Международный отношения Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Современные отношения между Ираном и Россией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Геополитические аспекты российско-иранских отношений. 5

1.1
Этапы и контекст политических
отношений. 5

1.2 Стратегическое партнерство России и
Ирана. 11

Глава
2. Анализ направлений сотрудничества России и Ирана. 15

2.1
Торгово-экономические отношения между Россией и Ираном. 15

2.2
Российско-иранское военно-техническое сотрудничество. 18

Глава
3. Перспективы и проблемы сотрудничества России и Ирана с третьими странами и
международными организациями. 22

Заключение. 28

Список
источников и литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность
работы. Иран всегда занимал особое место во внешней политике России. Отношения
между нашими двумя странами никогда не были простыми, но даже в самые
драматические моменты истории обе стороны осознавали важность двустороннего
диалога и сотрудничества. За последние время международная ситуация вокруг
Ирана претерпела существенные изменения. В этих условиях перед Россией стоит
задача формирования системного взгляда на отношения с Ираном, который отражал
бы стратегическое видение двустороннего сотрудничества – от
торгово-экономических отношений до партнерства на региональном и глобальном
уровне. При этом необходимо понимание, что формирование «стратегического
партнерства» возможно только в том случае, если отношения двух государств не
будут подвержены влиянию политической конъюнктуры, не будут зависеть от внешних
– пусть даже и очень существенных – факторов.

Поиск
фундаментальной основы для стратегического партнерства требует системной
ревизии двусторонних отношений: того, что уже реализовано или реализуется, и
тех потенциальных возможностей, которые открываются в условиях меняющейся
экономической, региональной и глобальной ситуации. Особое внимание должно быть
уделено сохраняющимся «узким местам» в нашем взаимодействии, тому, что пока не
получается, субъективным и объективным препятствиям на пути повышения
эффективности двустороннего взаимодействия.

Целью
работы является анализ современных отношений России с Ираном и всестороннее
изучение актуальных проблем взаимодействия двух государств, поиск перспективных
направлений сотрудничества, углубление и расширение знания в России об Иране, в
Иране – о России.

Для
решения поставленной цели в работе решались такие задачи как:

· выявление этапов и контекст политических
отношений;

· определение сущности стратегического
партнерства и его содержания в контексте отношений России и Ирана;

· анализ торгово-экономических отношения между
Россией и Ираном;

· анализ российско-иранского военно-технического
сотрудничества;

· раскрытие перспектив и проблем сотрудничества
России и Ирана с третьими странами и международными организациями.

Объектом
исследования работы являются непосредственно межгосударственные отношения между
Россией и Ираном.

Предметом исследования работы являются геополитические аспекты и
направления российско-иранских отношений.

Теоретико-методологическую основу работы составили принципы объективности,
многофакторности, системности и анализа. Для решения определенных задач
применены сравнительный, проблемно-хронологический, ретроспективный методы
исследования. Использование этих методов направлено на усиление объективности
анализа исследований различных экспертов РФ и Ирана, которые высказывались по
тем или иным вопросам. Также использован пространственно-организационный подход
к анализу мировой и региональной политики.

Рассмотрение внешнеполитических подходов к развитию стратегического
партнерства России и Ирана опирается на анализ официальных документов и
заявлений официальных лиц, а также наиболее значимых публикаций в прессе. На
уровне общенаучной методологии были использованы теоретические методы анализа и
синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции и системного подхода при
рассмотрении вопросов становления и функционирования международных транспортных
коридоров.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение
можно сделать несколько выводов:

1.
После решения иранской ядерной проблемы в 2015 г. и начала процесса снятия
санкций Иран стал важнейшим игроком на мировой и региональной политической
арене и серьезным субъектом глобального рынка.

2.
Россия заинтересована в развитии прочных партнерских отношений с

Ираном.
Цель России – установить в кратчайшие сроки и на длительный период надежные
связи, которые не были бы подвержены влиянию как внутриполитической, так и
внешнеполитической конъюнктуры.

3.
Возможности конкурентной борьбы России на иранском рынке ограничены не в
последнюю очередь в силу серьезных кризисных явлений, которые имеют место в
российской экономике.

4.
Наряду с позитивными сторонами российско-иранского сотрудничества, которые
выражаются в общих или близких интересах, существуют и негативные. Одна из них
– явная тенденция к повороту постсанкционного Ирана в сторону Запада.

5. В
связи с изменением внутриполитической обстановки в России и в Иране, изменилась
и ситуация вокруг этих стран. Налаживание партнерских, доверительных отношений
между Москвой и Тегераном, проводящим более реалистичную, прагматическую
политику внутри страны, в регионе и мире, будет способствовать всестороннему
развитию политических, торгово-экономических, научных и культурных связей и
установлению основ безопасности на южном и восточном стратегических
направлениях.

6.
Учитывая политические, идеологические, психологические, торгово-

экономические
и даже философские факторы, влияющие на двусторонние связи, представляется
корректным не использовать для их определения термин «стратегическое
партнерство», а идентифицировать нынешнее состояние российско-иранских
отношений как прагматическое партнерство, устремленное в будущее.

Итак, безусловно,
расширение российско-иранских экономических связей может стать фактором,
который будет задавать тон отношениям двух стран как в краткосрочной, так и в
долгосрочной перспективе.

Основные
препятствия на пути расширения двустороннего сотрудничества можно разделить на
две категории – внешние и внутренние.

К
внешним факторам можно отнести следующие:

– осложнение
отношений между Западом и Россией (в сложившихся условиях Иран может
использовать российский фактор как стимул к росту заинтересованности Запада в
использовании иранского энергетического и транзитного потенциала);


сохранение санкций в отношении Ирана, особенно со стороны Соединенных Штатов в
энергетической сфере (они могут затормозить участие российских компаний в
нефтегазовых проектах, по некоторым из которых уже

были
достигнуты соглашения);

– возможное
давление со стороны США и ЕС с целью воспрепятствования реализации транспортных
проектов с участием России (главным образом железнодорожных);

– сохранение
в краткосрочной перспективе низких цен на энергоносители, экспорт которых
обеспечивает основную часть валютных поступлений России и Ирана и служит
финансовой основой роста их промышленного потенциала (это особенно важно для России
как поставщика в Иран промышленных товаров, хотя и с невысокой долей
добавленной стоимости);


преимущественная ориентация двух стран на рынки Европы и Восточной Азии.

Факторы
внутреннего характера:


однотипность российского и иранского экспорта с преобладанием энергетической
составляющей;


отсутствие у России и Ирана четких программ по развитию взаимных связей;


превалирование в структуре экспортных организаций России и Ирана

крупных
компаний, тесно связанных с государством и в большей степени подверженных
санкционному контролю;


отсутствие совместных банковских и страховых структур;

– ограниченность
представлений об импортно-экспортном потенциале и

особенностях
ведения бизнеса;


низкий уровень социальных и культурных связей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Геополитические
аспекты российско-иранских отношений 1.1 Этапы и контекст политических отношений В ретроспективе Россия и Иран, пожалуй, никогда не были союзниками, в
двусторонних отношениях между ними веками имело место геополитическое
соперничество, что в новейшей истории XX века характеризовавшееся также
периодами идеологического отчуждения и недоверия. Шахский Иран был одним из
форпостов американского присутствия на Ближнем Востоке и следовал в русле
проводившейся Вашингтоном внешней политики «сдерживания» в отношении СССР.
Однако ориентированность на США все же не доводилась Ираном до прерывания
сохранявшихся торгово-экономических связей с СССР, в т.ч. и военно-технической
сфере (в Иран в 1960-70-х гг. поставлялись довольно крупные партии легкой
бронетехники, ЗСУ-57, ЗСУ-23-4 «Шилка», РЗСО «Град», буксируемых артсистем и
ПЗРК).

В своей новейшей истории (со времен исламской революции 1979 г.) Иран в
контексте провозглашенной духовным лидером иранской революции аятоллой Хомейни
политики «ни Восток, ни Запад» в отношениях с СССР (который, как известно, в
неофициальной системе внешнеполитических координат именовался «малым сатаной»;
«большим сатаной», соответственно, были США) периодически доходил до открытой
враждебности. Декларируемый Тегераном «экспорт исламской революции» и
«содействие исламскому возрождению» в Центральной Азии, поддержка афганского
сопротивления в период пребывания в стране советского контингента в 1980-х гг.,
ответная реакция СССР, в том числе выражавшаяся в виде масштабной военной
помощи Ираку во время ирано-иракской войны, усугубляли взаимное отторжение и
практически сводили на нет возможность какого-либо конструктивного
сотрудничества.

Нормализация двухсторонних отношений в конце 1980-х гг. на фоне
размывания идеологических предубеждений позволила активизировать контакты
практически во всех сферах – от выстраивания диалога по обеспечению региональной
безопасности до реанимирования контактов в торгово-экономической,
научно-технической и военно-технической сферах.

С конца ХХ в. на фоне все более дестабилизирующей политики США на Ближнем
Востоке и Центральной Азии (в т.ч. непосредственно в отношении и России, и
Ирана), а также остро ощущаемой необходимости международного противодействия
экспансии исламского фундаменталистского религиозного экстремизма (сначала
афганского движения «Талибан», а позднее и ИГИЛ) стала обозначаться и
объективная общность геостратегических и геополитических интересов Москвы и
Тегерана.

Оказанное Тегераном политическое посредничество в урегулировании
конфликтов на территории постсоветских государств способствовало стабилизации
их внутриполитической ситуации, а также продемонстрировало стремление Ирана к
конструктивным подходам в урегулировании региональных конфликтов и уважению
интересов соседних государств. Именно это и стало основной для последующего
геополитического партнерства с Россией.

Так, Россией и Ираном с начала 1990-х гг. поддерживалась политика
необходимости межгосударственного противодействия экспансии экстремистских
ваххабитских и прочих исламских группировок на Кавказ и Центральную Азию (к
примеру, активное участие Москвы и Тегерана во внутриполитическом урегулировании
в Таджикистане). Иран также стал одной из немногих стран, хоть косвенно, но
поддержавших ликвидацию Россией сепаратистского исламского движения на Северном
Кавказе.

На современном этапе кульминационным моментом геополитического
партнерства в вопросах обеспечения региональной безопасности стало
координирование действий, а затем и прямое сотрудничество Москвы с Тегераном в
обеспечении сирийского урегулирования. Такое явление связывают с
заинтересованностью России и Ирана в сохранении Сирии как единого государства и
правительства Б. Асада в нем как гаранта недопущения дестабилизации обстановки
в стране и противодействия экспансии экстремистских группировок в регионе. При
этом расширение Россией сотрудничества с Ираном по вопросам сирийского урегулирования
и региональной безопасности стало недвусмысленным сигналом для США, Саудовской
Аравии и их союзников, проводивших эскалацию обстановки вокруг Сирии и
способствовавших укреплению дестабилизирующей регион экспансии ИГИЛ.

Важными промежуточными результатами демонстрируемой Москвой и Тегераном
политики двустороннего геополитического партнерства стал визит президента ИРИ
Хасана Роухани в Москву в марте 2017 г.,[1] в ходе которого лидерами
двух стран было отмечено, что отношения Ирана и России находятся на пути
всестороннего развития и продвигаются в сторону стратегических;[2] а также визит президента
России Владимира Путина в Иран осенью 2017 г.,[3] зафиксировавший консенсус
по приоритетным вопросам и поступательное развитие стратегического характера
двусторонних отношений.

Предсказуемо, что углубление Москвой сотрудничества с Ираном в вопросах
сирийского урегулирования и обеспечения региональной безопасности тенденциозно
и искаженно стало интерпретироваться большинством западных политиков и
аналитиков; это явление приводят в качестве примера недальновидной политики
Москвы, «стремящейся получить краткосрочные дивиденды от оборонных контрактов с
Ираном и инструменты противодействия внешнеполитической линии США в регионе»
для использования их как «внешнеполитических козырей» и элемента давления в
глобальном диалоге с Вашингтоном. [1] Встреча с Президентом Ирана Хасаном Рухани. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54119 [2] Роухани: Иран и Россия продвигаются к установлению стратегических
отношений.
URL: https://ria.ru/20170328/1490982034.html?inj=1 [3] Путин в Иране: изолировать американцев и подвинуть
Китай. URL:
https://www.gazeta.ru/politics/2017/11/02_a_10967756.shtml

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы