мышлением и языком.
Таким образом, исследование психофизиологической основы мышления является весьма актуальным. Это необходимо для адекватного проектирования процессов обучения и воспитания. Кроме того, понимание функционирования процесса мышления в норме является необходимым для исследования и коррекции патологических форм мыслительного процесса.
Таким образом, проблема психофизиологической основы мышления весьма актуальна в настоящее время.
Цель исследования: проанализировать современные представления о психофизиологической основе функционирования мышления.
Объект исследования: процесс мышления человека.
Предмет исследования: психофизиологическая основа процесса мышления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к исследованию мышления в современной науке;
2. Рассмотреть представления о психофизиологических механизмах функционирования мышления;
3. Рассмотреть проблему соотношения языка и мышления в науке;
4. Охарактеризовать клиповое мышление как одну из вновь сформировавшихся форм мышления.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: концепция функциональных систем А.П. Анохина, представления о нейропсихологических механизмах деятельность мозга А.Р. Лурии, теории условных рефлексов И.П. Павлова, современные представления о памяти и др.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ и систематизация полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ современных представлений о психофизиологической основе функционирования мышления позволяет отметить ряд аспектов в данном направлении научного исследования.
Во-первых, мышление исследуется с различных точек зрения, однако в настоящее время не сформировалось единого взгляда на природу и функционирование мышления. Кроме того, окончательно не выяснена психофизиологическая природа и механизм функционирования мышления. Большая часть исследователей склоняется к тому, что основой психофизиологии мышления является деятельность памяти. Так, если индивид действует в уже знакомой ситуации, то ему достаточно тех нейронных связей и акцепторов действия, которые сформировались в результате работы памяти и формирования условных рефлексов. Незнакомые же условия предполагают включение механизмов мышления, для того чтобы были выработанные новые связи между нейронами, которые позволят сформировать новый алгоритм действия.
Следующим важным аспектом выступает соотношение таких категорий, как сознание, мышление и язык. Так, основная часть исследователей придерживается мнения, что язык является необходимым условием функционирования мышления, а также его выражением. При этом следует отметить, что помимо вербальных форм языка существуют также и невербальные, однако для мышления необходима именно вербальная форма языка.
Наконец, возникает проблема исследования и квалификации новых форм мышления. Например, современная ситуация характеризуется возникновением клипового мышления.
Таким образом, в психофизиологии мышления можно выделить остаточно большое количество перспективных направлений исследования.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические представления о мышлении в науке
1.1 Основные подходы к интерпретации мышления

В настоящее время существует значительное количество представлений о мышлении в разных направлениях науки.
Физиологический подход к пониманию мышления основывается на концепциях И. М. Сеченова и И. П. Павлова, которые утверждали, что базой для функционирования мышления выступает сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, формирование второсигнальных временных нервных связей, основывающихся на первосигнальных, процессы возбуждения и торможения клеток коры головного мозга. При этом мыслительная деятельность человека имеет рефлекторную направленность, а физиологическим фундаментом деятельности научения выступает замыкание временных связей с применением второй сигнальной системы (на основе безусловного ориентировочного рефлекса «что такое?»). Второсигнальные нервные связи формируются в коре головного мозга посредством слов, знаков, речи и отображают значимые взаимосвязи между предметами (И. М. Cеченов, 1989).
Правое полушарие демонстрирует более интенсивную активность во время наглядно-образного восприятия информации, чтения художественных текстов, левое — при вербальном восприятии информации, соотносится с понятийным мышлением, при чтении технических текстов.
Методологический аспект мышления изучается на базе представлений о диалектическом познании, которое происходит в трудах исследуется на Г. Гегеля, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, А. И. Ракитова, В. С.Степина, В. С. Швырева, В. А. Штоффа и др. Н. Е. Важеевская обнаружила взаимосвязь развития представлений учащихся об основах теории научного познания с развитием мышления школьников и их миропониманием.
В. М. Дармограй в своей интерпретации постарался интегрировать философские и психологические представления о мышлении,. С данной точки зрения мышление понимается как оперирование содержательными элементами сознания (волевыми, оценочными, понятийными, категориальными и другими), учитывая воздействия подсознания. Такая деятельность ориентирована на освоение значимых регулятивов бытия и достижение мыслительной или практической установки для решения проблемных ситуаций [В. М. Дармограй, 2000: 87].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы