Курсовая с практикой на тему Современные методы работы над каллиграфией в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования каллиграфических навыков в начальной школе 5
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов 5
1.2. Формирование каллиграфических навыков младших школьников 9
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практические аспекты формирования каллиграфических навыков учащихся начальных классов 18
2.1. Диагностика формирования каллиграфических навыков учащихся начальных классов 18
Первый этап исследования — констатирующий. 18
2.2. Реализация условий формирования каллиграфических навыков у учащихся начальных классов 24
2.3. Анализ результатов исследования 27
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность. Многие ученые выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части.
В роли, которых выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд [3]. Как видим, это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необхо-димыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая фор-мами устной и письменной речи.
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека.
При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным. Работа по формированию калли-графических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и про-должается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи та-кой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма.
Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфиче-ского самоконтроля и каллиграфической зоркости.
В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за гра-мотность учащихся.
Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем ряд задач, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе.
Объект исследования: современные методы работы над каллигра-фией в начальной школе.
Предмет исследования: эффективность современных методов рабо-ты над каллиграфией в начальной школе.
Цель исследования: изучить экспериментально, проверить эффек-тивность современных методов работы над каллиграфией в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов
2. Изучить формирование каллиграфических навыков младших школьников
3. Проанализировать сформированность каллиграфических навыков у учащихся младших классов
4. Применить современные методы работы над каллиграфией в начальной школе
5. Проанализировать результаты сформированности каллиграфиче-ских навыков у учащихся младших классов
Методы исследования: анализ источников по проблеме исследова-ния, эмпирическое исследование, математическая обработка данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования каллиграфических навыков у учащихся началь-ных классов на уроках русского языка.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели сущность по-нятия «каллиграфический навык», раскрыли особенности формирования каллиграфических навыков младших школьников, определили педагоги-ческие условия формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках русского языка.
Для проверки выдвинутой гипотезы проводилось исследование. Ис-следование проводилось на базе МБОУ Школа № 39. В исследовании при-нимали участие 20 школьников 3 «А» класса и 20 школьников 3 «Б» клас-са.
Реализация цели опытно-экспериментального исследования осу-ществлялась поэтапно.
Констатирующий этап эксперимента;
Формирующий этап эксперимента;
Контрольный этап эксперимента.
Результаты констатирующего этапа показали, что большая часть де-тей имеет низкие уровни по заявленным критериям сформированности каллиграфических навыков. По результатам было принято решение про-вести формирующий этап эксперимента. Проводилась система упражнений на уроках русского языка с целью коррекции уровня каллиграфических навыков учащихся.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня сформированности каллиграфических навыков младших школьников. Как показывают результаты повторного исследования по данной методике, в экспериментальной группе детей произошли изменения, уровень сформи-рованности каллиграфических навыков повысился до высокого уровня у 50% детей, средний уровень был выявлен у 40% детей, низкий уровень со-ставляют 10%. В контрольной группе произошли незначительные измене-ния.
На основе полученных данных был сделан вывод о том, что система упражнений на уроках русского языка, которую мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогла значительно повысить уровень каллиграфических навыков детей младшего школьного возраста, что подтверждает поставленную гипотезу исследования.
Следовательно, задачи, поставленные нами в начале эксперимента, были решены в полном объеме.
Таким образом, процесс формирования каллиграфических навыков учащихся начальных классов на уроках русского языка будет протекать эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий:
Учет индивидуальных особенностей учащихся (праворукие, левору-кие, учащиеся с гиперактивностью и медлительностью).
Соблюдение гигиенических условий (правильного подбора и расста-новка школьной мебели, удобства еѐ (его) конструкции для письма, долж-ного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и др.).
Использование системы упражнений, разработанной с учетом воз-растных особенностей учащихся, с постепенным увеличением уровня сложности от простого к сложному.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования каллиграфиче-ских навыков в начальной школе
1.1. Психолого-педагогический аспект развития учащихся млад-ших классов
Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, раз-вивает их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль игр умень-шается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются эф-фективным методом личностного развития младшего школьника. Следова-тельно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной деятельности, для это-го ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные дей-ствия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соот-ветствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тес-но связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значи-мой деятельности [4].
До 8 лет у детей можно найти только репродуктивные образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринима-ются в данный момент времени, и эти образы в основном статичны. Про-дуктивные образы-представления результата новой комбинации некото-рых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в младших классах, непроиз-вольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произволь-ным [8].
Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку. Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом возрастном перио-де она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого. Такое явле-ние связано с молодостью самого организма, а также подвижностью про-цессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного воз-раста. Так, школьники на 3-4-м году обучения могут с легкостью пере-ключаться с одного вида деятельности на другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки детства. Совер-шенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично для ребенка.
В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память для единиц информации, которые не связаны логически;
— вопреки широко распространенному мнению о том, что с возрас-том увеличивается преимущество запоминания значимого материала, фак-тически обнаруживаются противоположные отношения: чем старше стано-вится младший ученик, тем меньше преимущество запоминания значимого материала перед бессмысленными. Это, по-видимому, связано с тем, что упражнение памяти под влиянием интенсивного обучения на основе запо-минания приводит к одновременному улучшению всех видов памяти у ре-бенка, особенно тех, которые относительно просты и не связаны со слож-ной психической деятельностью.
В общем, память детей младшего школьного возраста довольно хо-рошая, и в первую очередь это касается механической памяти, которая до-вольно быстро прогрессирует в первые три-четыре года обучения в шко-ле. Опосредованная логическая память несколько отстает в своем разви-тии, поскольку в большинстве случаев ребенок, будучи занят учебой, тру-дом, игрой и общением, полностью обходит механическую память.
Восприятие младшего школьника характеризуется высокой эмоцио-нальностью и яркостью воспринимаемых образов. Символические и схе-матичные изображения воспринимаются хуже, визуальный материал луч-ше. Небольшой жизненный опыт не позволяет ученикам точно оценить время и пространство.