Курсовая с практикой на тему Современные подходы к социокультурному воспитанию младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы социокультурного
воспитания детей младшего школьного возраста. 6
1.1. Понятие
«социокультурное» воспитание в педагогической литературе. 6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 10
1.3. Формы и методы
социокультурного воспитания детей младшего школьного возраста. 16
Глава 2. Опытно-поисковая работа по
социокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста. 21
2.1.
Диагностика уровня социокультурного воспитания детей младшего школьного
возраста. 21
2.2.
Содержание работы по социокультурному воспитанию детей младшего школьного
возраста. 25
2.3. Анализ
результатов опытно-поисковой работы.. 30
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. Современное общество претерпевает
глубокие перемены, связанные с инновационными процессами, коснувшимися всех без
исключения сфер жизни, в том числе и системы образования. Вступление в силу
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) обусловило необходимость поиска новых педагогических
средств, призванных обеспечить эффективное интеллектуальное и социальное
развитие детей младшего школьного возраста в детских образовательных
учреждениях. Особое внимание должно уделяться процессу социализации детей
посредством их приобщения к семейным, культурным, национальным традициям и
нормам. Принятие стандарта образования предполагает обновление педагогических
методов и средств, призванных обеспечить социализацию младших школьников в
современных условиях, а также гармоничное всестороннее их личностное развитие с
учетом современных требований социума.
Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ определяет
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
приобщение к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы,
базовым национальным ценностям российского общества, воспитание
гражданственности, что говорит о необходимости социокультурного воспитания подрастающего
поколения. Поэтому социокультурное воспитание является одной из главных задач
начальной школы.
Нормативно-правовые
документы, обеспечивающие социокультурное воспитание детей младшего школьного
возраста:
¾ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 №273–ФЗ) [27];
¾ Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009 №373) [26];
¾ Основная образовательная программа начального общего
образования [17];
¾ Постановление «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями на 11 августа 2020
года)» [20];
¾ Постановление Правительства РФ от N 751 «О национальной
доктрине образования в Российской Федерации» [21].
Младший
школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его
способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир.
Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для
постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения
социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка
является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение
его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со
взрослым. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как
человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой
стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей
деятельности, является актуальной.
В настоящее
время отдельные аспекты социокультурного развития младших школьников освещаются
во многих исследованиях и публикациях (Э.В. Андреева, Т.Ю. Бильгильдеева, Р.Н.
Бунеев, Н.Ф. Голованова, Л.И. Канин, Т.М. Кондратенко, Н.В. Недорезова, С.И.
Осипова, С.В. Тарасов).
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия
между гуманистической концепцией образования, диктующей необходимость создания
педагогических условий для свободного социокультурного развития младших
школьников, и реальной педагогической практикой, не вооружённой необходимым для
реализации этого требования комплексом теоретических и методико-технологических
подходов. Это определило выбор темы
исследования: «Современные подходы к социокультурному воспитанию младшего
школьника».
Объект исследования – социокультурное воспитание детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования – современные подходы к
социокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – определение, теоретическое
обоснование и реализация на практике комплекса педагогических средств,
позволяющих педагогам начальной школы эффективно использовать воспитательные
возможности образовательного процесса с целью социокультурного развития детей младшего
школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «социокультурное» воспитание в педагогической
литературе.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей
младшего школьного возраста.
3. Изучить формы и методы социокультурного воспитания детей
младшего школьного возраста.
4. Провести диагностику уровня социокультурного воспитания детей
младшего школьного возраста.
5. Представить содержание работы по социокультурному воспитанию
детей младшего школьного возраста.
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Методы исследования: теоретический анализ научной
литературы по проблеме исследования, обобщение научных источников, сравнение,
систематизация, классификация.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Заключение:
Под
социокультурным воспитанием понимается процесс вхождения личности в культуру,
процесс приобщения к социокультурным правилам, семейным традициям, общественным
и государственным, процесс получения исходных представлений о культурных
традициях, многообразии культур и народов мира, принятие национальных и
общечеловеческих ценностей, социальных норм и ценностей, присущих обществу, в
итоге чего происходит творческая переоценка опыта развития собственной модели
поведения у детей в определенном обществе, ценностных основ отношения к
действительности.
Дети младшего
школьного возраста – это дети в возрасте от 6 до 11 лет. Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста свидетельствует о том, что
младший школьный возраст является оптимальным для социокультурного воспитания,
так как дети младшего школьного возраста имеют потребность в общении, способность
точно запоминать и усваивать новую информацию, младшие школьники стремятся
совершенствовать навыки тех видов деятельности, которые принимаются и ценятся в
привлекательной компании с целью выделиться в ее среде, добиться успеха, а
также начинают понимать социальные мотивы поведения, нравственные оценки.
В качестве
форм и методов социально-культурной ориентации используются следующие,
ориентированные на развитие чувств и эмоций детей с учетом их активной позиции:
проведение целенаправленных краеведческих прогулок и экскурсий по
достопримечательностям родного города; просмотр презентаций и фильмов;
включение детей в активное проведение праздничных мероприятий, связанных с
жизнью города; посещение музеев, выставок; обсуждение с детьми правил
безопасного поведения в городе; чтение произведений о малой родине, проведение
тематических лекций, бесед о достопримечательностях родного города и т.д.;
участие в патриотических мероприятиях; и многое другое.
Опытно-поисковая
работа проводилась с детьми младшего школьного возраста в количестве 20 детей. Цель
опытно-поисковой работы – проверить эффективность работы по социокультурному
воспитанию детей младшего школьного возраста. Опытно-поисковая работа
проводилась в соответствии с тремя этапами: констатирующий; формирующий; контрольный.
При этом
учитывалось, что признаками социокультурного воспитания у детей в соответствии
с Л.М. Захаровой и Ю.В. Пускаловой является наличие следующих компонентов: когнитивный;
эмоционально-чувственный; деятельностно-практический. В соответствии с представленными компонентами представлены уровни и критерии
социокультурного воспитания детей младшего школьного возраста, и используемые
диагностические методики.
В
соответствии с полученными результатами на констатирующем этапе можно заметить,
что у учащихся преобладает средний уровень когнитивного,
эмоционально-чувственного и деятельностно-практического компонентов
социокультурного воспитания.
На
формирующем этапе опытно-поисковой работы были разработаны и проведены
мероприятия направленные на повышение уровня социокультурного воспитания детей
младшего школьного возраста. Содержание мероприятий было направлено на повышение
уровня знаний о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развития у детей
младшего школьного возраста умений общаться и взаимодействовать с окружающими.
По
результатам проведения формирующего этапа был проведен контрольный этап
опытно-поисковой работы. Следовательно, можно сказать, что проведенная работа
по повышению уровня социокультурного воспитания детей младшего школьного
возраста является эффективной.
Таким
образом, можно отметить, что представленный комплекс мероприятий будет
способствовать развитию социокультурного воспитания детей младшего школьного
возраста путем повышения уровня знаний нормах и правилах общения и поведения в
обществе и развития у младших школьников умения общаться и взаимодействовать с
окружающими.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы социокультурного
воспитания детей младшего школьного возраста 1.1. Понятие «социокультурное» воспитание в
педагогической литературе Одна из основных
задач обучения заключается в социокультурном развитии подрастающего поколения. Задачи
социокультурного воспитания детей рассматривались в трудах таких авторов как
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец и многих других.
Авторы освещают проблемы социализации, привития детям культурных норм и правил
поведения.
По мнению А.В.
Петровского, социокультурное воспитание включает в себя следующие компоненты: адаптацию,
индивидуализацию и интеграцию [18]. Д.И. Фельдштейн предложил поэтапное
социальное развитие личности, характеризующееся особенностями саморазвития,
самоопределения, механизмами индивидуализации и социализации [29]. Культурное
развитие, в соответствии с концепцией Л.С. Выготского, включает в себя поочередные
стадии: период примитивных культурных форм поведения, период накопления
ребенком знаний о средствах культурного поведения; период применения ребенком
знаков для операций; этап формирования внешнего акта – это его переход к
внутренне опосредованному [5]. Л.С. Выготский отмечал то, что в ходе развития
ребенок осваивает культурный опыт, методы и формы культурного поведения,
культурные методы мышления [5].
С точки зрения
А.В. Хуторского, общекультурные навыки охватывают перечень вопросов, в которых
ребенок должен быть хорошо проинформирован, обладая между тем определенными
знаниями и опытом деятельности [30].
С точки
зрения Н.Я. Большуновой, Т.В. Соколовой, О.В. Федоскиной, социокультурное
воспитание состоит в личностном навыке сравнивать и измерять собственную жизнь
с социокультурными примерами, представленными системой установок и стилей
общения, ритуалами, праздниками, чтением и инсценировками народного фольклора,
игровыми тренингами, играми, тематическими проектами, выставками [2]. По данным
Н.Я. Большунова, социокультурное воспитание обозначает процесс развития у детей
системы ценностей, представленной знаниями о добром и злом, правдивом и лживом,
времени и пространстве, дружбе и др. В процессе социокультурного воспитания
дети получают социальный опыт, знание, умение, навык, социальные нормы и опыт
взаимодействия с другими людьми. В рамках воспитания у детей развивается опыт
социального взаимодействия с социумом, партнерства в различных социокультурных обстоятельствах,
основанный на культурных ценностях своего и других народов [2].
О.В.
Федоскина указывает на то, что формирование личности в социокультурном
направлении может быть обеспечено в результате вхождения в контекст современной
культуры, в процессе освоения ценностей культуры и общества, общественных норм
и традиций [28]. В данном процессе осуществляется построение жизненного пути,
самоопределение, получение опыта.
Понятие
социокультурного воспитания выступает как более конкретное определение процесса
социализации с определением социальной и индивидуальной культуры как ведущих
факторов развития личности. Социокультурное воспитание непосредственно
определяется воспроизводством социальных норм и правил, методов деятельности, гарантирующих
непрерывность функционирования общества, воспроизводство культуры общества.
В условиях
социокультурного воспитания подрастающему поколению приходится создавать
условия для познания культур различных государств, что содействует расширению
их кругозора, развитию ценностных ориентаций, служит базой для развития личной
культуры и обусловленного ею поведения в разных социокультурных условиях.
Л.М.
Захарова, Ю.В. Пурскалова указывают на то, что социокультурное образование базируется
на воспроизводстве общетсвенных норм и правил, обеспечивающих сохранение каждой
национальной традиции, что, между тем, является источником формирования
социокультурных коммуникаций [7, 22]. А.А. Вартапетова указывает на то, что
социокультурное образование воспитывает социокультурные качества, адаптирует
общечеловеческие ценности в качестве средства трансляции
социально-деятельностного мирового опыта.
Социокультурные
нормы включаются в сознание личности через процессы воспитания и образования,
как следование некоторым нравственным законам. Социальными нормами являются
правила поведения, образцы и стандарты деятельности, и их исполнение
обязательно для каждого члена группы в социуме.
Социокультурная
реальность является неоднородной по своему содержанию и отображает
общечеловеческую, региональную, национальную, личностную ценность и смысл, их познание,
принятие и переживание возможно уже в период детства. В актуальных
социокультурных условиях требуется развивать подготовленность подрастающего
поколения к многогранному взаимодействию и партнерству, для чего требуется
знать культурные традиции собственного и иных народов. Формирование основных
личностных характеристик в детстве делает актуальной задачу повышения уровня
социокультурного воспитания детей.
Социокультурное
воспитание, с точки зрения Т.В. Соколовой и С.В. Кагановича, может трактоваться
в качестве умения сравнивать жизнь с образцами, представленными не только
стилями общения, установками, однако и обрядами, праздниками, инсценировками
сказок, пословиц и поговорок, потешками, проведением тренингов, подвижных и
сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок, способствующих познанию
детьми культурных ценностей своего народа [19].
Реализуя
задачи социокультурного воспитания, педагоги в образовательной деятельности
должны руководствоваться следующими принципами:
¾ «позитивный центризм» (выбор знаний, актуальных для ребенка
данного возраста);
¾ наличие преемственности и непрерывности образовательного
процесса;
¾ дифференцированный подход ко всем детям, наибольший учет их
психологических характеристик, возможностей и интересов;
¾ оптимальное сочетание различных типов деятельности,
соответствующих возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок; деятельностный подход;
¾ развивающая специфика образования, основанная на активности
детей.
Социокультурное
воспитание ребенка может характеризоваться изменениями в каждой сфере личности.
Главными составляющими социокультурного воспитания детей, с точки зрения Л.М.
Захаровой и Ю.В. Пурскалова, можно назвать следующее:
1. Когнитивный
компонент обеспечивает знания об основных элементах различных типов социальной
культуры, доступных детям. К этим типам культур относят: морально-этическую,
гендерную, народную, национальную, правовую, семейную и конфессиональную.
2. Эмоционально-сенсорная
составляющая. Она может проявляться в наличии интереса к социальному
взаимодействию, потребности в общении, сопереживании.
3. Поведенческий
компонент может проявляться в умении применять знания различных типов
социальной культуры в общении с людьми (взрослыми, сверстниками), отображать их
в специально организованной, самостоятельной и творческой деятельности [22].
Таким
образом, под социокультурным воспитанием понимается процесс вхождения личности
в культуру, процесс приобщения к социокультурным правилам, семейным традициям,
общественным и государственным, процесс получения исходных представлений о
культурных традициях, многообразии культур и народов мира, принятие
национальных и общечеловеческих ценностей, социальных норм и ценностей,
присущих обществу, в итоге чего происходит творческая переоценка опыта развития
собственной модели поведения у детей в определенном обществе, ценностных основ
отношения к действительности.