Экономика отраслевых предприятий и организаций Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Современные инструменты государственные регулирования малого и среднего бизнеса в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6

1.1 Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства 6

1.2 Роль и функции малого предпринимательства в экономике 12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 20

2.1 Роль государственных органов в регулировании малого и среднего предпринимательства 20

2.2 Проблемы государственно-правового регулирования малого предпринимательства в РФ 26

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 31

3.1 Международный опыт государственной поддержки малого бизнеса 31

3.2 Рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

  

Введение:

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена следующими положениями. Развитие бизнеса всегда связано с целым комплексом факторов и явлений, возникающих во внешней среде предприятия. Растет конкуренция на рынках сбыта, имеют место кризисные явления в экономике, изменяются требования покупателей к продуктам и услугам. В этой связи актуальной проблемой является обеспечение конкурентоспособности предприятия и его устойчивой позиции, что напрямую связано с качеством менеджмента. В настоящее время растет значение и доля малого и среднего бизнеса в экономике РФ. Это позволяет создать новые рабочие места, предоставить покупателям широкий спектр товаров и услуг.

На сегодняшний день малый и средний бизнес является важной частью любой экономики. Неоспоримо, что за счет этой сферы создаются рабочие места, разрабатываются и внедряются новые технологии. Малые и средние предприятия входят в такие сферы, где условия неблагоприятны для крупных компаний. Благодаря лидерству и простым организационным структурам малые и средние предприятия могут гибко адаптироваться под внешнюю среду, имеют мобильность управления и могут быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителей. Также малые и средние предприятия обеспечивают значительную часть налоговых поступлений, они не являются частью монополистических объединений и занимают подчиненное или зависимое положение по отношению к ним в экономическом отношении.

Ученые доказывают, что именно малые и средние предприятия является гарантом стабильного существования социально-экономической системы. Он придает ей динамизм и гибкость. Не случайно регулирование деятельности МСП является одной из функций государства. Вместе с тем в силу своих особенностей МСП испытывают определенные трудности, сталкиваются с часто неразрешимыми проблемами, что сдерживает их развитие.

Поэтому изучение состояния малого и среднего предпринимательства, его страновых и региональных особенностей и современных проблем, характеристика мер государственной политики в отношении сектора МСП всегда являются актуальными.

Современная ситуация в мире привела к тому, что Россия страдает от негативных проявлений со стороны европейских стран и США, что отражается на ее экономике. Из-за политических и экономических санкций в нашей стране плохо развиваются малый и средний бизнес. Поэтому данная сфера нуждается в государственной поддержке, что должно выступать важной задачей. В связи с этим Правительством РФ была сформулирована Стратегия инновационного развития до 2030 года, в которой отдельно было выделено развитие малого и среднего предпринимательства.

Цель данной курсовой работы — исследование современных инструментов государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ.

Для достижения цели в курсовой работе решались следующие задачи:

— раскрыть понятие и признаки малого и среднего предпринимательства;

— охарактеризовать роль и функции малого предпринимательства в экономике;

— рассмотреть роль государственных органов в регулировании малого и среднего предпринимательства;

— выявить проблемы государственно-правового регулирования малого предпринимательства в РФ;

— изучить международный опыт государственной поддержки малого бизнеса;

— разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Объектом исследования курсовой работы является малое предпринимательство.

Предметом исследования являются инструменты государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых, статистические данные официальных источников по стране, нормативно-правовые документы РФ.

Были использованы такие методы научного исследования, как системный, структурный анализ, статистические методы, метод экспертных оценок и моделирования, сравнительный и графический методы.

Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В отечественной научной среде понятие малого и среднего предпринимательства (МСП) трактуется по-разному в зависимости от того, как рассматривается данное явление: как сектор хозяйственной системы, как система, как объект государственного регулирования и др.

Субъекты малого и среднего предпринимательства – это важная составляющая экономики, которой свойственны количественные и качественные показатели.

Выделяют две группы малых и средних предприятий — малые предприятия, относящиеся к сфере малого бизнеса, и малые предприятия, которым присущ инновационный характер деятельности. Малые предприятия этих двух групп требуют разного характера государственного регулирование и применение различных управленческих инструментов, потому что таким предприятиям присущ разный степень способности к развитию.

Причины неудовлетворительного состояния малого и среднего предпринимательства в России, которые имеют системный характер, обусловлены многочисленными макроэкономическими процессами и особенностями национальной экономики, а также сложившимися обстоятельствами (политические и экономические санкции).

Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства в РФ включают в себя: налоговое стимулирование, льготное кредитование, создание гарантийных фондов, создание фондов поддержки малых предприятий, создание бизнес-инкубаторов, субсидирование малого бизнеса, предоставление стартовых пособий, размещение государственных заказов.

Цели государственной политики по поддержке малого предпринимательства законодательно закреплены в Федеральном Законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Одной из центральных форм поддержки малого предпринимательства выступает субсидирование малого и среднего бизнеса. Субсидии из федерального бюджета предоставляются на конкурсной основе в порядке и при соблюдении условий установленных Министерством экономического развития Российской Федерации.

Другая действенная форма поддержки малого и среднего бизнеса – это льготное налогообложение. Налоговым кодексом РФ для целей поддержки компаний малого и среднего бизнеса установлены следующие налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (в рамках данной системы выделяют также патентную систему налогообложения); единый налог на вмененный доход; единый сельскохозяйственный налог.

Роль государственных органов в регулировании малого и среднего предпринимательства обусловлено через имущественные, финансовые, консультационные, информационные направления, что в дальнейшем помогает повышать квалификацию работников, приобретать новое оборудование и привлекать инвестиции на биржевой рынок. Такие меры поддержки в совокупности позволяют развиваться ремеслу и сельскому хозяйству.

Со стороны муниципальных органов власти могут быть выделены субсидии, предоставлены муниципальные гарантии, что, в свою очередь, также является поддержкой для субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства

Отметим отсутствие общепринятого определения термина «малое и среднее предпринимательство», потому как зачастую данная категория охватывает не только микропредприятия с небольшим количеством работников, но также и успешные предприятия, где число сотрудников достаточно велико.

Приведем несколько определений. Так, федеральное министерство экономики и энергетики Германии определяет МСП как фирмы, в которых работает менее 500 человек или которые приносят до 50 миллионов евро годового оборота. Согласно определению Европейской комиссии, МСП – это компании, в которых работает менее 250 человек или которые приносят до 50 миллионов евро годового оборота. Государственный банк развития Германии KfW определяет МСП как фирмы с годовым оборотом до 500 миллионов евро.

Можно выделить некоторые особенности, отличающие отечественный малый бизнес от его зарубежных аналогов, в частности:

— отсутствие возможности следования однопродуктовой модели развития, то есть совмещение нескольких видов деятельности в рамках одного малого предприятия;

— стремление к максимальной самостоятельности;

— значительный инновационный потенциал, совмещенный с низким техническим уровнем и низкой технологической оснащенностью;

— высокий уровень квалификации кадров;

— высокая степень адаптируемости и приспособляемости к сложным политическим и экономическим условиям;

— не достаточная развитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— низкая защищенность прав собственности, в том числе интеллектуальной;

— сложность отлаживания кооперации между малыми предприятиями, связанная с отсутствием доверия к институтам государства и рынка;

— отсутствие цивилизованных норм в трудовых отношениях в сфере малого бизнеса;

— фактическое поощрение крупного бизнеса российской системой экономических институтов;

— широкомасштабная вовлеченность малого бизнеса России в теневую экономику по сравнению с высокоразвитыми странами.

На данный момент деятельность малого и среднего бизнеса регулируются как общим законодательным положением, которое отражает основные направления тенденции развития предпринимательства, так и соответствующими специальными законодательными актами положениями, которые регулирует деятельность в определённых направлениях и сферах. Чаще всего учитываются и регулируются размеры предприятий, так же особенности их развития с учётом отрасли, в которых они осуществляют свою предпринимательскую деятельность.

На начальном этапе необходимо рассмотреть ключевые понятия и характеристики, которые отображают особенности малого и среднего бизнеса, после чего – перейти к особенностям их функционирования в современных условиях.

Так, п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ выделяет малое и среднее предпринимательство в отдельную категорию, подчиняющуюся основным положениям о бизнесе.

Следует отметить, что существуют такие отрасли, где в связи с их особенностями, именно малые и средние предприятия являются более приоритетными, ввиду того, что они имеют более быстрые темпы развития. Исходя из этого, можно отметить, что темп развития зависит от ряда определённых факторов, которые присущи конкретной сфере деятельности или отрасли.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия в сфере малого и среднего бизнеса является субъектами предпринимательской деятельности, который осуществляет свою деятельность в выбранном направлении и отрасли на постоянной основе.

Понятие малого и среднего предпринимательства имеет различия (количество человек, степень отделения капитала-собственности от капитала-функции, гибкостью, высокой адаптивность, способностью к изменениям рыночной конъюнктуры) и сходства (предпринимательство проводится на собственный риск с целью получения прибыли, а владелец сам принимает и решает, как поступить с прибылью).

Под малым предпринимательством понимается самостоятельная, систематическая, инициативная хозяйственная деятельность малых предприятий и граждан-предпринимателей (физических лиц), в которую вовлекается от 16 до 100 сотрудников.

Под средним предпринимательством понимается самостоятельная, систематическая, инициативная хозяйственная деятельность малых предприятий и граждан-предпринимателей (физических лиц), в которую вовлекается от 101 до 250 сотрудников, представляющая производственно-технологическое, организационное и экономическое единство, со следующими преимуществами: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры, а владелец сам принимает и решает, как поступить с прибылью.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим эту сферу, выступает № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Федеральный закон).

В рамках первой статьи говорится о том, что отношения, в качестве сторон которых выступают юридические лица, физические лица, государственные органы власти РФ и субъектов РФ, местные органы самоуправления, должны регулироваться им. Помимо всего прочего, статья содержит формулировку понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, их разновидностей и форм поддержки, оказываемых со стороны государства.

В статье 2 содержатся положения, которые регламентируют сферу малого и среднего бизнеса в нашей стране. В качестве таких нормативно-правовых актов выступает Конституция РФ, различные ФЗ, а также законы, принимается в субъектах РФ и местными органами самоуправления.

В ст. 4 установлена классификация данной отрасли, а также критерии, по которым субъекты малого и среднего предпринимательства относятся к тому или иному виду.

Давая характеристику деятельности предприятия, следует, в первую очередь, обратить внимание на среднюю численность сотрудников. В качестве времени трудовой деятельности берется отчетный период, который сопоставляется с прошлогодними показателями. Данный показатель позволяет определённым образом классифицировать предприятия исходя из общей численности сотрудников, которые работают на нем:

к первой категории относятся малые предприятия, общая численность сотрудников в которых составляет не более 100 человек;

ко второй категории относится средние предприятия, общая численность сотрудников в которых составляет от 100 до 500 человек.

Данная классификация также может добиться. Малые предприятия в свою очередь могут делиться на микропредприятия, общая численность сотрудников которых не превышает 15 человек.

Следует отметить, что при определении средней численности сотрудников на предприятии учитываются все категории сотрудников, которые в течение календарного года и выполняет свои трудовые обязанности на конкретном предприятии.

Ниже представлены дополнительные параметры, которые позволяют определить и классифицировать предприятия:

— во-первых, объем выручки в течение календарного периода времени, который получает предприятия от реализованных товаров и услуг без НДС;

— во-вторых, общая балансовая стоимость всех активов предприятия из расчёта за календарный период времени.

В полномочия Правительства РФ входит определения предельных показателей по таким строкам отчетности как: выручка от реализации товаров и оказания услуг, балансовая стоимость основных активов.

Допустимая выручка для микропредприятий составляет 120 млн. руб., 800 млн. руб. разрешается иметь выручку малым предприятиям, а для средних установлено пороговое значение в 2 млрд. руб., что установлено в Постановлении Правительства РФ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы