Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Современные политические режимы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-правовые основы современных политических режимов 6
1.1. Понятие, сущность и признаки политических режимов 6
1.2. Принципы, элементы и виды политических режимов 10
2. Особенности современных политических режимов 19
2.1. Авторитарный и тоталитарный политические режимы 19
2.2. Перспективы демократического политического режима и демократизации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

  

Введение:

 

Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечет эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. Поэтому, вполне закономерно, что понятие «политический режим» все более утверждается в качестве одной из важнейших категорий теории государства и права, так как именно оно выражает определяющие, узловые стороны политической действительности.
Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Все вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического режима и государственности в целом.
Следует отметить, что категория политического режима стала предметом пристального изучения в западной государственно-правовой науке со второй половины 40-х годов 20 века и нашла свое отражение в трудах таких исследователей, как М. Дюверже, К. Фридрих, Р. Арон, З. Бжезинский, Х. Арендт, М. Кертис, С. Липсет и др. В отечественном государствоведении и правоведении понятие «политический режим» вводится в научный оборот лишь в 60-е годы нашего столетия. Среди первых работ по данной проблематике можно назвать исследования Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, А.И. Денисова, Л.И. Каска, И.Д. Левина, Г.И. Манова, В.С. Петрова, Б.А. Стародубского, В.О. Тененбаума и др.
Большинство проводившихся до сих пор исследований, посвященных политическому режиму, анализировали последний исключительно в связи с понятием формы государства. Не отрицая важности и научной значимости такого подхода, мы, тем не менее, полагаем, что политический режим можно и нужно анализировать в более широком контексте – как самостоятельный феномен, характеризующий динамический аспект и особое функциональное состояние существующей в обществе политической системы, связанный с сопредельными государственно-правовыми явлениями (политической властью, формой правления и формой государственного устройства, сущностью, содержанием государства и т.д.).
Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе функционирования современных политических режимов.
Предмет исследования курсовой работы — юридические основы современных политических режимов.
Цель курсовой работы заключается в анализе особенностей современных политических режимов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие, сущность и роль политических режимов;
— изучить признаки, принципы, элементы и виды политических режимов;
— рассмотреть авторитарный и тоталитарный политические режимы;
— определить перспективы демократического политического режима и демократизации.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ [1], федеральные законы РФ и др.
Эмпирическая основа курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы современных политических режимов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Политический режим — совокупность методов, приемов, способов и форм осуществления политической власти. По нашему мнению, не следует отождествлять понятия «политический режим» и «государственный режим». Политический режим — более широкое понятие, включает в себя не только методы, приемы, способы и формы осуществления государственной власти, но также и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.
В структуру политического режима входит правительство, политические партии, общественно-политические организации, а также политические дела, политические нормы, политическая культура в их многофункциональном нюансе.
На основе своих структурных частей, политический режим имеет следующие основные признаки: методы формирования органов власти; соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, центрального правительства и местного самоуправления; положение и роль публичных организаций и партий; правовой статус лица; законодательная система; содержание и соотношение разрешенной и нелегальной политической деятельности; уровень экономически-хозяйственного развития; политическая стабильность общества; порядок функционирования правоохранительных икарательных органов; исторические и культурные традиции, моральные обычаи народа в отношении к власти.
Проблематика классификации политических режимов имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Наиболее рациональной представляется классификация политических режимов с использованием смешанных (гибридных) форм. Исследования всевозможных аспектов, предполагают отсутствие стереотипов и шаблонов, и могут способствовать накоплению и обобщению знаний в данной сфере. Просчёты и ошибки в решении грозят политическими катастрофами.
Сравнив авторитарный политический режим с близким к нему тоталитарным, можно выделить самые главные различия между этими двумя режимами. Самое существенное различие заключается в отношении между властью и обществом. При авторитаризме отношения дифференцируемы и действует ограниченный плюрализм, этот режим — диктатура личности и группы, которые не обязательно харизматичные.
Тоталитарный режим правления государством является самым жестоким из всех существующих. Он ограничивает личную свободу человека, ставит под контроль любую сферу жизни общества. Тоталитаризм — обреченный строй, который не сможет созидать, хозяйствовать. Он существует лишь за счет эксплуатации и ограничения большинства населения.
При тоталитаризме создается видимость осуществления законов. Сущность данного режима в том, что формально соблюдаются все нормы закона, но и суды, и законотворческие институты, и государственные структуры, находятся во власти правящей партии.
Анализируя траектории современных политических трансформаций в мире необходимо признать реальность и возможность возникновения новых типов и видов «нового авторитаризма». В современной реальности существующие политические режимы в какой-то степени являются смешанными, а сама демократия представляет собой постоянный процесс эволюции и трансформации. В связи с этим перед исследователями-международниками сегодня стоит важнейшая задача: разработать новую концепцию политических трансформаций и, соответственно, новую типологию политических режимов в современном мире. Это требует не только разработки критериев классификации новых политических режимов, но и их теоретико-методологического обоснования.
Подводя итоги, необходимо сказать, что современные демократии находятся на определенном кризисе, намечается тенденция усиления авторитарных признаков в подобных государствах. Наблюдается ужесточение норм, регулирующих отношения в сфере средств массовых информаций, что приводит к большему контролю на тем, что транслируется населению. Помимо этого, властные круги стремятся разрушить политическую легитимность и образ своих оппонентов, привлекая их к юридической ответственности, компрометируя их общественную и личную жизнь. Наконец, меняется законодательство, регулирующую один из самых мощных инструментов демократии – референдум: увеличивается количество оснований для признания голосования незаконным, уменьшается круг вопросов, по которым может проводится референдум в целях узурпации своей власти.
Для сохранения демократии необходимо бороться с вышеуказанными проблемами, чтобы способ руководства государства всегда был основан на мнении и требованиях населениях, во благо которых и должна проводится как внешняя, так и внутренняя политика правого государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-правовые основы современных политических режимов
1.1. Понятие, сущность и признаки политических режимов

Политический режим является ведущим элементом формы государства, определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Специалисты в области теории государства и права и политологии приводят различные определения понятия «политический режим».
Дискуссии относительно определения дефиниции «политический режим» до сих пор актуальны, несмотря на наличие многочисленных трудов и исследований на данную тематику. Тем более что в разные времена термин «политический режим» ученые наполняли различным содержанием. Это обусловлено сложностью самой конструкции понятия, которое рассматривается как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
В научной литературе существует несколько подходов к понятию политического режима. Представим условно все имеющиеся определения в трех основных направлениях.
Первое направление — оно определяет политический режим как самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к деятельности государства. Например, Лебедев В.А. и Киреев В.В. считают, что чаще всего понятия «политический» и «государственный» режимы в рамках данной модели тождественны [13, c.10].
Представитель второго подхода — С.А. Кареева, разделяет понятия «государственный» режим и «политический» режим, так как считает государственный режим конкретным проявлением государственной организации, которое выражается в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе [10, c.15].
Сторонники третьего подхода видят государственный режим в виде части политического, более широкого, более объемного режима в разрезе существования легитимного и нелегитимного режима (например, М.В. Баглай) [11, c.118].
Многие ученые [19; 20] определяют политический режим как систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные.
По мнению Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснова [8, c.207], политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев [22, c.233] определяют политический режим как совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.
С.В. Бошно [4, c.182] предлагает определять политический режим как систему методов и способов осуществления государственной власти, а также как определенную форму государственного властвования.
М.Н. Марченко [18, c.172], определяет данный институт как совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы