Теоретические основы и технологии начального математического образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Современные направления педагогической работы по развитию связной речи младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение  3
Глава 1. Теоретические аспекты современных
направлений педагогической работы по развитию связной речи младших школьников  6
1.1. Понятие и сущность связной речи младших
школьников  6
1.2. Современные направления развития связной речи  11
Глава 2. Практические аспекты современных
направлений педагогической работы по развитию связной речи младших школьников  18
2.1. Анализ современного опыта педагогической
работы по развитию связной речи младших школьников  18
2.2. Методические рекомендации по развитию
связной речи младших школьников  24
Заключение  29
Тезаурус  30
Список литературы   32

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Модернизация системы современного образования требует особого
внимания к дидактическим методам и средствам интенсификации в развитии связной
речи младших школьников в учебной деятельности в зависимости с учетом половых
особенностей. О
необходимости работы над речью, создания системы работы, специальных речевых
упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие
психологи – С. Рубинштейн [20]. При этом знания и умения по языку и речевому развитию составляют для обучающихся
фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной
деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и
обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и контроля
за этими знаниями [2].

К сожалению, в школах достаточно много детей, отстающих в учебе по
различным причинам. Особую тревогу вызывает их речевая подготовка, от которой
зависит качество учебно-воспитательной работы в целом. Все дети развиваются
по-разному, поэтому стоит уделить большое внимание на развитии связанной речи
младшего школьного возраста в учебной деятельности по половым особенностям.

Несмотря на повышенный интерес к проблеме,
уровень связанного речевого развития младших школьников недостаточно развит,
одним из путей решения этой проблемы является работа учеников на уроках
литературного чтения, русского языка, но и для других учебных предметов тоже.

На каждом уроке учитель должен заботиться о
правильном речевом развитии детей, учить строить предложения, пересказывать и
грамотно излагать свои мысли.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для
того чтобы эффективно развивать связную речь, необходимо использовать
современные приемы, такие как интерактивные приемы, чтобы охватить необходимый
материал и вникнуть в него, а не превращать технологию в игру ради игры.

Интерактивное
обучение — это организация учебного процесса, при которой практически все учащиеся
вовлечены в учебный процесс.

Роль
картинок в развитии связной речи учащихся чрезвычайно важна. Картинка
воздействует на чувства ребенка, раскрывая ему те стороны жизни, с которыми он,
возможно, не сталкивался в своем непосредственном опыте. Картинки помогают
лучше понять явления, с которыми учащиеся уже знакомы. Это облегчает ему
понимание жизни. Наблюдение очень важно для развития связной речи. Школа
организует систему наблюдений за природой, отдельными предметами и процессами.

При
обучении связной речи необходимо давать ребенку минимум теоретических сведений,
потому что при их понимании навыки и умения формируются более успешно. В
связной речи более сложным видом упражнений является устное повествование.
Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа должно быть
последовательным, логичным, правильно построенным предложениями, то есть
подготовить письменную работу.

Систематическая
и целенаправленная работа с ошибками воспитывает у детей орфографическую
бдительность, ответственное отношение к письму, желание правильно оформлять
свои мысли.

Целью
данной работы является объяснение орфографических ошибок, закрепление навыков
правильного написания слов, обеспечение установки учащихся на самостоятельную
работу над ошибками. Исправление ошибок также важно для работы организации над
ошибками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты современных направлений педагогической работы по развитию
связной речи младших школьников 1.1. Понятие и
сущность связной речи младших школьников Основным
успехом отличного обучения детей в младшем школьном возрасте является
сформированность связной речи, ведь именно от уровня обладания связным
высказыванием зависит дальнейшее обучение младших школьников. Все дети
развиваются по-разному, поэтому стоит уделить огромное внимание на развитии
связной речи обучающихся младшего школьного возраста в учебной деятельности по
половым особенностям.

Особенности
развития связной речи изучались С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным, Л.С.
Выготским, А.М. Леушиной и другими специалистами в области психологии,
педагогики.

В качестве синонимов применяются определения «высказывание»,
«текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и продукт данной
деятельности: некий конструктор, представляющий собой более широкое понятие,
чем предложение. Его сердцевиной выступает смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов
и другие). Связная речь — это целостное смысловое и структурное образование,
состоящее из взаимосвязанных, имеющих общую тему и завершенных элементов [6].

По
мнению С. Л. Рубинштейна, связное высказывание — это «адекватное речевое
оформление мысли говорящего или пишущего человека, с точки зрения ее понятности
для слушателя и читателя».

Ф.А. Сохин под связной речью понимает развернутое изложение
определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и
точно, грамматически правильно и образно, обеспечивая общение и
взаимопонимание, соответственно, главным качеством связной речи выступает ее
понятность для слушателя.

Е.И.
Тихеева, в своих работах говорит о том, что «Связная речь неотделима от
мыслительной деятельности. В связной речи отражается логика мышления ребенка,
его умение мыслить и выражать свои мысли в правильной, четкой, логичной речи.
По тому, как ребенок составляет собственное высказывание, можно судить о том,
какой у него уровень речевого развития» [4].

Согласно представлениям А.В. Текучева, связная речь представляет
собой любой отрезок речи, структурные языковые элементы которого
(знаменательные и служебные слова, словосочетания) являются организованным по
логическим принципам и нормам грамматики данного языка единым целым. Согласно
этому представлению, любое законченное высказывание мальчиков и девочек может
представлять собой один из вариантов связной речи.

Исходя
из приведенной информации, мы можем сделать вывод, что основной характеристикой
связной речи младших школьников является ее понятность для собеседника [7].

Связная
речь – это детально развернутое, законченное, структурированное и грамматически
оформленное, эмоционально – смысловое высказывание, которое состоит из пунктов,
логически связанных между собой предложений.

Главной
функцией связной речи младших школьников – является коммуникативная функция.
Она осуществляется в двух формах: монологической (монолог) и диалогической
(диалог). Каждая из них обладает собственной
спецификой. Представляя собой особый тип речевой деятельности, монологическая
речь характеризуется некоторыми особенностями реализации речевых функций.
В ней применяются и интегрируются такого типа
элементы языковой системы, как лексика, методы отображения грамматических
отношений, формообразующие и словообразующие техники. Параллельно в ней
воплощается образ высказывания в логическом, связном, разработанном изложении.
В отличие от диалогической, монологическая речь более контекстная и
разворачивается в более полном виде с внимательным подходом к выбору подходящих
лексических средств и применением многообразных, а именно числе сложных,
синтаксических форм.

Обучение данным видам речевой деятельности, как чтение и письмо,
содержит действительные возможности для развития языка, развития внимательного
и бережного отношения, а также многообразие и богатство родного языка. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям овладеть
языковыми сокровищами с помощью языка, чтобы познакомить их с универсальной
культурой.

Невзирая
на тип речевой деятельности (монологическая,
диалогическая) главный фактор ее пригодности для общения – связность. Для
освоения данного существенного аспекта речи необходимо целенаправленное
формирование у ребенка умения соотносить связные высказывания. Формирование
обоих типов (диалога и монолога) связной речи имеет большую значимость для хода
речевого развития ребенка [16].

Связная речь может быть ситуативной, а также контекстной.
Ситуативная речь соотносится с определенной наглядной ситуацией и воспроизводит
в полной мере сущность мысли в речевом воспроизведении. В контекстной речи ее
содержание понятно из самого контекста, а трудность контекстной речи
заключается в необходимости формирования высказывания без опоры на определенную
ситуацию, с использованием только языковых средств [3].

Существуют
требования, относящиеся как к письменной речи, так и к устной форме. Они
включают:

1.
Содержательность, высказываемой информации;

2.
Логичность изложения материала;

3.
Правильность высказываний;

4.
Ясность речи.

Методика
начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

− умение выражать полный, развернутый
ответ;

− умение анализировать прочитанный
текст;

− составлять устные рассказы по
заданной теме, по картине, по наблюдениям.

− умение составлять записи по
собственным наблюдениям;

− умение составлять диалоги;

− импровизация сказок;

− умение рисовать словами;

− письменное изложение;

− письменное сочинение.

В
последнее время растет число исследований, отражающих половую специфику
речевого развития, однако исследования эти немногочисленны. Рассматривая
половые различия речевого развития отмечают, что к началу школьного обучения у
девочек отмечается более высокий уровень вербального интеллекта и
речемыслительной функции. В тоже время, есть данные подтверждающие, что
подобная закономерность справедлива только для детей со средним уровнем
интеллектуальных способностей [11].

Данные
отечественных исследователей указывают, что девочки обладают лучшим
звукопроизношением, их речь оценивается как более грамотная, а речевое развитие
мальчиков отличается менее интенсивным ростом активного словарного запаса,
большим количеством аграмматизмов, их высказывания содержат больше глаголов и
междометий отчего в речи преобладают побудительные предложения. Но в то же
время мальчики лучше осуществляют поиск словесных ассоциаций, их рассказы
отличаются большей динамичностью и информативностью, они опережают девочек по
показателю креативности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы