Курсовая с практикой на тему Современное состояние и перспективы развития сферы культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1
Сфера реализации социально-культурной деятельности. 6
1.2 Понятие и сущность
социально-культурной деятельности. 8
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 13
2.1
Понятие и типология социально-культурных институтов. 13
2.2. Современное
состояние социально-культурной деятельности, тенденции развития 18
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ
КУЛЬТУРЫ В РОССИИ.. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 52
Введение:
Современное развитие
социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне
коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства от
экономики до идеологии. Современный этап развития российского обества
неоднозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных
целей, как отдельных людей, так и общества в целом.
Переход к частной
собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим
перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в
прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и
искусства.
В современных условиях,
когда российское общество переживает непростой период социокультурной
трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его
сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной
компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к
самостоятельному жизненному выбору.
Опыт развития мировых
цивилизаций показал, что успех нации не всегда полностью зависит от
геополитического положения страны, площади занимаемой ею территории, от наличия
полезных ископаемых. Практика Японии, Южной Кореи, США убедительно доказала,
что больше шансов достичь процветания имеет та страна, где сутью национальной
воспитательной политики является стимулирование социальной активности
населения.
Период трансформационных
процессов в России растянулся на долгие десятилетия, в течение которых
произошла смена поколений. Сегодня значительной частью нашего общества являются
люди, чье становление пришлось на период плановой экономики,
административно-командной системы управления. Насаждавшееся тогда чувство
коллективизма тормозило развитие индивидуальности в человеке. Все это
способствовало «вымыванию» из социальной памяти нации внутреннего осознания
личностью себя хозяином собственной судьбы, и как следствие — полной
ответственности за совершаемые действия и поступки. Подобное «воспитание»
привело к появлению целого поколения, не привыкшего проявлять инициативу,
занявшего позицию исполнителя властных директив.
А процесс подавления
политического плюрализма привел и к подавлению активности граждан.
Отсюда, сегодня одной из
актуальных становится проблема подготовки к жизни поколения саморазвивающихся
граждан, способных адаптироваться к изменяющимся социальным процессам.
Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий, а
способность к этому формируется в основном в старшем школьном возрасте. Но
развитие социально ответственной активной личности немыслимо без осознания и
освоения ею культуры как коллективного интеллекта и условия самоорганизации и
саморазвития. В связи с этим возникает необходимость изыскания эффективных
средств для осуществления процесса стимулирования социально-культурной активности
личности.
Целью данной работы будет
рассмотрение основных видов и субъектов социально-культурной деятельности,
современное состояние и основные тенденции ее развития.
Задачи работы:
1. рассмотреть сферу
реализации социально-культурной деятельности;
2. изучить понятие и
сущность социально-культурной деятельности;
3. проанализировать
понятие и типологию социально-культурных институтов;
4. охарактеризовать современное
состояние социально-культурной деятельности, тенденции развития;
5. рассмотреть перспективы развития сферы
культуры в России.
Объект исследования —
сфера культуры как вид деятельности, осуществляемой в рамках народного
хозяйства.
Предмет курсовой работы —
тенденции, факторы и перспективы развития сферы культуры как вида экономической
деятельности.
Структура: курсовая
работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Организация деятельность
культуры в настоящее время обретает особую актуальность и выходит на первый
план, так как одним из важнейших направлений его работы является создание
условий для удовлетворения растущих духовно-нравственных потребностей людей, сохранение
и передача культурного наследия страны и отдельно взятого района, а также
формирование мотивов поведения и содействия становлению и социализации личности
человека.
Кроме того, помимо
удовлетворения культурных и информационных потребностей населения, учреждение
культуры выполняют и ещё одну немаловажную функцию – создают комфортное
пространство для проведения досуга людей. А досуг, как известно, важен для
стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов,
укрепления взаимосвязи поколений, удовлетворения потребности личности в
удовольствиях, развлечении и отдыхе. И все эти функции вмещает в себя
социально-культурная деятельность.
Среди современных функций
и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции
и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в
социально-культурных технологиях, основанных на национальных традициях,
нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этнических
обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, — национальных
промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в
содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности
культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического
опыта, традиций и инноваций. В них, на современном этапе должны содержаться
попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и
тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в
необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных
учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как
к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1
Сфера реализации социально-культурной деятельности Многозначность понятия
«социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов
общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих
областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная
сфера». Структура социально-культурной сферы определяется различными видами
социально-культурной деятельности.
Для более точного
определения границ, масштабов и наполнения понятия «социально-культурная сфера»
необходимо соотнести его с целым радом других адекватных терминов:
«непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».
В отличие от сферы
производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не
создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и
преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются:
государственное управление, финансы, наука и научное обслуживание, а также
обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой [4].
Являясь составной частью
сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру
общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных
потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но
практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по
оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по
социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных,
нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных
социальных страт в рамках того или иного региона.
Понятие
социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие
используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и
служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная
деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные
потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство,
физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная
реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный
бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.
Многие из таких областей
социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм,
физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную,
самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических
наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера,
содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного
формировать удовлетворять культурные потребности людей.
По истине крайне сложно
охватить все многообразие сфер функционирования и взаимодействия
социально-культурных институтов, выступающих в качестве субъектов
жизнеобеспечения, социализации, коммуникации и рекреации. Рассматриваются лишь
некоторые массовые виды общественной практики, наиболее отвечающие духу и
сущностным характеристикам социально-культурной деятельности.
К ним относятся: досуг и
досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура
и творчество; физическая культура и спорт; социальная защита и культурная
реабилитация; межкультурный обмен и сотрудничество [25].
О каждой из этих сфер
складывается представление как о пространстве, в рамках которого различные
социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают,
производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя
в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные
социальные отношения друг с другом. 1.2 Понятие и
сущность социально-культурной деятельности Социально-культурная
деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности
учреждений культуры. Понятие "социально-культурная деятельность"
складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная
деятельность.
Социально-культурная
деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые
помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно
проходить процесс социальной адаптации.
Культурно-досуговая
деятельность- составная часть социально-культурной деятельности, помогает в
решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами,
методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).
Культурная деятельность-
это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию
условий культурных ценностей.
К культурным ценностям
относятся:
-нравственные и эстетические идеалы;
-нормы и образцы поведения;
-языки, диалекты, говоры;
-национальные традиции,
обычаи, обряды;
-фольклор;
-художественные ремёсла и промыслы;
-произведение искусства,
здания, сооружения, предметы, имеющие
историко-культурную
значимость.
Культурные блага –
условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и
физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Творческая деятельность –
создание культурных ценностей.
Сферы культурной
деятельности:
— выявление, изучение,
охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
— эстетическое
воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере
культуры;
— научные исследования в
сфере культуры;
— занятия творчеством:
музыкой, хореографией, театром, изобразительным искусством,
декоративно-прикладным творчеством.
Социально-культурная
деятельность — это процесс реализации социальной активности человека или группы
людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия
различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие,
самореализацию и самосознание личности и группы в сфере досуга [14].
Социально-культурная
деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных
групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор
занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением,
удовольствием, оздоровлением. В разные исторические периоды
Социально-культурная деятельность называлась:
-внешкольное образование
(до 1920 г.)
-политико-просветительская
работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская
работа (с 1970 по 1990)
-культурно-досуговая работа
(до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность
(с середины 90-х годов).
Важность
социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга,
а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных
потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.
Основным государственным
документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность,
является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и
деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в
правовом отношении "Основами законодательства Российской Федерации о
культуре" от 1992 года.
В законодательстве чётко
определены понятия: "культурная деятельность",
Особенности
социально-культурной деятельности:
-осуществляется в свободное время;
-отличается свободой выбора,
добровольностью, активностью;
-характеризуется многообразием видов социально-культурной
деятельности.
СКД признаёт право любого
человека на включение в социально-культурную деятельность.
В рамках закона
рассматриваются следующие направления:
— Экономическое —
вложение средств в развитие отечественной Культуры,
развитие различных типов
учреждений Культуры.
— Гуманитарное —
определяет содержание деятельности, изучение и использование передового опыта,
учёт принципов и функций, методики социально-культурной деятельности.
—
Организационно-управленческое — решаются вопросы управления, руководства,
прогнозирования, диагностика.
Отличительные черты
социально-культурной деятельности:
-гуманистический
характер;
-культурологический
характер;
-развивающий характер.
Свободное время — часть
внерабочего времени, за вычетом необходимого для различных нужд, использующаяся
человеком по собственному усмотрению.
В современном обществе
одним из способов проведения свободного времени является самообразование,
культурное (духовное) потребление (чтение средств массовой информации и книг,
посещение музеев, библиотек, кинотеатров), любительские занятия — личные хобби
и занятия в различных объединениях.
Главной задачей
организации досуга является — удовлетворение духовных потребностей личности в
сфере досуга.
Эта задача является
главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная
деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе.
Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на
отдельных его представителях. Разрешение сложных жизненных проблем любой
человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание,
самосовершенствование).
Главные задачи социальной
деятельности:
1. Находить
индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании,
для
их жизненного самоутверждения.
2. Оказать посильную
посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями,
которые могут им помочь.
Досуг — осуществляется в
свободное время.
Досуг — эта та часть
свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных
потребностей.
Досуг традиционно
является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества.
Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными
нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой
влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации.
Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть
позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения
личности и, наоборот, её расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские,
познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых
обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру
личности [11].
В рамках досуга человек
занимается самореализацией, самосовершенствованием.
Результатом
социально-культурной должно стать формирование всесторонней
гармонически
развитой личности.
Характерные черты
социально-культурной деятельности:
— свобода выбора,
основывающаяся на добровольности и активности;
— многообразие видов
социально-культурной деятельности на основе различных интересов любых
социальных групп;
— сущность
социально-культурной деятельности определяется репродуктивным
характером
воспроизводства;
— творческий характер —
это когда сам создаю, сам исполняю;
-репродуктивно-творческий
элемент социально-культурной деятельности (формы, ориентированные на общение
людей).
Важнейшей задачей наших
дней является работа по социализации личности,
т.е.
включение личности в социально-культурный процесс.
Основные виды
социально-культурной деятельности:
—
Активный и пассивный отдых.
— Отдых,
ориентируемый на развлечения,
опирается на эмоциональную сферу,
способствует
снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального
подключения.
—
Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей
культуры, начиная с периодических изданий, литературы,
посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.
—
Творчество как процесс создания чего-то нового
(не возможен без прохождения уровня 1, 2, 3).
Теоретические возможности
социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно
организовать досуг на любом этапе.