Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Совладание со стрессом учителями средней школы в условиях работы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1
Теоретические основы исследования особенностей совладания со стрессом учителей
средней школы в условиях работы.. 5

1.1 Анализ
стрессовых факторов педагогической деятельности. 5

1.2 Понятие
«совладание со стрессом» в психологии. 13

1.3 Обзор
психологических исследований стратегий совладания со стрессом учителей  23

Глава 2
Эмпирическое исследование особенностей совладания со стрессом учителей средней
школы в условиях работы.. 28

2.1
Организация исследования: описание методик, выборки. 28

2.2 Анализ результатов исследования. 40

Заключение. 43

Список использованной
литературы   44

  

Введение:

 

Современная экономическая и социальная
ситуация жизнедеятельности и функционирования человека характеризуется высоким
объемом информации, которую человеку приходится обрабатывать в достаточно
высоком темпе, нестабильность экономических, политических, финансовых условия
жизни, необходимость принимать решения с высоким уровнем ответственности и т.д.
Все перечисленные факторы и многие другие становятся источником высокой
вероятности развития стрессовых состояний у человека.

В связи с этим особое значение приобретает
то, как индивид переживает стрессовые ситуации, как функционирует внутри нее,
адаптируется к воздействию стрессовых факторов, разрешает стрессовые ситуации.
Умение продуктивно преодолевать сложности и стрессы, провоцируемые воздействием
внешних факторов, являются в настоящее время одним из наиболее важных в плане
построения эффективной жизненной стратегии и адаптации к меняющимся условиям
окружающей среды и ситуации жизни в обществе.

В связи с этим в современной
психологической науке особое внимание уделяется стратегиям адаптации к
стрессовым ситуациям, условиям, которые характеризуются высокой напряженностью,
или, иными словами, копинг -стратегиям (совладающему поведению).

Данным стратегиям, их определению,
рассмотрению условий их формирования, возрастной специфике, условиям выбора той
или иной стратегии посвящено достаточно большое количество работ отечественных
и зарубежных авторов. Большое значение имеет способность к эффективному преодолению
стресса и, соответственно, склонность к использованию конструктивных стратегий
совладающего поведения в профессиональной деятельности. Если человека склонен к
непродуктивным стратегиям переживания стрессовых ситуаций, то это может стать
причиной разнообразных профессиональных деформаций и профессионального
выгорания специалиста. Особенно важным это является для профессий помогающего
типа, категории «человек-человек», к которым относится и профессия педагога.

Объект исследования: совладающее поведение
человека в стрессовой ситуации

Предмет исследования: особенности
совладающего поведения учителей средней школы в условиях работы.

Цель исследования: проанализировать
стратегии совладающего поведения, наиболее характерные для учителей средней
школы в условиях работы.

Задачи:

1) Изучить стрессогенные факторы,
воздействующие на педагога в его профессиональной деятельности;

2) Проанализировать представления ученых о
совладающем поведении человека;

3) Проанализировать существующие
эмпирические исследования в отношении совладания учителей со стрессом;

4) Провести эмпирическое исследование
особенностей совладающего поведения учителей средней школы в условиях работы.

Гипотеза: учителя средней школы проявляют
склонность к использованию конструктивных стратегий совладающего поведения.

Методы исследования: теоретический анализ научной и периодической
литературы по теме, обобщение и систематизация полученной информации, шкала
стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS С. Хобфолла в адаптации Н. Е.
Водопьяновой и Е. С Старченковой, методика «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления»
(И.Г. Сизовой, С.И. Филиппченковой), качественный и
количественный анализ данных, методы математической обработки данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогическая деятельность расценивается
современными исследователями как одна из наиболее напряженных и подверженных
воздействию разнообразных стрессогенных факторов. В связи с этим актуальным
является исследование стратегий совладающего поведения, характерных для
педагогов.

Исследователи, как зарубежные, так и
отечественные, по-разному определяют понятие «копинг-стратегии», а также
соотношение данного понятия с понятием «психологическая защита». Так, одни
авторы считают копинг-стратегии элементом психологической защиты, другие,
наоборот, психологическую защиту элементом совладающего поведения. Также часть
авторов считает данные понятия двумя отдельными явлениями, развивающимися
параллельно и автономно.

Нами было проведено эмпирическое
исследование особенностей преодолевающего поведения среди учителей средней
школы в условиях работы. Исследование стратегий совладающего
поведения, к которым склонны педагоги, продемонстрировало следующее:
большинство педагогов склонны к выбору конструктивно-преобразующих стратегий,
направленных на изменение возникшей ситуации, либо
конструктивно-приспособительных реакций, когда человек старается максимально
адаптироваться к возникшим условиям. Лишь незначительная часть педагогов
продемонстрировала склонность к неконструктивным стратегиям поведения в
стрессовых ситуациях. Таким образом, можно говорить о подтверждении выдвинутой
гипотезы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы
исследования особенностей совладания со стрессом учителей средней школы в
условиях работы

1.1 Анализ стрессовых факторов
педагогической деятельности Профессиональная деятельность педагога рассматривается как одна из
максимально напряженных с психологической точки зрения форм профессиональной
деятельности: трудовая деятельность педагога отнесена к категории профессий,
подвергающихся воздействию значительного количества стресс-факторов, что, в
свою очередь, становится источником завышенных требований к такому обобщенному
параметру, как как стрессоустойчивость. Помимо этого следует отметить, что
исследование стрессоустойчивости и стратегий преодоления стрессовых ситуаций в
данном виде профессиональной деятельности имеет высокую актуальность в
настоящее время по причине ее увеличивающейся стрессогенной направленности,
детерминированной разрушением общественных стереотипов, социальным заказом на
воспитание молодого поколения с опорой на инновационных технологии и способы
развития социума, увеличивающейся конкуренции, обретающим значительные объемы
расслоением общества и др. Необходимо в обязательном порядке учитывать данный
фактор по той причине, что именно педагог в первую очередь отвечает за
обеспечение комфортной образовательной среды, позволяет достигнуть реального
высокого уровня комфорта данной среды в практической работе с обучающимися.
Согласно исследованиям НИИ медицины труда, к неврозам, обусловленным спецификой
выполнения собственных трудовых обязанностей, проявляют тенденцию около 60%
педагогических работников [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы