Курсовая с практикой на тему Совладание со страхом потери работы во взрослости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения совладающего поведения 5
1.1. Совладающее поведение в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Страх потери работы во взрослости 17
Глава 2. Эмпирическое изучение совладание со страхом потери работы во взрослости 30
2.1. Построение и организация исследования 30
2.2. Анализ полученных результатов 34
2.3. Практические рекомендации по применению совладания со страхом потери работы 40
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 50
Введение:
Актуальность исследования. Проблема тревожности и способы преодоления тревоги в деятельности человека рассматривается как одна из стержневых областей современной психологии. Интерес российских психологов к изучению тревожности значительно возрос в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоционального напряжения, тревоги и тревожности. Чем выше уровень, тем выше требования, предъявляемые к личности и ее эффективности. Но высокая тревожность дезориентирует как деятельность, так и приводит к психологическому неблагополучию. Яркий пример такого эмоционального напряжения – это ситуация в мире, связанная с пандемией.
Доказательством научного интереса к проблеме тревожности являются многочисленные исследования как зарубежных (А. Адлер, З. Фрейд, Ч.Спилбергер, Г. Селье, К. Хорни), так и отечественных авторов (Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М. Прихожан, Ф. Риман, Ю.Л. Ханин).
Актуальным является и вопрос раскрытия темы тревожности в гендерном аспекте. Этот аспект важен, чтобы эффективно оказывать помощь. Если тревожность имеет ярко выраженную гендерную принадлежность, то и психологическая помощь должна формироваться с учетом этого фактора.
Цель исследования: изучить метод совладания со страхом потери работы во взрослости.
Объект исследования: совладание со страхом.
Предмет исследования: совладание со страхом потери работы во взрослости.
Задачи исследования:
— Совладающее поведение в отечественной и зарубежной психологии.
— Страх потери работы во взрослости.
— Построение и организация исследования.
— Анализ полученных результатов.
— Практические рекомендации по применению совладания со страхом потери работы.
Теоретической основой исследования явились работы зарубежных авторов — А. Адлер, З. Фрейд, Ч.Спилбергер, Г. Селье, К. Хорни; отечественных авторов — Ф Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М. Прихожан, Ф. Риман, Ю.Л. Ханин.
Методическая основа исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, тестирование, качественный и количественный сравнительный анализ, методы математической статистики.
Методики психодиагностики и статистики:
1. Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина)»;
2. Математико-статистическая методика сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования: данная работа может внести вклад в исследование тревожности мужчин и женщин.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы психологами при работе со страхом, позволят составить дифференцированные психокоррекционные программы по снятию (или, по крайней мере, смягчению) высоких степеней личностной тревожности. В результате будет иметься реальная возможность для профилактики эмоционального благополучия и психического здоровья.
Эмпирическая база исследования: 50 человек, в т.ч. 25 мужчин и 25 женщин. Возраст респондентов 25 — 35 лет.
Заключение:
Человек, теряя работу, последовательно переживает несколько эмоциональных стадий. Первая из них — эмоциональный шок, стресс от потери работы, когда человек задает себе (и окружению) вопрос «почему Я?». Это тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла внезапно (неожиданное сокращение штатов, ссора с руководством, резкое падение спроса на продукцию и, как следствие, экономическая несостоятельность предприятия, ведущая к потере зарплаты и т.д.). При этом неопределенность, растерянность и страх выступают как факторы риска, подвергающие человека другим неприятностям: несчастным случаям, болезням, выбору криминального пути решения собственных проблем. Следует отметить также, что зачастую наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это может произойти. Как говорится, «ожидание смерти хуже самой смерти». Поэтому предвидение данного события, та или иная подготовка к возможной потере работы могут не только облегчить Ваше состояние, но и само положение.
Прежде всего, человеку необходимо относиться философски к этому событию, помнить, что новую работу рано или поздно приходится искать всем.
В эмпирическом исследовании выявлялись особенности психологической защиты (совладание), связанной со страхом потери работы.
Для исследования были применены методики:
1. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Опросник Плутчика Келлермана Конте.
2. Методика психодиагностики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, в совладания Ю.Л. Ханина. Используемая методика позволила установить уровень ситуативной и личностной тревожности мужчин и женщин.
3. Тест Айзенка.
С помощью методик была проведена психодиагностика выборки в размере 15 человек с целью выявления психологической защиты и уровня тревожности. Для определения зависимости уровня психологической зависимости и тревожности личности был проведен сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента.
В результате анализа получены следующие результаты.
У мужчин и женщин выявлены средний уровень личностной и низкий уровень ситуативной тревожности что соответствует среднему уровню психологической защиты. Достоверных различий не установлено.
Были предложены рекомендации для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ изучения совладающего поведения
1.1. Совладающее поведение в отечественной и зарубежной психологии
Исследование проблемы совладания с трудной жизненной ситуацией велось как в западной психологии, в рамках концепций совладания со стрессом, так и в отечественной науке, с точки зрения овладения человеком своим поведением и преодоления трудностей в деятельности.
Зарубежные концепции совладания связаны с понятием «стресс». Первоначально этот термин возник в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего совладающего синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье) [166]. Впоследствии данный термин стал употребляться очень широко, чаще всего определялся как склонность к определенному поведению или образу мышления. Например, страх перед змеями может быть психологической адаптацией, которая помогает защитить людей от травм или смерти в результате укуса. Исследования, анализирующие универсальные сходства в человеческом мышлении, могут выявить и другие психологические совладания. Точно так же, как подавляющее большинство людей рождаются с ногтями, определенное поведение или наклонности, которые возникают, несмотря на культурные различия, могут указывать на то, что они эволюционировали потому, что помогли выжить прошлым поколениям.
Для описания процессов оценки угрозы и защитных процессов, ответных действий человека, которые она порождает, в зарубежной психологии был введен термин «coping stress» и «coping behavior» (преодоление стресса, совладающее поведение). Впервые термин «coping» был использован Л. Мерфи в 1962 г. Позднее использовался для обсуждения общего совладающего синдрома, который представляет собой процесс реагирования организма на стресс.
Общий адаптационный синдром протекает в три стадии, которые:
— Тревожная реакция: Эта стадия — это когда срабатывает реакция на борьбу или бегство. Выделяются гормоны стресса, в том числе кортизол и адреналин. Кто-то может испытывать учащенное сердцебиение и кровяное давление, когда происходит тревожная реакция.
— Сопротивление: Стадия сопротивления фокусируется на балансировке гормонов и физиологических реакций, которые были вызваны во время первой стадии. Если стресс исчезнет во время стадии сопротивления, реакции организма вернутся к норме; если стресс сохранится, организм останется в режиме стресс-реакции.
— Истощение: Люди, которые испытывают стресс в течение длительного времени, могут оказаться в стадии истощения. Это происходит, когда тревожная реакция организма была вызвана и не рассеялась, истощив организм его энергией. Те, кто достиг стадии истощения, могут сообщать об усталости, тревоге, депрессииили других проблемах с психическим или физическим здоровьем.
В современной психологической литературе выделяется три подхода к исследованию совладания: психодинамический, диспозициональный, когнитивно-поведенческий.
Хотя общий совладающий синдром, связанный с адаптацией в зарубежных исследованиях) является естественным физиологическим процессом, он может негативно повлиять на психическое здоровье человека, когда его стрессовые реакции выходят из-под контроля или становятся трудноуправляемыми. Практика техник релаксации, таких как дыхание или медитация, может помочь. Если вы чувствуете себя подавленным стрессом, специалист по психическому здоровью может помочь решить проблемы и овладеть навыками контроля над стрессорами в вашей жизни [22].
Согласно Н. Хаан, если человек в состоянии справиться с ситуацией, стратегии преодоления характеризуются как целенаправленные, гибкие, в стрессовых же обстоятельствах личность сохраняет целостность за счет искажения реальности, внешне обусловленных ригидных защитных стратегий, которые скорее отражают проявление тревоги, чем способствуют решению проблемы [22].
Гедоническое совладание, также называемой “гедонической беговой дорожкой”, относится к доказанным исследованиям тенденции людей довольно быстро возвращаться к стабильному уровню счастья после болезненного или приятного события. Он также может быть применен к различным сильным эмоциональным состояниям и может объяснить, почему люди привыкают к событиям, которым они неоднократно подвергались. Эта тенденция может быть вызвана психологической адаптацией, которая держит нас заземленными и сосредоточенными на текущих проблемах, требующих нашего внимания.
Хотя эти две концепции имеют некоторое сходство, гедоническое совладание в конечном счете отличается от процесса десенсибилизации. При гедоническом совладании взгляд человека на событие как на положительное или отрицательное постепенно возвращается к более нейтральному взгляду на ситуацию. Между тем десенсибилизация относится к более общему отсутствию восприятия или реакции на событие, которое когда-то вызвало реакцию.
Сторонники диспозиционального подхода (Г. Олпорт, И.А. Джидарьян, Д. Роттер, С. Мадди и др.) рассматривают копинг как относительно стабильные черты личности или стиль поведения индивида. Диспозиционный подход нацелен на поиск ответа на вопрос, существуют ли особые личностные качества, способствующие лучшему совладанию с трудностями. Ключевой вопрос данного направления — определение степени эффективности определенных диспозиционных тенденций, обозначаемых как стили совладания, определение того, насколько успешно они обеспечивают позитивные результаты, такие, как улучшение здоровья и психологическое благополучие. В рамках данного направления установлено, что некоторые личностные черты влияют на способы, которыми люди справляются со стрессом (оптимизм, уровень самоуважения, локус контроля, автономность и др.).
Представители когнитивно-поведенческого подхода (Р.С. Лазарус, С. Фолкман, Б.К. Хоустон, Ф.К.М. Перец, Ф.К. Халлиган) рассматривают копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [22].
Р.С. Лазарус и С. Фолкман выделили два вида копинга: копинг, нацеленный на эмоции (регуляция эмоций), и копинг, нацеленный на проблему (устранение проблемы, вызывающей дистресс) и два глобальных типа стиля реагирования – проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный [22]. можно интерпретировать как перцептивное обучение, возникающее в результате воздействия несоответствия. Люди, которые носят призматические очки во время активного, самоинициированного движения, как правило, демонстрируют большую степень совладания, чем те, кто сидит неподвижно или пассивно двигается. По-видимому, условия, усиливающие воздействие несоответствий, облегчают адаптацию. Представляется вероятным, что адаптация отражает процесс обучения. процесс, в ходе которого воспринимающий переоценивает один или несколько источников сенсорной информации, чтобы уменьшить свое переживание несоответствия. Например, информация, генерируемая рецепторами, которые реагируют на напряжение в скелетных мышцах, может быть переоценена, чтобы устранить несоответствие между ощущаемым и видимым положением.
Часто высказывается предположение, что адаптация к призматическим очкам может включать в себя те же процессы, которые служат развитию восприятия у младенцев. Действительно, некоторые условия, которые экспериментально облегчают адаптацию к искажению призмы, также кажутся необходимыми для повседневного развития восприятия (например, активное, самоинициированное движение) [22].
Когнитивный подход к преодолению учитывает роль оценочных суждений о характере требований ситуации к человеку и о его личностных возможностях по преодолению, формирование представлений о субъективной значимости проблемы и последствий воздействия стресс-факторов, поиск и выбор стратегий преодоления, наиболее адекватных характеру ситуации и индивидуальным ресурсам организма и психики.