Курсовая с практикой на тему «Современная русская литература на уроках русского языка и литературы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенности изучения современных произведений литературы на уроках 5
1.1.Методика преподавания современных произведений в школе. 5
1.2.Своеобразие романного жанра. 11
Глава 2. Специфика изучения романа В.О. Пелевина
"Чапаев и пустота" на уроках русского языка и литературы.. 15
2.1. Постмодернизм и особенности пелевенского творчества. 15
2.2. Методика изучения романа. 19
Заключение. 29
Список
использованных источников 31
Введение:
Исследование
произведений с точки зрения специфики постмодернистского текста, отличающегося
симулятивностью и конструктивностью, позволит выявить характерные черты
пространства и времени, их свойства, чтобы впоследствии обозначить такие
литературоведческие проблемы и вопросы, как: проблема сосуществования
виртуальных миров внутри художественного текста; проблема виртуального героя;
особенности постмодернистского текста, выстраивающегося по модели «виртуальная
реальность».
Творчество
Пелевина привлекает не только литературоведов, но и лингвистов, в частности
исследованию лингвистической репрезентации художественной концептосферы Виктора
Пелевина посвящена работа М.А. Орешко, где исследуется непосредственно
пространство и время в мире писателя.
В связи с
этим актуальность темы работы определяется недостаточной изученностью
пространства и времени в творчестве В. Пелевина в литературоведческом аспекте.
Объектом
исследования современная русская литература на уроках русского языка и литературы
Предметом работы
являются особенности изучения
современной русской литературы на
уроках русского языка и литературы (на материале романа В.О. Пелевина
"Чапаев и Пустота").
Цель работы
состоит в определении особенностей изучения
современной русской литературы на
уроках русского языка и литературы (на материале романа В.О. Пелевина
"Чапаев и Пустота").
В
соответствии с заданной целью потребовалось решение следующих задач:
1)
рассмотрение методики преподавания современных произведений в школе.
3)
исследование романного жанра.
4) описание методики
работы над романом на уроках русского языка и литературы.
Методологической
основой работы является комплексный подход, сочетающий традиционные методы
литературоведческого исследования (сравнительно-исторический,
историко-генетический, типологический, герменевтический) и постмодернистские
методы анализа текста (деконструктивный, интертекстуальный, текстовой).
Теоретическую
базу составляют работы в области художественного пространства и времени — М.М.
Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачёва, Б.А. Успенского, В.Н. Торопова, П.А.
Флоренского, Ж. Женетта, Д.Н. Фрэнка; исследования в области постмодернизма Ж.
Бодрийяра, Ж. Делёза, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, М. Эпштейна, Н.Б. Маньковской,
И.П. Ильина, Е.М. Тюленевой; работы исследователей литературного творчества
Пелевина A.B. Дмитриевой, М.А. Орешко, A.C. Гавенко, Д.Н. Зарубиной и др
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
А заканчивается роман казалось бы, выходом героя в безграничный мир, но
но на самом деле внутренний мир «частного» человека: «…И скоро, скоро
вокруг уже шуршали пески и шумели водопады милой моему сердцу Внутренней
Монголии ». Да и наблюдает этот мир Петр Пустота через дверной глазок,
находясь в замкнутом пространстве броневика. Словосочетание «Внутренняя
Монголия» обозначает не только конкретную географическую местность, но и то,
что находится внутри, в душе человека, ведь властителем ее является барон
Юнгерн, олицетворяющего собой и главу тибетской школы Гелукпа, и хозяина
Вальгаллы, и имя которого представляет собой фамильный симбиоз философа Юнга и
барона Унгерна, объявившего себя в годы гражданской войны правителем Монголии..
Кроме того, из авторского предисловия мы знаем, что свой жизненный путь главный
герой Петр Пустота завершает в монастыре (еще одна трактовка Внутренней
Монголии).
Путь к Внутренней Монголии — это путь преобразования внешнего времени во
внутреннее пространство, это стремление отказаться от времени, путь к
несуществованию, небытию, желание освободиться от ярма «бытийствования». Побег
из времени, а заодно и из пространства, ему соответствующего, для Петра есть
избавление от хаоса мира. Интересно, что Пустота словно и вправду побеждает
время: в романе, не смотря на все временные скачки. Герой скорее проходит
пространственный путь, а не испытание временем. И герой, подобно герою мифов о
вечном возвращении всегда один и тот же — нет описания внешности, нет следов времени.
И причина в том, что время пожирает нас не потому, что мы в нем живем, а
потому, что мы верим в его реальность, забывая о вечности или пренебрегая ею.
Осознание того, что «мир, окружающий нас, отражается в нашем сознании
и становится объектом ума » неизменно присутствует в тексте
«Чапаева и Пустоты». Данная проблематика произведения поэтически оформляется и
раскрывается в «китайской» легенде, которую Чапаев рассказывает Петру: «Знал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто
снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он
просыпался, он не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она
занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон. В котором он
порхал среди цветов». Проблема заключается в
невозможности выйти за пределы собственного сознания, «расстаться с бандой
ложных «я». Автор превращает превратить «кромешные» миров индивидуального
сознания в безграничное целостное бытие мира и человека с помощью уже готовых
литературных и фольклорных форм, а также ряда повествовательных приемов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Особенности изучения современных
произведений литературы на уроках
1.1. Методика
преподавания современных произведений в
школе Вопросы
организации исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и в
том числе при изучении эпических произведений занимают одно из ведущих мест в
теории методики преподавания литературы, поскольку она предусматривает
достижение таких учебно – воспитательных задач, как развитие творческих
способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков, формирование
аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и
выявления учебных исследований, выявление одаренных учащихся и обеспечение
реализации творческого потенциала, воспитание целеустремленности и системности
в учебной деятельности. Всё это в свою очередь отвечает современным требованиям
к литературному образованию.
Структура литературного исследования содержит следующие компоненты:
Осмысление темы («первичное чтение») представляет работу по определению
предмета деятельности, ее цели; приобретение соответствующего эмоционального
настроя.
Постановка проблемы представляет собой обнаружение видимого противоречия
между сформированными в научной литературе выводами и оценками ряда фактов и их
бытованием в структуре текста; столкнувшись с фактом, противоречащим ранее
приобретенным знаниям, «исследователь» стремится «снять» возникшее противоречие
путем активной мыслительной деятельности; таким образом, умственные затруднения
преодолеваются поиском новых знаний и деятельностных способов; следовательно,
проблема выступает как заявка на поиск, на более глубокое постижение предмета
исследования.
Выдвижение гипотезы – умообразование, посредством которого учащиеся
пытаются найти ответ на поставленную проблему. Её выдвижение – важный
мыслительный навык, обеспечивающий исследовательский поиск и, в конечном счете,
прогресс в любой творческой деятельности.
Становление плана исследования – «скелета произведения», т. е.
совокупности кратко представленных мыслей – заголовков, записанных
схематически. Форма плана организует процесс умственного труда, развивает навык
ясного формирования мысли, учит последовательности и логике поисковых действий.
Чтение художественного произведения («вторичное чтение»), анализ научной
литературы – необходимо для выстраивания системы доказательств выдвинутых
положений. Всё на что необходимо обращать внимание при «вторичном чтении» —
лексика, поэтика, синтаксис, исторические параллели, образная система – всё это
зависит от конкретики темы; главная цель такой работы – подготовка к проведению
научного литературного анализа.
Создание «служебного комментария» — первичной формы при написании
будущего текста исследовательского сочинения составляют предварительные
доказательства выдвигаемых положений, аргументы и опровержения, дискуссии по
отдельным положениям; содержание служебного комментария зависит от выбранного
способа анализа.
Анализ художественного произведения его интерпретация (идейно –
эстетический; жанрово композиционный; собственно языковой; сравнительно —
эстетический) – следует отметить, что при самых различных способах
аналитического рассмотрения произведения нужно исходить из принципа необходимой
целесообразности. «Работа над темой исследования не сводится к осуществлению
полного филологического анализа, но в зависимости от целей и задач исследования
произведение необходимо рассматривать с разных сторон, подвергая его тому виду
анализа, результаты которого будут полезны для решения конкретного вопроса.».