Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Советская культура 1960-х годов: основные тенденции и проблемы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 1
Глава 1. Политика партии в области культуры 5
Глава 2. Развитие системы образования СССР в 1960-х годах 10
Глава 3. Развитие науки в 60-е гг. 13
Глава 4. Искусство в 60-е гг. Новые тенденции 17
4.1. Основные направления в живописи и скульптуре 18
4.2 «Оттепельная» литература 23
4.3 Особенности архитектуры 60-х гг. 25
4.4 Музыка и театр в период «оттепели» 26
4.5 Тенденции развития кино 28
Заключение 32
Список литературы 35

  

Введение:

 

Тема культурного развития всегда является актуальной для любого государства, так как в ней кроется ключ к пониманию многих аспектов общественной жизни и исторического пути любого народа. Многие художники, музыканты, драматурги и литераторы творят и по сей день под влиянием «оттепельных» традиций. Шедевры искусства того времени не теряют популярности и в наши дни, так как изобилуют примерами героев положительных, нравственно чистых и здоровых, с четкими жизненными установками и активной жизненной позицией. Однако не мало в произведениях того времени и лукавого юмора, часто и сатиры, а в более поздний период даже злобноватого сарказма.
Хронологические рамки работы включают период 1960-х гг. Это конец хрущевской «оттепели» и начало брежневского застоя.
Объект – советская культура в 1960-е гг.
Предмет основные тенденции и проблемы в культуре СССР 1960-х гг.
Источниковая база
Источниковая база по исследуемым вопросам довольно широка и разнообразна. Она представлена разными группами. Довольно большая часть документов уже опубликована в газетах и сборниках документов. Среди них и законодательные, официальные документы, материалов РГАЛИ, РГАСПИ и др. Существуют мемуары деятелей культуры, письма, дневники. Но так как нами была поставлена задача рассмотреть политику партии в области культуры, то наиболее интересна для нас в рамках данной работы официальная сторона вопроса. Освещение восприятия и отношения общества к линии партии и результатам культурной политики может быть произведено в рамках отдельной работы, так как представляет собой довольно широкий круг вопросов, выполнить обзор, которого в рамках нашей работы не представляется возможным ввиду комплексности и объемности проблемы.
Наиболее широко нами использовались официальные документы и законодательные источники, опубликованные на страницах газеты «Правда», сборниках документов (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1986); КПСС о культуре, просвещении и науке; Цензура в Советском Союзе. 1917-1991 и др.) . Опубликованные в сборниках документы показывают, насколько широк был круг вопросов развития культуры, науки и просвещения находящийся под контролем ЦК КПСС. Особое место в приведенном списке занимает сборник документов «Цензура в Советском Союзе. 1917-1991» составленная Блюмом А.В., содержащий не только тексты документов, ранее не публиковавшийся, но и ценные комментарии, способствующие лучшему пониманию эпохи и условий, в которых появлялись публикованные документы, что в свою очередь помогает проследить планомерное наступление советской идеологии на культуру.
Так же нами использовались материалы Полного собрания сочинений В. И Ленина, которые являются важным источником информации при изучении истории советского периода, поскольку труды Владимира Ильича лежали в основе идеологической составляющей деятельности КПСС.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Литература о культуре СССР в 1960-е гг. разнообразна. На интересующую нас тематику существуют монографические работы, статьи, опубликованные в различных журналах, авторефераты и диссертации.
Написано много научных работ по интересующим нас вопросам, раскрывающих особенности формирования отдельных направлений советской культуры в 1960-х годах. Например, статья Русская скульптура Советского периода, прослеживающая изменения тенденции в работе скульпторов с 1918 по 1980-е года. Наиболее подробный обзор советского искусства дан в работах Алленова М. М, Павлова П.А., Будяк Л.М. в них содержатся подробные сведения о развитии отдельных видов искусства – живописи, архитектуры, скульптуры, кино и др.
Стоит отметить ставшие наиболее полезными для нас работы Букиной Т.В. о социологии музыки, обзорную работу Белошапка Н.В. о взаимоотношениях культуры и власти, выделяющей особенности формированию политики в области культуры, Беляевой К.С. о литературном творчестве в СССР периода «оттепели» и др.
Глубокий анализ процесса эволюции киноискусства в СССР от периода «оттепели» к брежневскому «застою» был дан Зорской Н.М. а так же в коллективной монографии «История киноотрасли в России управление, кинопроизводство, прокат», включающей в себя несколько томов и изданной в Всероссийском государственном университетом кинематографии имени С.А. Герасимова и написанной коллективом авторов.
Особое положение культуры и образования в системе идеологической деятельности КПСС отражается в работах Федотова А.А., Фирсова Б.М. и других.
Особенно интересны диссертационные работы Никоновой С.И. и Раскатовой Е.М. о взаимоотношениях власти и интеллигенции, показывающих сложность и многогранность их взаимодействия.
Цель исследовать состояние культуры в СССР в 1960-е гг.
Задачи:
1. рассмотреть основные тенденции и проблемы в области образования, науки, искусства;
2. рассмотреть какова была политика партии в этот период в отношении культурной сферы жизни страны.
Методология исследования
Методологическая основа исследования включает в себя: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), частные и специальные методы исследования (конкретно-исторический и аналитический).
Структура работы:
Работа состоит из введения, 4 глав и заключения. В первой главе рассматривается какова была политика партии в области культуры в 60-е гг., Глава вторая посвящена развитию системы образования СССР в 1960-х гг. В третьей главе исследуется развитие науки в 60-е гг. В четвертой главе изучены новые тенденции в искусстве 60-х гг. Описаны основные направления живописи и скульптуры, литературы периода «оттепели», особенности архитектуры 60-х гг., развитие музыки, кино и театра в период «оттепели».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1960-е гг. стали интереснейшим периодом в истории культуры. При большом количестве преград на пути творческого поиска в этой области наша страна достигла больших успехов. Во всех отраслях искусства в 1960-е гг. произошел уход от искусства ради него самого. Теперь творческий человек не мог позволить себе роскошь самовыражения, свободного вдохновения. Отныне он творил с оглядкой на партийные директивы. Он служил народу и идеям, в которых часто был разочарован, не верил им ни на минуту. Позднее из этого выросло такое явление, как двоемыслие и диссидентство. На публике люди вели жизни праведных строителей коммунизма, верящих в светлое будущее, а оставаясь наедине с собой или ближайшими проверенными друзьями говорили об ином.
Творчество превратилось в тяжкий труд, а талант – в нечто, что налагает тяжкие обязательства, в некое бремя, нести которое подчас не мотивировали ни оплата труда, бывшая низкой, ни положение в обществе, ни качество результата собственного труда, который, как правило, выходил пресным и банальным. Очень большое количество произведений советских авторов были проходными. Скульпторы ваяли бесконечные головы и бюсты Маркса и Ленина, архитекторы проектировали бесчисленные и безлики «типовые» здания, качеством которых не могли гордиться, музыканты писали бодрые марши, под которые люди из серых «типовых» зданий должны были радостно и вдохновенно шагать на заводы, и т.д.
Однако советское культурное наследие 1960-х гг. весьма богато. Нам достались выстраданные шедевры кино, живописи, литературы и многое другое, что составляет предмет национальной гордости и пробуждает искренний неподдельный патриотизм.
Справедливости ради, стоит отметить, что в любой эпохе есть творцы, достигшие небывалых высот, и есть авторы проходные. Просто творить в условиях жесткого идеологического контроля несколько сложнее. Политика партии загоняла людей искусства под четкие и определенные рамки, а для рождения шедевра благоприятнее свобода.
Структура управления культурой в стране не была четкой. Сбивали с толку противоречащие друг другу распоряжения, отдаваемые в печатном виде со страниц, скажем, «Правды» и те, что спускались по звонку. Идеология давала мало простора для фантазии. За ее чрезмерный разгул можно было лишиться свободы или даже жизни, подвергнуть опасности родных и близких. Такой прессинг выдерживали не все.
Кроме того, такие рамки давали ограниченный набор средств выразительности. Тиражированные образы красного знамени, мудрых вождей, картин светлого будущего, очаровательных пионеров и всего подобного не вдохновляли ни простых людей, потребителей советского искусства, ни самих творцов. Отсюда тяга ко всему запрещенному, рождение субкультур, тем более привлекательных и романтизированных, чем более они были преследуемы.
Итак, основными тенденциями развития культуры в СССР в 1960-е гг. были: развитие культуры в рамках партийной идеологии и в строгом соответствии с директивами власти, культура СССР развивалась в русле общемировых направлений искусства, расцвет культуры под влиянием «оттепельных» процессов и последующий жесткий контроль в период застоя со второй половины 1960-х гг., который спровоцировал снижение темпов культурного развития.
Основными проблемами являлись: нехватка простора для творческих поисков, связанная с жестким контролем и сверхцентрализацией управления культурой, недостаточно развитая кино инфраструктура, цензура, расхождения в директивах, присланных партийным руководством и их интерпретацией на местах, недостаток финансирования, нарастающее настороженное и скептическое отношение к ценностям социализма.
Нехватка финансирования, недостаточность материально-технической базы школ, привели правительство осенью 1963 г. к выводу, что средняя школа не подходит подготовки квалифицированных кадров для предприятий и строек. На заочные и вечерние формы среднего образования возлагались большие надежды, но и они не оправдались. Большинство детей выбирало одиннадцатилетнее обучение в школе. Политехнизация привела к угасанию интереса к гуманитарным предметам.
ЦК КПСС и правительством было принято решение о возвращении двухлетней средней школы на базе восьмилетки. Полное среднее общее образование вновь стало десятилетним.
В целом переход ко всеобщему среднему образованию – это положительный момент. Однако программы обучения усложнялись, и дети с трудом их усваивали. Авторские методики В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, Ш. А. Амонашвили дали свои плоды, однако массовое их внедрение было невозможно, для этого требовалась серьезная перестройка всего образовательного процесса. Увеличивается число студентов ВУЗов, что в целом тоже сыграло положительную роль в подготовке кадров.
Таким образом, в период 1960-х гг, называемый «оттепелью», были сделаны довольно большие успехи в области культуры. Многими достижениями того периода мы пользуемся и по сей день.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Политика партии в области культуры
В 1960-х гг. политика партии являлась определяющим фактором во всех сферах жизни общества. Партийный гнет тяжким бременем лежал на всех деятелях культуры, однако руководство осознавало, что такой подход негативно сказывается на этой сфере. Советская культура прошла много испытаний. Это и сталинские репрессии, и сложнейшее время Великой Отечественной войны, и годы главенства Агитпропа. В.И. Ленин в своей статье, опубликованной в 1905 г. под названием «Партийная организация и партийная литература», иначе поставил вопрос о взаимоотношениях литераторов и партии. Коммунистическая партийность не только не должна ограничивать свободу творчества, но и открывает широкие возможности для наиболее полной реализации талантов, отдавших себя служению народу . Ленин исходил из того факта, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Обречены на провал попытки художников, пытающихся сохранить свободу творчества в условиях капитализма, порождающего финансовую зависимость. Истинная свобода, считал он, творчества (а не индивидуалистическое своеволие) достижима только на путях служения народу, руководимому партией. Поэтому все этапы развития советского искусства и архитектуры в нашей стране связаны с развитием советского общества, с основополагающей деятельностью партии и ее политикой.
Эта руководящая деятельность проявлялась в разработке и реализации постановлений съездов партии и пленумов ее ЦК, разъяснении деятелям искусства посредством писем, декретов, решений Советского правительства, широкой просветительской, воспитательной работе, посредством СМИ. Много сделано было и для развития художественного образования, сохранения памятников искусства и старины, подготовки квалифицированных кадров творческих работников, забота о материальном обеспечении художников, меры по внедрению эстетики в промышленное производство. Особой важностью обладают решения партии по идеологическим вопросам, что особенно проявилось в изучаемый период.
Главной задачей идейно-воспитательной работы в современных условиях партия видела идеологическое обеспечение и претворение в жизнь Программы КПСС, создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание нового человека; повышать политическую бдительность, вести развернутое наступление против империалистической идеологии, против пережитков прошлого в сознании людей .
Советское искусство развивалось не только под влиянием социалистического строя, гарантирующего свободное развитие наций, освоения лучших национальных традиций советских народов, но и активнейшего овладения всем мировым художественным наследием.
В первой половине 60-х гг. буквально во всех союзных и автономных республиках складываются качественно новые своеобразные национальные школы. Это особенно становится заметным на тех крупных всесоюзных выставках 60-х гг., где экспозиция была построена по принципу разделения на республиканские разделы. При этом национальное своеобразие как некая совокупность образно-стилистических черт стало особенно заметным. Формируются национальные вариации общей советской культуры. Одни и те же смыслы выражались по-разному и носили национальный колорит.
Т. Салахов, М. Савицкий, Э. Илтнер, И. Клычев, Э. Пылдроос, М. Аветисян, Р. Гибавичюс, М. Греку, Б. Швелидзе и др. достигли в своем творчестве органического сочетания национальных традиций с традициями русского и мирового реалистического искусства и вместе с тем создали нечто принципиально новое с точки зрения национального своеобразия. Разрыв между крупными художественными центрами и так называемой «периферией» либо совсем исчез, либо сократился до минимума. В результате этого само понятие «художественной провинции» отошло в прошлое.
Со второй половины 1960-х гг. развитие культуры в СССР на долгие годы вновь начала определять политика, основанная на культурном консерватизме, при котором основная функция культуры сводилась к осуществлению политико-идеологического воспитания. Этот период был также отмечен усилением вмешательства партийно-государственных инстанций в творческий процесс.
Во взаимодействиях государственных и партийных органов приоритетным всегда было «партийное решение». Самые важные установки задавались официальными постановлениями ЦК КПСС, имевшими декларативный характер. Помимо них действовал целый ряд специальных постановлений, которые, обращенных к органам управления и конкретизировавших общие положения ранее принятых документов. Обычной практикой была передача мнения партийных функционеров по телефону руководителю министерства или отраслевого комитета, а те в свою очередь сами разъясняли его представителям творческой интеллигенции. В ходе контроля партийные инстанции нередко вносили коррективы в решения государственных органов, напрямую вмешивались в процесс управления. Вся ответственность за реализацию решений возлагалась на государственных чиновников, даже в том случае, если решения эти исходили от партийных инстанций.
Анализ кадровой политики и кадрового состояния в сфере управления культуры позволил прийти к выводу, что основная тенденция на «поддержание стабильности» в этой сфере просматривалась только на уровне руководителей основных подразделений партийно-государственного аппарата: заведующего отделом культуры ЦК КПСС, министров союзного министерства культуры и руководителей Госкино СССР. Ощущался сильный кадровый голод, связанный с низкой оплатой труда в этой сфере и номенклатурной клановостью при замещении должностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы