Курсовая с практикой на тему Современное состояние и перспективы развития здравоохранения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ.. 5
1.1 Развитие системы здравоохранения в РФ.. 5
1.2 Финансирование здравоохранения в РФ и цифровизация
управления. 8
2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ.. 17
2.1 Государственное регулирование в сфере здравоохранения
в РФ.. 17
2.2 Финансирование
здравоохранения в РФ в 2018-2020гг. и зарубежный опыт 26
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 47
Введение:
Здоровье граждан как
социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового
потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального
богатства страны. Система здравоохранения – это совокупность всех организаций,
институтов и ресурсов, главной целью которых является улучшение здоровья.
Здоровье – одна из высших
ценностей человека, без которого утрачивается возможность пользоваться
различными правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.).
Согласно 41 статье Конституции РФ
[1]
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В этой же статье
отмечено, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны
и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Вместе с тем, в конце 1980-х
кризис политической и социально-экономической системы в нашей стране особенно
сильно ударил по здравоохранению. Жизнь настойчиво требовала изменения
механизмов финансирования, использования экономических методов в управлении в
данной сфере, более широкого привлечения не только государственных, но и
частных источников финансирования. Предстоял большой и трудный поиск новых
путей развития одной из самых важных сфер, коей без сомнения является
здравоохранение.
Сегодня перед государством и
медицинской общественностью стоит выбор пути развития системы здравоохранения
РФ. Первый – дальнейшее сокращение обязательств государства по предоставлению
населению бесплатной медицинской помощи и, как следствие этого, увеличение доли
частного сектора в медицине. Второй – усиление роли государства в управлении и
финансировании здравоохранения и, таким образом, обеспечение в полном объеме
конституционных прав граждан на получение гарантированной бесплатной
медицинской помощи. От этого выбора во многом зависит судьба РФ как социального
государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью исследования является
определение состояния, проблем и перспектив развития здравоохранения в РФ.
Задачи исследования:
— Изучить развитие системы здравоохранения в РФ.
— Рассмотреть финансирование здравоохранения в РФ
и цифровизацию управления.
— Проанализировать государственное регулирование в
сфере здравоохранения в РФ.
— Проанализировать финансирование здравоохранения
в РФ в 2018-2020гг. и зарубежный опыт.
— Выявить проблемы финансирования и развития
здравоохранения в РФ и пути их решения.
Объектом исследования является
система здравоохранения в РФ.
Предметом исследования является развитие
системы здравоохранения в РФ.
Теоретическая база исследования
представлена книгами, статьями и интернет-источниками.
Нормативно-правовая база
представлена законодательством РФ в отрасли здравоохранения и прав гражданина.
При написании работы
использовались методы систематизации и обобщения, ретроспективный и прогнозный
анализ.
Заключение:
Система здравоохранения наряду с
экологической обстановкой, политическим строем, экономической обстановкой и
уровнем благосостояния населения в стране является одним из самых важных
элементов в сохранении и укреплении здоровья людей. От того, насколько хорошо
организованна система, работают все ее механизмы зависит уровень здоровья
граждан.
Данные показывают, что общее
количество больничных организаций на период с 2015 по 2019 год существенно
уменьшилось. В первую очередь произошло сокращение больничных организаций,
работающих в сельских поселениях. Например, в 2015 году в сельской местности
было зарегистрировано 1349 больничных организаций, а к 2019 году анализируемый
показатель составил 1036 организаций, т.е. произошёл спад на 23 процента.
Основная
часть финансирования системы здравоохранения направлена на реализацию
мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения». Пилотная
Госпрограмма реализуется по 9 направлениям (подпрограммам). С 2018 по 2020 гг.
финансирование госпрограммы в целом увеличилось на 23700 млн. руб.
Несмотря на определенные
позитивные изменения состояния здоровья населения в системе здравоохранения РФ
остается много нерешенных проблем. Они касаются, прежде всего, сохраняющегося
несоответствия между обязательствами государства по предоставлению гражданам
бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.
Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения
из-за отсутствия эффективных действующих механизмов государственного
регулирования в этой сфере. Остаются нерешенными вопросы, связанные с
социальной и профессиональной защитой медицинских работников.
Высоким требованиям повышения
доступности услуг здравоохранения и их качества отвечают информационные
технологии. Основной упор их делается на дистанционном оказании услуг, что
позволит повысить доступность услуг для потребителей из отдаленных районов
страны. Развитие цифровизации экономики обусловило рост роли услуг
здравоохранения, оказываемых дистанционно, в организации оказания услуг
получателям, проживающим на отдаленных и труднодоступных территориях. Одна из
задач, которую необходимо решить для создания эффективной системы оказания
услуг здравоохранения, — сокращение разрыва в доступности услуг для жителей
краевых центров, городов и сел.
Построение цифровых платформ для
развития услуг здравоохранения возможно на основе сохранения государственного
характера здравоохранения; развития продуцентов услуг здравоохранения всех форм
собственности с определением места каждого из них на рынке услуг при
государственном регулировании данной сферы; развития сферы здравоохранения в
соответствии с паспортом программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
формирования и развития инфраструктуры продуцентов услуг сферы здравоохранения.
Генезис услуг сферы здравоохранения
в условиях цифровизации экономики позволит решить следующие основные задачи:
— обеспечить доступность услуг потребителям в отдаленных
и малонаселенных районах, в экстремальных условиях;
— расширить гарантированный объем бесплатной медицинской
помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования и
возможности предоставления дополнительных услуг здравоохранения;
— обеспечить повышение квалификации специалистов независимо
от места трудовой деятельности.
Фрагмент текста работы:
1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 1.1 Развитие системы здравоохранения в РФ В начале 1990-х в отрасли
произошел крутой поворот от централизованной системы управления к
децентрализованной, с появлением автономно действующих региональных систем. В
развитии здравоохранения 1990-х годов ясно просматриваются два периода: до и
после введения Закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской
Федерации».
Начальный период (1990-1993 гг.)
оказался весьма хаотичным, что было связано с обретением новых политических и
экономических свобод и последовавшим за этим разрушением старой административно-командной
системы. Основополагающими принципами реформы в этот период были
децентрализация управления, демонополизация государственного сектора
здравоохранения, многоукладность форм собственности организаций
здравоохранения, многоканальность финансирования и внедрение рыночных
механизмов в сфере медицинских товаров и услуг. Вместе с тем, все эти принципы
вводились бессистемно, без должной научной и правовой поддержки, поэтому в
период демонтажа старой и формирования новой системы управления народнохозяйственным
комплексом страны здравоохранение оказалось в глубоком кризисе [9,
с. 202-205].
Второй период реформ
здравоохранения в 1990-х гг. относится к внедрению Закона РФ «О медицинском
страховании граждан Российской Федерации» (1993 г.), который в значительной
степени изменил управление и финансирование отрасли, а также взаимоотношения
пациентов и медицинских работников [10,
с. 209-222].
Дальнейшим шагом в формировании
идеологической и нормативно-правовой базы для реформирования здравоохранения
стала «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации», которая была одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября
1997 г. № 1387 [6].
Ее целью были определены сохранение и улучшение здоровья населения, а также
сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и
смертности населения.
Позднее распоряжением
Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р была утверждена «Концепция
охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года» [7],
которая развивала основные положения, изложенные в Концепции 1997 года.
Необходимо отметить, что в этих основополагающих документах обоснование
приоритетов в сфере охраны здоровья базировалось на строгом научном анализе
здоровья населения и деятельности системы здравоохранения. На основе «Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и
«Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005
года» был разработан целый ряд федеральных целевых программ, таких, как
«Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Профилактика
и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», «Скорая медицинская
помощь», «Планирование семьи», «Безопасное материнство», «Дети России».