Курсовая с практикой на тему Современные формы преподавания экономики в школе в условиях цифровой образовательной среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР 6
1.1 Понятие цифровых образовательных ресурсов 6
1.2. Основные аспекты использования ЦОР на уроках экономики 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ 13
2.1. Основные подходы использования ЦОР на уроках экономики 13
2.2. Проведение занятий на основе ЦОР 15
Выводы по второй главе 19
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦОР В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ 20
3.1 Практический опыт педагогов-новаторов по проведению уроков экономики с использованием ЦОР 20
3.2. Анализ форм организации уроков экономики в 11 классе 24
Выводы по третьей главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Актуальность данной темы исследования связана с тем, что изменения в образовательной парадигме обусловлены необходимостью отказаться от устаревшей информационно-концептуальной системы в пользу системно-деятельностного подхода, включающего инновационные и творческие компоненты в педагогический процесс. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в школе, по сути, являются концептуальным ответом на новые образовательные задачи, демонстрацией прогресса образовательного процесса, который характеризуется свободной структурой и широким выбором организационных возможностей и являются ключевыми элементами цифровой образовательной среды (ЦОС).
Предмет «Экономика» предполагает использование различных форм, средств и методов обучения, которые должны быть направлены на формирование личности готовой к современным социально-экономическим изменениям в современном обществе. Именно поэтому использование ЦОР должно способствовать повышению познавательной и личностной активности каждого ученика, мотивации и уровня социализации.
Данная проблема до сих пор сохраняет высокий уровень актуальности ввиду того, что в российской образовательной среде до сих пор сохраняются противоречия между декларируемыми целями школьного обучения и реальными учебными достижениями учащихся, между проверенными традиционными методами и необходимостью включения ЦОР на уроках экономике в школе.
Следует отметить, что изучение экономики сегодня является насущной необходимостью. В системе экономических отношений каждый из нас выступает полноправным участником хозяйственной жизни в стране и мире сначала как потребитель, а впоследствии как производитель товаров и услуг. Вне экономики не остается никто. Поэтому знание этой науки поможет подрастающему поколению сориентироваться в окружающем мире, целенаправленно принимать рациональные решения, проявлять свои сильные и слабые стороны на рынке труда, обеспечивать благосостояние своей семьи.
Включение учебного предмета «Экономика» в инвариантную составляющую часть учебных планов и разработка ряда спецкурсов по экономике нуждаются в повышении уровня методической подготовки. В практике обучения экономики важным является не только раскрытие содержания экономических категорий и концепций, но найти эффективные формы их преподавания, добиться их усвоения. Именно поэтому, использование ЦОР в методике является актуальным.
Как видно из представленного научного обзора ЦОР в школьной практике используются достаточно широко. Но, несмотря на большую численность публикаций по теме, данный дидактический феномен до конца не изучен. В свете этого возникает необходимость выявления особенностей применения ЦОР на уроках экономики.
Объект исследования − современные формы преподавания экономики в школе.
Предмет исследования − применения современных форм преподавания экономики в школе в условиях цифровой образовательной среды.
Цель исследования – выявление методических особенностей применения современных форм преподавания экономики в школе в условиях цифровой образовательной среды.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к цифровым образовательным ресурсам;
2. определить особенности включения и использования ЦОР на уроках экономики;
3. обобщить практический опыт учителей по использованию ЦОР в школьном экономическом образовании;
4. представить опыт проведения уроков экономики с использованием ЦОР.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках — не новая проблема в дидактике. Проблемами методики преподавания, путей включения новых технологий занимались многие ученые такие В.С. Безрукова, В.П. Беспалько. Н.П. Волкова, А.Гон, Н.Е. Мойсеюк, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, О. Пометун, О.В. Трофимова и др. ЦОР в рамках учебного предмета по экономике, так же были широко изучены в научных трудах: А.А. Гарифуллина, П.А. Дубовская, Е.В. Евпалова, А.А. Зинченко, Г.Э. Королева, Н.П. Хвесеня и др.
Теоретическая значимость исследования заключает в том, что в работе рассмотрены основные подходы к использованию ЦОР на уроках экономики в школе.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы и анализ практического опыта может быть положен в основу дальнейшего исследования по методике преподавания экономики в старших классах.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Заключение:
Итак, по результатам исследования в рамках данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
В работе мы рассмотрели вопросы теории и практики использования в школе ЦОР по экономике. Предложены различные авторские подходы к классификации ЦОР относительно педагогических технологий обучения. В процессе изучения теоретических подходов, было выявлено, что ЦОР — это учебные, научные, информационные, справочные материалы и средства, разработанного ни в электронной форме и представлены на носителях любой любого типа и размещены в компьютерных сетях, воспроизводятся с помощью электронных цифровых средств и необходимые для эффективной организации учебно-воспитательного процесса, в части, касающейся его наполнения качественным учебно-методическими материалами.
ЦОР на уроках экономики — это основной компонент информационного образовательного среды, который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм, таких как: электронное обучение; мобильное обучение; сетевое обучение; автономное обучение; смешанное обучение; совместное обучение.
Преимущества использования ЦОР заключаются в том, что учащиеся больше заинтересованы в обучении, своей активности в обучении и творчестве, самостоятельном поиске знаний, успешном опыте, инициативности, возможности индивидуального подхода, использование инновационных и информационно-педагогических технологий, развитие культуры общения, взаимопонимания и др.
Выяснилось, что использование ЦОР на уроках экономики способствует творчеству как учителя, так и учеников.
Была рассмотрена практика использования ЦОР в преподавании экономики в старших классах, а так же представлены свои варианты. Предлагались варианты обучения, которые показывают, что правильно выбранные и комбинированные ЦОР способствуют формированию у учащихся социально-экономических знаний, их способности применять на практике, ориентироваться в явлениях и принимать решения в различных ситуациях, работать в группах выражать свое мнение, выслушивать и уважать мнение других, организовывать и координировать свою работу и уметь ее корректировать и оценивать.
Было выявлено, что непременным условием обучения должна являться работа с актуальной информацией. Учащиеся должны знать сайты, публикующие статистические отчеты о современном экономическом положении, находить и отбирать необходимые сведения и факты, интерпретировать информацию. Построение и анализ графиков, таблиц и схем, умение сделать вывод, услышав новость по телевидению, составить экономический прогноз — все это элементы экономического мышления, которые должны присутствовать у выпускника школы.
На основании вышесказанного, были представлены свои варианты проведения уроков. Исходя из разработки авторских нетрадиционных форм, сделаем вывод, что они были направлены на развитие ключевых компетенций, практических навыков и творческого развития личности.
Поэтому можно сделать вывод, что если учесть все факторы эффективности образовательного процесса, органично выбрать формы занятий в зависимости от целей и задач образовательного процесса, возраста и дисциплины, то уровень усвоения учебного материала может увеличиться.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР
1.1 Понятие цифровых образовательных ресурсов
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) закрепляют требования по созданию на базе каждого образовательного учреждения информационно-образовательной среды, определяют ее состав и функционирование. В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда должна: включать в себя комплекс образовательных ресурсов, в том числе цифровые ресурсы; обеспечивать информационно-методическую поддержку учебного процесса, его планирование и ресурсное наполнение; поддерживать дистанционное взаимодействие его участников. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) переводит образовательную среду в цифровой формат. «Современный мир всё больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира. Цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию», отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев на пресс-конференции, посвящённой первым результатам выше обозначенного приоритетного проекта, в декабре 2017 года в г. Москве. [1] На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 декабря 2017 года глава Правительства России Д.А. Медведев анонсировал запуск нового приоритетного проекта — «Цифровая школа» как составной части программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р). [2]
Таким образом, требование создания цифровой образовательной среды в школе закреплено на государственном уровне.
Применение на уроках инструментов цифровой образовательной среды позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, что:
— способствует достижению более высоких качественных результатов обучения;
— усиливает практическую направленность уроков;
— активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
— формирует у учеников компетенции, необходимые для продолжения образования.
Цифровые образовательные ресурсы объединяют широкий спектр различных по целевому назначению, уровню сложности, форме технического исполнения и видами интерфейса педагогических программных средств, электронных учебников, электронных тестов, компьютерных моделей, тренажеров, дидактических игр и стимуляторов [12, с. 32].
Цифровые образовательные ресурсы являются представленными в электронном виде учебно-методическими материалами, содержащими элементарные объекты, как текст, рисунок, анимацию, модель; и сложные формы: документ, слайд, презентация, тест, курс.
ЦОРы — это некоторые содержательно обособленные объекты, которые способны обрабатывать любую информацию: численное, текстовую, графическую, звуковую. Именно эти виды информации можно найти в электронных учебниках, словарях, энциклопедиях, то есть в цифровых образовательных ресурсах. ЦОРы охватывают все компоненты обучения: передачи информации, практические занятия, аттестация, то есть проверка знаний. В наше время в учебном процессе используется три категорий образовательного назначения: