Методика обучения и воспитания (по профилю) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Современные методы обучения дизайну старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава
1. Психологические особенности современных старшеклассников. 4

1.1
Возрастной портрет старшеклассника. 4

1.2
Личностные и психологические особенности старшеклассников. 13

Глава
2. Характеристика современных методов обучения дизайну. 24

2.1
Методика и методы преподавания дизайна в старших классах. 24

2.2
Обучение дизайну в условиях старших классов с применением современных методов. 34

Заключение. 44

Список
литературы.. 46

  

Введение:

 

В современной
социокультурной ситуации приоритетными становятся новые образовательные
технологии, ориентированные на саморазвитие личности студентов, формирование
самостоятельности, творческих способностей, готовности повышать свой
профессиональный уровень не только в конкретный период обучения, но и в ходе
всей последующей профессиональной деятельности.

 В настоящее время
дизайн — это сложная междисциплинарная деятельность в области дизайна и
искусства, которая объединяет естественные науки, технические, гуманитарные
знания, инженерное и художественное мышление. Центральная проблема дизайна —
создание предметного мира культуры, эстетически оцениваемого как гармоничного и
целостного. В связи с этим при обучении дизайну особенно важно использовать
наряду с инженерно-техническими и естественными науками знания гуманитарных
наук — философии, культурологии, социологии, психологии.

 «Дизайн» в переводе с
английского означает «идея», «проект», «выкройка». В более узком,
профессиональном понимании, дизайн — это дизайнерская и художественная деятельность
по разработке промышленной продукции с высокими потребительскими и
эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека
предметной среды — жилой, производственной, социокультурной.

Реализация методических основ процесса обучения дизайну
обеспечивается использованием определенных методических подходов (принципов) и
методов общего образования. Приемы и методы реализации методов обучения
используются учителем в зависимости от особенностей учебного материала и
конкретной ситуации учебного процесса, его личности, степени усвоения элементов
педагогического мастерства. Методологические приемы и методы  обучения рассматривались в исследованиях Ю.Ф.
Катхановой, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, С.М. Марковой, М.Н. Марченко, Н.В.
Фомина, Н.И. Думченко, Д.В. Чернилевского, М.И. Махмутова, А.М. Новикова, Г.М.
Салтыковой, А.Я. Найна, М.Н. Скаткина, А.Е. Шильниковой.

Выбор методов обучения обусловлен такими положениями, как:
педагогическая и психологическая целесообразность, функциональная определенность,
направленность на организацию деятельности педагога и учащихся: на общение,
обсуждение, применение знаний; особенностям мышления и памяти учащихся,
эмоционального развития, жизненного опыта, соответствие характеру содержания
изучаемого материала и форме обучения, взаимосвязь и взаимодействие методов
между собой, включенности их друг в друга, комплексности применения. Отбор и
разнообразие методов и методических приемов, с помощью которых решается задача
эффективно управлять развитием творческих способностей обучающихся,
представляется одним из важных моментов всего процесса обучения.

Таким образом, объектом исследования является обучение
дизайну учеников старших классов, а его предметом – современные методы обучения
дизайну учеников старших классов.

Цель исследования – проанализировать современные методы
обучения дизайну старшеклассников.

Задачи исследования:

— рассмотреть личностные и психологические особенности
старшеклассников;

— проанализировать методики и методы преподавания дизайна в старших
классах;

— разработать уроки по обучению дизайну в старших классах с
применением современных методов.

База исследования: ДАХТиД ФГБОУ ВО НГПУ

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заметно возрастает значение образования в жизни современного
общества. В последнее время именно качество образования и образования все
больше определяет уровень развития страны, оно становится стратегическим
направлением, гарантирующим его безопасность и потенциал через обучение подрастающего
поколения. Центральными тенденциями в обеспечении высокого уровня образования
становятся ориентация на потребности студентов и создание оптимальных условий
для их обучения и развития.

Анализ результатов международных тестов показывает, что отечественная
система образования еще не обеспечивает достаточной подготовки к жизни
школьников. В обучении наблюдается ярко выраженная академическая
направленность, но не уделяется должного внимания формированию
практико-ориентированных знаний и навыков.

Вхождение страны в мировое сообщество требует, не
отказываясь от лучших традиций национальной школы, укрепления ее
личностно-практической направленности, повышения эволюционного и творческого
характера образования. Перед современной школой стоит задача найти возможности
для воспитания творческой и активной личности.

На наш взгляд, именно дизайн может взять на себя роль
предмета, который будет воспитывать активного человека, способного жить и быть
активным в современном мире.

Базовое школьное дизайнерское образование ориентировано в
основном на воспитание духовного мира школьников, развитие их
эмоционально-сенсорной сферы, образного мышления и умения оценивать окружающий
мир по законам красоты.

Однако следует учитывать, что возможности дизайна как
школьного предмета не ограничиваются только эстетическим развитием учеников.

Изучение передового педагогического опыта, использование
активных форм обучения, разработка нестандартных подходов к постановке и
решению задачи урока — основа успешности любой педагогической деятельности.
Задача учителя и классного руководителя — обеспечить условия не только для
успешного усвоения ребенком программного материала, но и для всестороннего
развития его личности. Внимательное отношение к каждому ученику, понимание
причин его действий, знание его индивидуальных особенностей позволяет сделать
учебно-воспитательный процесс максимально эффективным. Возможности разных
предметов в достижении этих целей различны, но наиболее успешный результат
может быть достигнут, если учитель рассматривает свой предмет наряду с другими
предметами и процессами, происходящими в школе.

На основании полученных данных было решено разработать
классы дизайна для учеников 10 класса на примере дизайна гостиной.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психологические особенности современных
старшеклассников

1.1 Возрастной портрет старшеклассника

Старший школьный возраст — это период ранней юности,
характеризующийся наступлением физической и умственной зрелости [12, с. 8].
Однако процесс личностного становления учеников этого возраста непрост,
существуют противоречия и трудности, которые накладывают отпечаток на процесс
воспитания.

С точки зрения физического развития у школьников этого
возраста исчезает диспропорция в развитии тела. Выравнивается соотношение между
массой тела и объемом сердца, исчезает отставание в развитии кровеносной
системы. Координация движений приближается к состоянию взрослого человека и
темпы роста начинают замедляться, но укрепление физических сил и здоровья
продолжается. Конец полового созревания. У них высокая работоспособность и
низкая утомляемость, из-за этого они иногда переоценивают свои способности,
поэтому к своим физическим возможностям нужно подходить внимательно.

Старший школьный возраст характеризуется вхождением ученика
в новую социальную ситуацию развития, а именно переходом его в старшие классы
из средней школы [2, с. 47]. Часто ребенок не просто переходит на старшую
ступень школы, а полностью меняет свое предыдущее учебное заведение на
гимназию, школу или профессионально-техническое училище. Для этого характерно
появление нового коллектива и адаптация к нему. Следует отметить, что на этом
этапе появляется ориентация в будущее, то есть ученик выбирает свою будущую
профессию, образ жизни, строит планы на жизнь.

Одна из важнейших черт этого возраста — умение школьника
составлять жизненные планы, искать способы их реализации. Это определяет
специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Отношение к учебному
процессу становится более осознанным, потому что, во-первых, старшеклассник
осознает важность учебы для овладения будущей профессией, а во-вторых, в этот
период учебы школьникам идут государственные экзамены.

Ведущая деятельность старшего школьного возраста —
учебно-профессиональная, ее правильная организация во многом определяет ее
формирование как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к
труду. Профессиональные и личные стремления школьников реализуются через
образовательную и профессиональную деятельность. Мотивы, связанные с дальнейшим
образованием, подготовкой к самостоятельной жизни, занимают ведущее место в
жизни подростка [4, с. 55].

Общие умственные способности человека к шестнадцати годам,
по мнению И.С. Кона, уже сформированы, а их быстрый рост, который наблюдался в
детстве, уже отсутствует [12, с. 24]. В то же время утверждение, что
старшеклассники не совершенствуются, неверно, поскольку в этом возрасте
интеллектуальные способности детей поднимаются на более высокий уровень, их
кругозор расширяется. Структура умственной деятельности становится еще более
сложной и индивидуальной из-за растущей дифференциации их интересов. Поэтому
важным аспектом является индивидуализация обучения в вузе, необходимо повысить
степень самостоятельности учащихся и дать им возможность по той или иной
специальности (специализированные школы, внеклассная деятельность, кружковая
работа).

Нельзя не отметить влияние возрастных характеристик
старшеклассника на мотивацию. Познавательные мотивы усиливаются за счет того,
что интерес к знаниям влияет на законы учебного предмета и основы наук. Учебная
мотивация меняется в структуре, так как на этом этапе учеба для старшеклассника
является средством реализации жизненных планов на будущее. Обучение как
деятельность, направленная на овладение знаниями, характеризует основной
внутренний мотив ориентации на результат для большинства студентов.

Эмоциональное благополучие старшеклассника во многом зависит
от оценки его учебной деятельности взрослыми и сверстниками. Поскольку ученик в
процессе сравнения своих возможностей с возможностями других учеников не всегда
может их адекватно оценить, это может вызвать резкие перепады настроения,
перепады эмоций, неуверенность и слишком категоричный характер оценок [3, с.
102].

Кроме того, в старшем школьном возрасте на основе социальной
мотивации, которая начинает проявляться впервые, происходят существенные
изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. В первую
очередь это проявляется в интеграции и упорядоченности потребностей и
формировании мировоззрения. Старшеклассники не только познают окружающий мир,
но и вырабатывают свою точку зрения на него, так как у них есть потребность
вырабатывать собственные взгляды на нравственные вопросы, самостоятельно
разбираться во всех проблемах. Поэтому формирующиеся мотивы и принимаемые
важные решения приобретают у школьников все большую социальную направленность.

У старшеклассников развивается абстрактное мышление и
появляется желание лучше понимать суть предметов и явлений. В этом возрасте они
начинают сравнивать, находить плюсы и минусы той или иной теории, гипотезы,
суждения [8, с. 59]. Они начинают выбирать, а не соглашаться с первым
предложенным им. При этом учителям необходимо уделять внимание развитию
мыслительных способностей старшеклассников, иначе у некоторых может сохраниться
привычка к полумеханическому запоминанию.

У старшеклассников развивается стремление к глубокому
размышлению и пониманию, что стимулирует работу над речью и желание выражать
свои мысли с помощью цитат из известных личностей, афоризмов и отрывков из
различных научных работ.

В этом возрасте у них развивается чувство гражданского
долга, они начинают интересоваться новостями не только своей страны, но и мира
в целом. Все это сказывается на нравственном становлении старшеклассников и их
моральных устоях. Формируется мировоззрение. Поэтому так важно, чтобы в школе
проводилось гражданское и нравственное воспитание. Исследования показывают, что
слабая установка нравственного воспитания может привести к вовлечению
школьников в ассоциации с негативной и незаконной ориентацией.

Отношения со взрослыми перестраиваются, общение строится на
доверии. Старшеклассникам нужна помощь старших в выборе профессии, в вопросах
морали и взаимоотношений с окружающими. Отношения с учителем усложняются и
строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу [12, с. 201].

В этом возрасте очень важно общение со сверстниками. Дружба
выполняет вспомогательную и психотерапевтическую функцию. В этот период
повышается избирательность, а количество друзей уменьшается. В подростковом
возрасте дружба на первом месте. Но позже дружбу отодвигает чувство любви.
Появление чувства любви связывают с половым созреванием. Для старшеклассников
собственный опыт иногда важнее объекта восхищения. В этот период формируется
сексуальная ориентация. Задача учителей — заботиться о своих чувствах и
переживаниях и не вторгаться в них [7, с. 157]. Однако необходимо расспросить
учащихся об отношениях между полами и с помощью медицинских работников провести
соответствующее санитарно-гигиеническое просвещение.

В этот период старшеклассники становятся более
требовательными и строгими по отношению к себе и своей работе и стремятся
развить в себе те черты и качества поведения, которые способствуют реализации
их планов.

В этот период внутренний мир становится ценностью
подростков. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Повышается самооценка.
Происходит стабилизация личности. Вместе с осознанием своей уникальности
приходит чувство одиночества. Следовательно, потребность в общении растет.

Старшеклассник, познавая окружающий мир, ищет ответы на
сложные вопросы жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы