Курсовая с практикой на тему Современные формы и методы обучения и их реализация на уроке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Научно-теоретические подходы к современным
формам и методам обучения………………………………………………………………………………5
1.1. Методы обучения в современной педагогической
науке. 5
1.2. Основные подходы к формам обучения. 12
2. Особенности реализации современных форм и
методов обучения на уроках. 19
2.1. Специфика использования современных методов в
учебном процессе. 19
2.2. Особенности проведения уроков с
использованием современных форм обучения. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
Введение:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в
условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов,
обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса. В
связи с этим особенно актуальны сегодня современные формы и методы обучения,
которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их
умений, качеств, компетенций.
При этом современные формы и методы, основанные на
активизации деятельности обучающихся, существенно меняют и роль педагога
(вместо роли информатора – роль консультанта), и роль обучающегося (информация
служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной
деятельности) – т. е. активность педагога уступает место активности обучаемых,
а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Важнейшим
становится вопрос: «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». В настоящее время
проблема использования современных форм и методов обучения все больше
привлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков. Именно
поэтому, поиск современных форм и методов, совершенствование уже имеющихся,
очень актуально для современной педагогической науки и практики.
Степень научной разработанности. Педагогическая наука
и практика накопили большой опыт по поиску современных форм и методов на
различных этапах обучения. Значительный вклад в решение указанной проблемы
внесли психологи и педагоги Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г.
Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Несмотря на то, что проблема поиска и
совершенствования современных форм и методов обучения широко освещается в
педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в
настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической
проблемой, что создает возможность преодоления противоречий между требованиями
социума к образованию и общепринятым опытом обучения, между современными
формами и методами обучения и их использовании на уроках.
Объект исследования — современные формы и методы
обучения.
Предмет исследования — процесс использования
современных форм и методов обучения на уроках.
Цель исследования — выявить особенности использования
современных форм и методов обучения на уроках.
Задачи исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к современным
формам и методам обучения,
2. определить особенности реализации современных форм
и методов обучения на уроках.
Основные методы исследования: теоретические (анализ
научной литературы, образовательных стандартов и требований к современному
обучению), практические (наблюдение, обобщение опыта).
Практическая значимость данного исследования
заключается в том, что материалы могут быть использованы в системе образования
и в рамках системы профессиональной подготовки и переподготовки учителей.
Заключение:
В результате анализа и обобщения научной литературы,
было выявлено:
Методы
обучения — это способы и приемы совместной упорядоченной, взаимосвязанной
деятельности учителей и учеников, направленные на овладение знаниями, навыками
и умениями, разностороннее развитие умственных и физических способностей,
формирование черт, необходимых для полноценной жизни и будущей профессиональной
деятельности.
Методы
обучения — это такие способы взаимосвязанной деятельности тех, кто учит и тех,
кто учится, которые дают последним возможность овладевать социальным опытом и
переосмысливать собственный, способствуют определению эффективных в конкретных
условиях способов управления учебно-познавательной деятельностью учащихся,
направленной на достижение цели обучения.
Форма организации обучения это способ организации
деятельности учителя и учеников, который является целенаправленным,
содержательно насыщенным и методично оснащенным, устойчивым и логично завершенным,
который имеет цель, содержание, соответствующие методы и средства, а также
особенности места и времени проведения.
Необходимость системной зависимости и различных форм
обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями
восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп.
Содержание обучения и возрастные особенности школьников требуют
соответствующей, адекватной формы обучения, обусловливающих ее характер: место
в процессе обучения, продолжительность, переменную, динамическую структуру,
способы организации, методическое обеспечение. Различные сочетания этих
компонентов позволяют создавать самые разнообразные формы обучения.
Фрагмент текста работы:
Проблема
методов обучения в педагогической науке и практике остается весьма актуальной.
Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения, обратили внимание на огромное
разнообразие видов деятельности педагогов и учащихся. Методам обучения, от
которых во многом зависит результативность учебной работы, посвящен не один
десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в
методиках преподавания отдельных предметов. Однако, Несмотря на многообразие
педагогических исследований, проблема методов обучения остается по-прежнему
актуальной. К настоящему времени продолжаются попытки теоретиков-педагогов
создать научную систему методов обучения и разработать технологические подходы
к их применению в школе.
Метод
обучения — понятие сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся
изучением этого вопроса, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой
педагогической категории. Проблема заключается в многогранности этого понятия.
В
переводе с греческого methоdоs
означает «путь исследования, теория», иначе — способ достижения какой-либо цели
или решения конкретной задачи. Этимология этого слова сказывается и на его
трактовке как научной категории.
И.
Харламов понимает под методами обучения «способы учебной работы учителя и
организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных
дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [29, с.
194-195].
Н.
Савин считает, что «методы обучения — это способы совместной деятельности
учителя и учеников, направленные на решение задач обучения»[25, с. 124].
Современные
достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами
обучения можно понимать и «способ организации познавательной деятельности
учащихся» (Т. Ильина) вообще без участия учителя [14, с. 270]. Итак, на
современном этапе развития педагогики наиболее точными считаем следующее
определение: методы обучения — это способы организации учебно-познавательной
деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной
активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения
дидактических целей [14, с. 129].
В
учебнике педагогики С. Пуймана находим уточнения этого понятия: это система
упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение
дидактических задач [23, с. 116].
По
этим определениям, метод обучения органически включает в себя обучающую работу
учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности
учащихся (учение) в их взаимосвязи. Отражая двуединый характер процесса
обучения, методы являются одним из механизмов осуществления педагогической
целесообразной взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе, который
строится на основе ведущей и направляющей роли учителя.
В
современной дидактике известны десятки классификаций методов обучения. Методы
обучения классифицировали Ю. Бабанский, И. Харламов и другие.