Курсовая с практикой на тему Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по. 5
1.1. Внеурочная деятельность в современном образовательном
процессе в рамках реализации ФГОС НОО.. 5
1.2. Формы внеурочной деятельности по русскому языку. 10
Выводы по 1 главе. 13
2. Практика организации различных форм внеурочной деятельности по русскому
языку. 15
2.1. Проектная деятельность как индивидуальная форма внеклассной
деятельности 15
2.2. Неделя русского языка
и дни русского языка как одна из форм массовой внеурочной деятельности. 20
Выводы по 2 главе. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 28
Введение:
Поиск
новых форм и приемов обучения русскому языку в наше время явление не только
закономерное, но и необходимое. Сегодня в школе, делающей ставку на активизацию
учебного процесса, все чаще учителя используют различные современные формы
обучения, в том числе и во внеурочной деятельности. Под «внеурочной
деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную
деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы [1].
Внеурочную деятельность мы определяем
как форму различной организации учащихся на добровольной основе под
руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и
творческой самостоятельности.
Основа овладения детьми русским языком закладывается в начальной школе.
Развитие любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку,
интереса к познавательной деятельности считается важной и неотъемлемой задачей,
стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не
только на уроке, но и во внеурочной деятельности по русскому языку. Современные
формы организации внеурочной деятельности по русскому языку дают возможность,
во-первых — отрабатывать знания и навыки, полученные детьми на уроке; во-вторых
— шире познать богатство русского языка, познакомить их с такими фактами,
которые не рассматриваются на уроках. Урок не может вместить всё, что интересно
детям, и всё то, что необходимо им для практического овладения русским языком.
Вопросы
организации внеурочной работы по русскому языку обсуждались такими методистами,
как: Н.Н. Ушаковым, Б.Т. Пановым, И. Н. Поповой, Т. М. Воителевой.
Признавая значимость проведенных исследований, следует
отметить, что формы внеурочной деятельности постоянно пополняются новыми
формами, которые вирируются в зависимости от целей и задач обучения. Существует
необходимость в систематизации и обобщении современных форм внеурочной
деятельности по русскому языку в начальной школе.
Объект
исследования: внеурочная деятельность по русскому языку.
Предмет
исследования: процесс организации современных форм внеурочной деятельности по
русскому языку в начальной школе.
Цель
исследования: проанализировать современные формы внеурочной деятельности по
русскому языку в начальной школе.
В
соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Выявить теоретико-методологические, основы организации внеурочно деятельности.
2.
Обобщить современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в
начальной школе.
3.
Привести примеры организации и проведения внеурочной деятельности по русскому
языку в начальной школе.
Для
решения поставленных задач использован комплекс взаимосвязанных методов
исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической,
научно-методической литературы, связанных с предметом исследования,
теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования современных
форм внеурочной деятельности по русскому языку. Материалы могут стать основой
для разработки учебных планов и методических пособий, использоваться на курсах
повышения квалификации учителей.
Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Во внеурочной деятельности оказывается, что наиболее
успешно применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его
особенностей, способностей, чтобы в полной мере удовлетворить его
познавательные и жизненные интересы. На внеклассных уроках, в отличие от
классных занятий, ученики мало пишут, но много говорят.
Основными формами внеурочной деятельности являются:
проблемные и творческие задания. Формы организации занятий подразумевают
внедрение современных педагогических технологий, что способствует эффективному
развитию интеллекта, творческих способностей и индивидуальных особенностей
учащихся.
Внеурочная
деятельность по русскому языку характеризуется многообразием форм.
Выделяют
следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала —
устные и письменные; по частоте проведения -систематические (постоянные) и эпизодические
(разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.
К
письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку относятся стенная
газета, листки русского языка, стенды. Все остальные виды внеклассной работы по
русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть
индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной
работы относятся заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков,
работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации,
чтение детских книг, сказок и другие. Все эти виды индивидуальной работы
являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых
внеклассных мероприятий.
К
групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, элективные
курсы, консультации, экскурсии, викторины и некоторые другие. К массовым видам
внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например,
праздник сказки, праздник детской книги), выставки (например, выставка детских
книг, выставка детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на
лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и
некоторые другие.
Постоянно
действующие внеклассные занятия (кружки,
клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный
стенд) работают в течение всего учебного года, эпизодические — викторины,
конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной
работы – день русского языка, неделя, декада Русского языка.
В
их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и
много другого. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить
и чувствовать язык.
В
последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной деятельности по
русскому языку и литературе с использованием инновационных форм.
Технология
проектов используется в основном во внеурочной деятельности. Это связано с тем,
что на внеклассном мероприятии легче учитывать интересы детей при определении
темы и направления проекта, а в проектную деятельность может быть вовлечен не
весь класс, а только те, кто этого хочет.
Проведение дней и недели русского языка в
начальной школе направлено на систематизацию практического и теоретического
материала, представление педагогами собственных методических разработок и
рекомендаций в данной предметной области.
Фрагмент текста работы:
.
Внеурочная деятельность в современном образовательном процессе в рамках
реализации ФГОС НОО На федеральном уровне организация внеурочной
деятельности определяется такими нормативно-правовыми документами как:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 мая 2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
4. Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 августа 2017
г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения подчеркивается, что организация занятий во внеурочной
деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит
в полной мере реализовать требования федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования». Под внеклассной деятельностью в
рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от аудиторной, и направлены на достижение запланированных результатов
освоения основной образовательной программы. Важно иметь в виду, что
внеклассные занятия не являются механическим дополнением к общему образованию,
призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Главное — реализовать взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования как механизм обеспечения полноты и целостности образования[2].
На сегодняшний день не существует общепринятого толкования понятия «внеклассная
деятельность». Анализ педагогической и методической литературы выявил некоторые
из них.
Так, Е.В. Иванова считает, что «внеурочной деятельностью называются
различные виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно
решать задачи воспитания или социализации» [9].
Ученая определяет внеурочный учебно-воспитательный процесс как составную
часть целостного учебно-воспитательного процесса школы, который осуществляется
в режиме школьного дня в свободное от обязательных учебных занятий (уроков)
время, то есть, во внеурочной деятельности [9].
Исследовательница выделяет два направления внеклассной работы: внеучебная и
внеурочная. Главная разница между этими двумя направлениями внеклассной работы,
по мнению ученой, составляет не категория руководства ею, а причастность или
непричастность ее к учебной работе [9].
Д.В. Григорьев дает следующую трактовку понятия: «внеурочная деятельность —
это мероприятие, организованное классом, группой младших школьников, которые
работают в нерабочее время для удовлетворения потребностей школьников в
полноценном досуге (праздники, вечера, поездки), их участии в самоуправлении и
общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и
организациях. Эта работа позволяет учителям выявить потенциальные возможности и
интересы своих подопечных, чтобы помочь ребенку реализовать их»[6].
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального
государственного образовательного стандарта понимается также образовательная
деятельность, осуществляемая в иных формах, кроме аудиторного обучения, и
направленная на достижение запланированных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Под внеурочной исследователи понимают работу, которая проводится
непосредственно педагогами с целью лучшего выполнения учебных программ и единых
требований к ученикам [6]. Последняя не всегда может и должна иметь добровольный
и самодеятельный характер. Под первым понятием исследователи понимают
внеклассную воспитательную деятельность, второе определение, наверное, касается
внеклассной учебной работы.
Исследуя особенности организации внеклассной работы в школе, Т. Н. Ивочкина
наоборот во внеурочной деятельности выделяет два направления
образовательно-воспитательной работы — внешкольную и внеклассную. Внеклассная,
по мнению ученого, это разнообразная образовательная и воспитательная работа
педагогического коллектива школы во внеурочное время, направленная на
удовлетворение интересов и запросов детей. Внешкольная — это
образовательно-воспитательная работа внешкольных учреждений для детей и
юношества [10].
Согласно Федеральному базовому учебному плану для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, внеурочная образовательная деятельность является
неотъемлемой частью образовательного процесса, который организуется по
направлениям личностного развития, таким как спортивные, духовно-нравственные,
социальные, общеинтеллектуальные и общекультурные направления, в форме
экскурсий, кружков, секций, конференций, дебатов, олимпиад, конкурсов, научных
исследований, творческих проектов, общественно полезных практик и некоторых
других. Внеурочные образовательные мероприятия относятся к вариативной части
основной образовательной программы, выбираются самими учащимися в соответствии
с их индивидуальной образовательной программой и не входят в предельно
допустимую учебную нагрузку[2].