Теория и практика PR Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Современные коммуникативные технологии управления массовым сознанием на примере Украины.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ… 6

1.1.
Понятие коммуникаций и их роль в современном информационном обществе  6

1.2.
Массовое сознание и многоканальность коммуникаций в информационном обществе. 9

1.3.
СМИ как источник манипулятивного воздействия на массовое сознание. 13

2. ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ
СОЗНАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКИХ СМИ.. 18

2.1.
Программа исследования. 18

2.2.
Интерпретация результатов. 20

2.3.
Классификация манипулятивных технологий управления массовым сознанием,
используемым в украинских СМИ.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 27

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важную
роль в теоретическом осмыслении возможностей и рисков глобализирующегося
общества играет проблема манипуляции массовым сознанием и коммуникативные
технологии его управления.

В современном мире средства массовой
информации (далее СМИ) стали мощным инструментом влияния на сознание и психику
людей. В свою очередь самым доступным и популярным средством получения
информации сегодня являются телевидение и интернет. Люди всецелостно поддаются
влиянию из-за того, что ничего не знают о способах и технологиях
манипулирования массовым сознанием. Украина является
ярким примером использования подобных технологий. Именно
поэтому современные коммуникативные технологии управления массовым сознанием
требует научного осмысления.

Степень
разработанности темы. Вопросу манипулирования общественным сознанием было
посвящено немало работ отечественных исследователей, таких как: С.Г. Кара-Мурза[1],
Г.В Грачев и И.К. Мельник[2],
В.П. Петренко[3], Ю.А.
Ермаков[4]
и др. Тогда как психология манипулирования была рассмотрена, в частности, в
трудах: Е.Л. Доценко[5],
В.П. Шейнова[6], А.А.
Коваленко[7]
и др. Г. Дебор[8]
изучил целостный подход к манипуляции общественным сознанием. С.
Н. Ильченко[9]
рассматривает, как используются СМИ в информационной войне при подаче новостей
в идеологической «окраске». Интерес представляют также работы[10],
в которых раскрываются механизмы зарождения и функционирования фейковых
новостей. Среди зарубежных работ отметим следующие: Nancy Snow «Information War: American Propaganda,
Free Speech and Opinion Control Since 9-11»[11].

Проблемам
трансформации коммуникаций в информационном обществе, появлению новых видов и
форм коммуникаций посвящено значительное число публикаций как зарубежных, так и
отечественных авторов. Большое значение в написании данной работы имели труды
таки авторов, как М.Б. Владимирова[12],
С.В. Володенков[13],
С.С. Кладько[14] и
др.

Объектом
исследования является управление массовым сознанием в информационном обществе.
Предмет исследования – современные коммуникативные технологии
управления массовым сознанием на примере Украины.

Целью
исследования является анализ современных коммуникативных технологий
управления массовым сознанием на примере Украины.

Для
реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

— дать определение понятию коммуникаций и выявить роль коммуникаций
в современном информационном обществе;

— охарактеризовать массовое сознание и многоканальность
в информационном обществе;

— раскрыть
возможности СМИ как основного источника манипулятивного воздействия на массовое
сознание;

— проанализировать технологии осуществления
манипулятивного воздействия на массовое сознание;

— разработать программу исследования на основе методики
контент-анализа СМИ Украины (использования манипулятивных технологий в
средствах массовой информации);

— провести исследование на основе разработанной
программы; классифицировать используемые в украинских СМИ манипулятивные
технологии управления массовым сознанием.

Гипотеза:
манипулятивные технологии управления массовым сознанием активно используются в
публикациях СМИ Украины в целях создания негативного образа России.

Методология
анализа выбранной проблемы. В работе на основе системного подхода применялись
методы сравнительного анализа, дедукция и индукция;
семантический анализ терминов и определений; контент-анализ.

Эмпирическая база
исследования: 4 информационно-новостных источника в СМИ Украины: статьи,
talk-show, передачи, новостные выпуски. [1] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция
сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с. [2] Грачев Г.В., Мельник И.К.
Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии
информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002. 288 с. [3] Петренко В.П. Выборные технологии
и общественное сознание. М., 1996. 330 с. [4] Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы,
последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. 203 с [5] Доценко Е.Л. Психология
манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 2000. 342 с. [6] Шейнов В.П. Скрытое управление
человеком (психологи манипулирования). М.: АСТ, 2001. 848 с. [7]
Коваленко,
А. А. Манипулирование общественным сознанием: теория вопроса / А. А. Коваленко
// Актуальные проблемы гуманитарных наук : Всероссийская научно-практическая
конференция, Нижневартовск, 20 февраля 2021 года. – Нижневартовск:
Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 443-447.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45638865 (дата обращения:
05.05.2021). [8] Дебор Г. Общество
спектакля / Пер. с фр. С. Офертис и М. Якубович. М.: Логос, 2000. 184 с. [9] Ильченко С. Н. Фейковая
журналистика как элемент современной шоу-цивилизации // Известия Уральского
федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры.
2016. № 22-3. С. 14-18. [10] Иссерс О.С. Медиафейки: между
правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. № 2 (2). С.
112-123; Суходолов А.П., Бычкова А.М. «Фейковые новости» как феномен как
современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия
// Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 2. С. 43-169; 4. Токаренко
А.В., Суржик Д.В. В смертельном пике информационной войны // Пространство и
Время. 2014. №3 (17); Савойская С.В. Информационно-коммуникативная политика в
зеркале языка: на примере современной Украины // РоШВоок. 2013. №4; Волынская
У., Грибова М.О. Украина: кто поссорил Галицию и юго-восток? // ИСОМ. 2014. №3;
7. Шестов Б.Н. Информационная повестка дня в освещении событий на юго-востоке
Украины (по материалам «Российской газеты» и «Вашингтон Пост» за ноябрь 2014
г.) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. №1. [11] Margarita Levin Jaitner Russian Information Warfare:
Lessons from Ukraine // Kenneth Geers (Ed.), Cyber War in Perspective: Russian
Aggression against Ukraine, NATO CCD COE. 2015. Papter 10. P. 1-10; Amos C.
Fox, Andrew J. Rossow Making Sense of Russian Hybrid Warfare: A Brief
Assessment of the Russo-Ukrainian War // The Land Warfare Papers. 2017. № 112. P. 3-23. [12] Владимирова М.Б. Трансформация массового
сознания под воздействием средств массовой информации (на примере российского
телевидения): монография / М.Б. Владимирова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. [13] Володенков С. В. Массовое сознание и
современная коммуникация в условиях информационного общества / С. В. Володенков
// Новая реальность и современные коммуникативные технологии: сборник
материалов Международной научно-практической конференции. под ред. А. Я.
Касюка, И. К. Харичкина. Москва, 2020. С. 32-36. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44624244 (дата обращения: 10.03.2021). [14] Кладько С. С. Кросс-культурные
аспекты взаимодействия «человек-искусственный интеллект»: от псевдокоммуникации
к диалог / Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной
глобализации: право, медиа и национальная идентичность: сборник материалов
Международной научно-практической конференции (Москва, 14–15 ноября 2018 г.) /
под ред. И. В. Анненковой, М. А. Пильгун; Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М., 2019.
— 592 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/
publication/337423851_
Kross_kulturnye_aspekty_vzaimodejstvia_celovek-iskusstvennyj_intellekt_ot_psevdokommunikacii_k_dialogu
(дата обращения: 10.03.2021).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования были сформулированы следующие выводы.

Курсовая работа посвящена
исследованию распространения дезинформации СМИ в контексте информационного
противостояния на примере Украины. В работе подробно рассмотрены вопросы
возникновения самого термина манипуляция массовым сознанием и выделены основные
черты и методы ведения информационного противоборства на современном этапе.
Практическая часть исследования включает контент-анализ современных СМИ как
инструмента информационной войны в Украине.

В результате контент-анализа статей и заголовков 4
изданий за период с 1 по 30 апреля 2021 года было выявлено, что превалирует
негативная оценка образа России, в то время как индексы, относящиеся к
позитивному имиджу, практически не встречаются.

В анализируемых СМИ
наиболее часто употребляемые оценочные суждения носят негативный характер и
преимущественно ассоциируются с «имперскими амбициями» России в международной
политике в сочетании с ее «отсталостью» во внутриполитическими процессами.

Имидж России сохраняет в украинских
СМИ черты государства коммунистического прошлого со стереотипами времен
«холодной войны».

 

Фрагмент текста работы:

 

1. СОВРЕМЕННАЯ
КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ 1.1. Понятие коммуникаций и их роль в
современном информационном обществе

Массовая
коммуникация подразумевает собой процесс распространения информации, которая
будет оказывать влияние на сознания людей и достигать свою повествовательную
или побудительную цели при помощи специализированных средств: печати, радио- и
телевидения, кино, а также через социальные сети[1].

В
современном мире именно социальные сети становятся наиболее значительным
средством и регулятором управления массовым сознанием, именно потому, что в
современном обществе лидирующие позиции СМИ (средства массовой информации)
занимают на Интернет-пространстве. Основными функциями массовой коммуникации
являются сохранение, обработка и передача знаний о событиях, явлениях, понятиях
из поколения в поколение, а также помощь в социализации и образовании.

Существует
несколько механизмов психологического влияния на массы:

— убеждение;

— заражение;

— внушение;

— подражание[2].

Все эти
механизмы оказывают прямое воздействие на глубину, полноту и эффективность
коммуникативного поведения и зачастую эти механизмы работают целостно,
взаимодействуя друг с другом.

В результате убеждения полученная информация
превращается [1] Иванюшкин И.А. Интернет-зависимость: социокультурный
контекст (педиатрические аспекты) [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimostsotsiokulturnyy-kontekst-pediatricheskie-aspekty/viewer
(дата обращения: 15.04.2021). [2] Науменко Т.В. Массовые коммуникации и методы ее
воздействия на аудиторию [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-imetody-ee-vozdeystviya-na-auditoriyu/viewer
(дата обращения: 15.04.2021).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы